От станции к дворцу
Девять километров и сто метров, тридцать три минуты путешествия сквозь ноябрьскую промозглость; за окнами леса и болота, а в мягком вагоне тепло и уютно. Отправившись в путь 8 ноября 1939 года со станции Родина до станции Счастливая, пассажиры первого рейса горьковской детской железной дороги ни минуты не сомневались, что едут к счастью.
Автозаводский Дворец Бракосочетания сегодня…
Незатейливость и прямолинейность агитпропа 30-х кажущаяся: названия как конечных, так и промежуточных станций — Маяковская и Пушкинская — изящный идеологический посыл. Концепция города-сада «пышно и горделиво возносящегося из тьмы лесов, из топи блат» вдохновляла инженеров-проектировщиков, строивших город будущего в приокской низине, местами заболоченной, изрезанной множеством мелких речушек и ручьев.
...это станция детской железной дороги в прошлом
Мечта любого архитектора — свободно творить на свободном месте. В конкурсе на лучший проект помимо советских специалистов участвовали иностранные. Первоначально отдавали предпочтение хорошо всем известной микрорайонной планировке. Необходимый, поначалу самый минимальный набор компонентов инфраструктуры, находился, как сейчас принято говорить, в шаговой доступности. Улицы имели непривычный вид — дома были обращены к ним торцом, среди специалистов такая застройка называется строчная. Внутри оказывались не только дворы, но и фасады; практически все окна выходили в зеленую внутриквартальную зону. Собственно, Автозавод отделялся от жилых районов внушительной парковой полосой. А бульвары, вольготно раскинувшиеся в границах проспектов Октября, Кирова, Ильича, где начиналось жилищное строительство Автозавода, радуют взор и поныне. Но простота и функциональность в качестве градостроительной идеологии недолго оставались в распоряжении архитекторов — Советский Союз становился империей и формировался новый идеологический заказ.
Сталинский ампир
Название стиля, господствовавшего в 30-50-е годы XX века, появилось позже и имело поначалу ироничный оттенок — помпезность малой группы комфортабельных домов среди моря убогих построек раздражала.
Ампир (от французского — empire — империя) оказался востребованным в стране, поставившей в XX веке беспрецедентный социальный эксперимент. Руководство страны настоятельно рекомендовало «осваивать классическое наследие» и игнорировать подобные рекомендации было себе дороже. На смену функциональной строчной застройке приходят улицы с поистине дворцовыми фасадами. Желтые и серые «бусыгинские» дома по проспекту Октября, имеющие на сегодняшний день статус памятника, в 30-е годы были политическим пиаром. Но не только: проспект планировалось вести дальше, в направлении нынешнего второго Соцгорода. Планы нарушила война, и на долгие годы памятником несостоявшемуся светлому будущему стал дворец в чистом поле.
Иной великолепный ландшафт словно призывает к возведению столь же великолепного дворца — так родилась поистине сказочная долина замков на Луаре во Франции. Задача архитектора не нарушить своим творением гармонию природы — полет авторской фантазии смиряется гиппократовским «не навреди».
Строительство не то что дворцов — целых городов в «гиблых» местах, своего рода национальный бренд, и, если хотите, родовая черта, присущая имперскому мышлению. Детская железная дорога, проложенная по пустынным окраинам, намечала, вместе с тем, некий пунктир дальнейшего развития. То, что сейчас называется рекреационной зоной, должно было стать первым шагом. Но ни парк, ни спортивные сооружения не появились, запланированный ансамбль не состоялся, и концепция обширной территории распалась. Сам дворец, возведенный по проекту Б. М. Анисимова, за те же полгода, что и вся ДЖД, ожидала хотя и непростая, но счастливая судьба. Малая железная дорога, оснащенная по последнему слову техники, успела проработать менее двух лет: началась война. Здание, созданное как имиджевое, использовалось в соответствии с нуждами военного времени строго функционально. Тяжелые годы войны стали испытанием для зданий, построенных в рекомендованном стиле освоения классического наследия. Изящные балюстрады в итальянском стиле крошились, не выдерживая температурных колебаний, открытые прогулочные балконы принимали на себя тонны снега, сосульки обрушивали затейливые карнизы. Работа ДЖД возобновилась лишь в 1946 году. Анисимов, чья должность именовалась «Архитектор управления по расширению автозавода», наблюдал за своим детищем. После войны, уже без всякой градостроительной концепции, стихийно застраиваются некогда пустынные районы вокруг железнодорожной ветки, и остро встает транспортная проблема.
Детская дорога теряет былую воспитательную и образовательную роль, роскошные вокзалы — дворцы детства, превращаются в обычные остановочные пункты. Комсомол, педагогическая общественность, да и само руководство ДЖД пытаются переломить ситуацию, но безуспешно. Идеология понемногу отходит на второй план и лучшая в стране ДЖД финансируется по остаточному принципу. Работы по реставрации «итальянского палаццо» ощутимо ударяют по карману Горьковской железной дороги, на чьем балансе и находится станция Счастливая. Что делает собственник проблемной недвижимости в наши дни? Правильно, сдает в аренду. На ГЖД деньги считать умели и в советское время, поэтому станцию сдали в аренду Автозаводу под клуб. Зрительный зал на 200 мест был чудо как хорош! Лишь на рубеже 50-60-х переживает детская дорога короткое возрождение, едва не закончив свою историю катастрофой. К середине 60-х дорога, требовавшая особого режима эксплуатации, повышенных мер безопасности стала ощутимо мешать. Законный, легальный демонтаж был немыслим. Те, кто дал роковую команду о расшивке путей под покровом ночи, очевидно, заручились поддержкой о-о-чень влиятельных людей. Оказавшись отрезанной от большей части пути, станция Счастливая около десяти лет работала как Дом технического творчества, а в конце 70-х стала Дворцом бракосочетания. Новую жизнь старый дворец обретал под руководством своего «родителя»: архитектору Анисимову на закате жизни довелось вернуть первоначальный блеск самому известному своему творению. Золотые часы, подаренные на открытии станции в далеком тридцать девятом, начали новый отсчет.
Екатерина НИКОЛИНА
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Станция «Счастливая» | Ивкова А. Станция «Счастливая» : [об истории здания автозаводского Дворца бракосочетания] // Нижегородский рабочий. – 2012. – 6 марта. – С. 26 |
2 | Дела семейные | Гордин, А. Дела семейные : [об Автозаводском Дворце бракосочетания] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 9-23 дек. (№ 33). – С. 4 |
3 | Где живешь, праздник? | Погорская, Т. Где живешь, праздник? : [Автозаводскому Дворцу бракосочетания – 25 лет] // Автозаводец. – 2004. – 17 февр. – С. 3.– фот. |
4 | Счастливая Родина | Музычук, Ю. Счастливая Родина : [станция «Счастливая» ныне Дворец бракосочетания)] // Новый Автозаводец. – 2003. – 20 марта. – С.5. – фот. |
5 | Как «Автозаводец» помог загсу дату рождения установить | Кулькова И. Как «Автозаводец» помог загсу дату рождения установить // Автозаводец. – 2001 . – 1 дек. – С. 2 |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
6 | Дом-крепость на четырех улицах | Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было). |
7 | Где стояла Афродита | Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива). |
8 | "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" | Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6. |
9 | Дом-ребус | Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород). |
10 | Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити | Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17 |