"Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия"
Завершаем публикацию интервью о конструктивизме с доктором архитектуры, профессором ННГАСУ Ольгой Орельской. Во второй части беседы говорим об архитектурном своеобразии «Дома чекиста» на Малой Покровской, о том, что такое постконструктивизм и где авангардная архитектура представлена в городе наиболее выигрышно.
– Иностранцы как малые дети восторгаются «Домом чекиста» на Малой Покровской. Почему именно этот образец архитектуры конструктивизма привлекает столь пристальное внимание?
– В Нижнем Новгороде впервые в нашей стране начали возводиться жилые кварталы из секционных капитальных домов с большими квартирами для рабочих и внутридворовыми зелеными пространствами. Дома-коммуны – новый тип жилого дома, который отвечал идеям коллективизации быта трудящихся. В Нижнем Новгороде построено пять домов-коммун. Речь идет об экспериментальных сооружениях, которые помимо квартир и жилых ячеек включали в себя различные помещения для обслуживания жильцов. К сожалению, у нас до сих пор существует недопонимание ценности исторической застройки в годы первых пятилеток. Возьмем дом-коммуну, который называют «Домом чекиста». Здание строилось как ведомственный дом-коммуна «переходного типа». Наряду с жилыми ячейками (комнатами), предназначенными для гостиницы, там были квартиры со всеми удобствами (от двух- до четырехкомнатных) для семей сотрудников НКВД. На первых этажах располагались вестибюль, фойе, театральный зал, столовая, библиотека, кружковые, тир, спортивный зал. Дом имел компактное объемное решение и отличался камерностью. Архитектурное решение выполнено в стиле конструктивизма. На фасадах четко прочитывается функциональное назначение помещений. Лестничные клетки имеют вертикальное остекление, полукруглые балконы говорят об индивидуальных квартирах, ленточные балконы принадлежат гостиничным номерам.
– Давайте перечислим наиболее яркие образцы архитектуры конструктивизма в Нижнем Новгороде…
– В первые годы советской власти в городе активно строились конструктивистские объекты. В частности, стадионы (например, «Локомотив»), школьные здания со светлыми рекреациями, актовыми и спортивными залами, школьными обсерваториями. Яркий пример – школа на Верхневолжской набережной, построенная по проекту архитектора А. Яковлева в 1927 году. Сейчас там располагается Институт травматологии и ортопедии. В конструктивистском ключе строились дворцы культуры, рабочие клубы, гостиницы. В Нижегородском кремле в 1931 году возведен Дом Советов (архитектор А. З. Гринберг) – ныне памятник конструктивизма федерального значения, который до сегодняшнего дня остается административным центром управления городом.
– Существует версия, что следующая фаза развития конструктивизма – постконструктивизм – появилась потому, что в начале 1930-х годов Сталин запретил строить здания в конструктивистском ключе. Постконструктивизм – это компромисс между собственно конструктивизмом и так называемым «сталинским ампиром»?
– В начале 1930-х годов новаторские и авангардные течения стали подвергаться резкой критике со стороны властей. Советская архитектура к тому времени уже добилась успехов в формировании новой городской среды. Однако аскетизм, ставший нормой жизни трудящихся в трудные послевоенные и послереволюционные годы, проявлявшийся в лаконизме и простоте архитектурных форм, а также порой низкое качество строительства со временем стали отвергаться общественным сознанием. Успехи социализма ставили в том числе новые идеологические задачи, связанные с отображением социальных побед средствами архитектуры. Нужны были иные средства выразительности. Прямого запрета строить в стилистике конструктивизма не было. В 1932 году советская архитектура изменила свою стилистическую направленность. Конструктивизм, достигнув своего расцвета, перешел в следующую стадию развития – постконструктивизм (или обогащенный конструктивизм). Происходила переоценка ценностей в архитектуре, шло привлечение пластических приемов и форм, заимствованных из классической архитектуры.
– В каких зданиях и сооружениях в Нижнем Новгороде архитектура постконструктивизма представлена наиболее выигрышно?
– В 1930-е годы наметился переход к парадности и монументальности. Жилые дома теперь были призваны оформлять архитектурный облик городских магистралей. Квартиры становились более комфортабельными и удобными. Жилая площадь значительно увеличивалась. Повсюду строились новые типы домов для специалистов. Например, жилой дом № 5 по улице Минина. По проектам известных столичных архитекторов на Автозаводе возвели квартал № 8 со знаменитым радиусным домом, а также квартал № 4 на проспекте Октября. Росла этажность, появилось разнообразие в решении фасадов, внимание к деталям. Архитектурно-планировочная и объемно-пространственная композиция пока еще оставалась функционально конструктивистской. Тогда как во внешних формах здания появились пластические детали, не определяемые конструкциями или функцией. Из зданий общественного назначения в 1930-е годы интересными примерами архитектуры постконструктивизма могут служить здание универмага и киноконцертный зал «Мир» в Автозаводском районе, Дом студента с кинотеатром «Рекорд» на Алексеевскаой улице, Оперный театр, станции Родина и Счастливая Детской железной дороги. …По значимости конструктивизм и постконструктивизм в истории отечественной архитектуры сравнимы с целой эпохой. Степень активизации архитектурного творчества в этот период не имеет себе равных в архитектуре ХХ столетия.
Сергей Анисимов
Фото из архива Ольги Орельской
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Где стояла Афродита | Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива). |
2 | Дом-ребус | Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород). |
3 | Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити | Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17 |
4 | Прогулка в прошлое | Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения) |
5 | Единственный в районе | Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6 |
6 | Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу | Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018. |
7 | Благородная кривизна | Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3 |
8 | Здание школы № 126 теперь под защитой государства | Здание школы № 126 теперь под защитой государства : [о включении здания школы № 126 в список объектов культурного наследия Нижегородской области] / подгот. Е Крюкова // День города. Нижний Новгород. – 2016. – 29 июня-5 июля (№ 50). – С. 5 |
9 | Парк советского периода | Штейман М. Парк советского периода : [об Автозаводском парке культуры и отдыха]. – Патриоты Нижнего Новгорода. – 2015. – 3 июня (№ 19). – С. 12-13 |
10 | Соцгород: недооцененное достояние | Анисимов, С. Соцгород: недооцененное достояние : [о проекте "Соцгород. Пробелы"] // День города. Нижний Новгород. – 2015. – 10-16 февр. (№ 10). – С. 7. |