Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу

Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018.

NN.RU запускает новый проект, мы будем рассказывать про необычные дома Нижнего Новгорода. Начнем с Бусыгинских домов на Автозаводе, и узнаем, что общего между советским идеальным домом и современными жилыми комплексами.

В Сером бусыгинском доме 55 подъездов, 450 квартир

— В 1929 году было принято решение о строительстве Горьковского автозавода. В 1932 году он был запущен. Одновременно с этим шло строительство Соцгорода. Изначально, когда строили Соцгород его рассматривали, как идеальную модель города будущего для советских рабочих, некоего идеального города, — рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории и культуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Гордин. — Принцип жизни в этих домах будет связан с «домами-коммунами» или «жилыми комбинатами», и в них многие места будут общественными. Так, нужно было раскрепощать женщин, чтобы они тоже трудились на заводе, а ведь домашние хлопоты занимают очень много времени, поэтому предполагались столовые, детские сады, спортивные залы и так далее. Эту красивую идею реализовать не удалось. Но ведь сама концепция действительно прекрасная. Мы сейчас смотрим, например, на московские крупные проекты, на большие жилые дома. Это же инфраструктура, а не только квартиры. Здесь и рестораны в доме, магазины, спортивные площадки, бассейны, детские игровые комнаты… Это, конечно, другой, но тоже такой идеальный дом. Наверно, частично эта идея оттуда. Но в тех условиях — очень ограниченных ресурсов, когда все силы бросали на производство, реализовать ее не удалось.

Идею идеального города для советского человека до конца реализовать не удалось

Соцгород Автозавода начался с первого и второго квартала — типовых 4-этажных кирпичных домов строчной застройки по проспекту Молодежный и проспекту Ильича.

Строительство первых кварталов Автозавода

— Они должны были стать домом-комбинатом, соединиться в один комплекс домов со столовой, клубом. Планировалось как: вот жители с утра встают, идут на зарядку, потом в столовой завтракают, идут на работу, вечером домой. Удалось построить только одну клуб-столовую, потом прекратили строительство. Это было в самом начале 30-х годов, — описывает специалист. — Жилья всем не хватало, поток рабочих на завод был колоссальным, поэтому одновременно строились барачные поселки и щитковые дома. Это достаточно примитивные сооружения, которые тогда окружили Автозавод. Примерно к 1932-33 годам управление коммунального строительства автозавода начинает разрабатывать проект третьего квартала. Он уже не строчной застройки, а типовой прямоугольной формы. Внутри квартала дома образовывают букву «ш». Внутренние территории предназначались для детского сада, игровых и спортивных площадок.

Так Желтый бусыгинский дом выглядит сейчас

Этот квартал в последствие стал называться Желтым бусыгинским. Его строили в 1933-38 годах.

Проект квартала разрабатывал в 1932–1933 годах коллектив института Горстройпроект, архитекторы Н. П. Розанов, М. Любофеев, Б. М. Анисимов, Н. Юргин, Н. П. Дрейзен и другие.

Дома соединяли балконы-переходы

— Он уже сильно отличался по своему декору, приобретал парадный вид и сильно контрастировал с «коробочками» первого квартала и тем более бараками. «Гостинки» сменились комфортабельными квартирами, в которых ванна и санузел не общие, а отдельные.

Традиционно эти дома красят в желтый

В этих домах жили передовики производства и элита: инженеры, врачи, учителя. Отсюда и их название — Бусыгинские. Александр Бусыгин — выдающийся автозаводский кузнец, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Завод выделял лучшим работникам здесь квартиры. Сам Бусыгин также получил жилье в одном из домов.

Памятная доска в честь выдающегося кузнеца автозавода

Вскоре рядом с желтым бусыгинским кварталом (желтый по традиционному цвету домов) начал расти еще один — Серый бусыгинский квартал или четвертый.

Реже его называют «директорский» или «Лоскутовский» (Иван Лоскутов был директором автозавода с 1938 по 1948 годы).

— Он уже строился по проекту московской мастерской братьев Весниных. Также как и третий квартал, он выполнен в стиле постконструктивизм. Представляет собой комплекс из 6 домов разной этажности — от 5 до 8 этажей. Главная часть здания выходит на проспект Октября и образует площадь. Здесь две 8-этажные так называемые «башни», — описывает Алексей Гордин. — Две из трех высоток автозавода 30-х годов.

У жильцов здесь были машины и они носили шляпы

Здесь были лифты. Еще одна высотка, тоже очень интересный дом — Радиусный — памятник архитектуры федерального значения. Секции в Серых бусыгинских домах на две квартиры. Самым элитным считался дом между «башнями». Здесь очень большие квартиры и были предусмотрены даже комнаты для обслуживающего персонала. В 30-е годы некоторые квартиры были коммуналками на несколько семей.

Одна из высоток Автозавода 30-х годов. Башня Серого бусыгинского дома

К слову, на «башнях» предполагались скульптуры, но они так и не появились.

Чтобы выжить во время войны внутри кварталов выращивали картофель

Строительство 4 квартала велось уже в предвоенный период, последние дома по Моторному переулку заканчивали почти в войну.

Квартал № 4 разрабатывала московская мастерская профессора И. А. Голосова (авторы-архитекторы Л. К. Дюбен и Н. Иванов). Композиционно новый квартал решался в рамках градостроительной концепции соцгорода, подготовленной Д. С. Меерсоном.

Дома соединяют интересные арки

С высоты сталинок в 30-е открывался вид на практически деревенский ландшафт

Серые бусыгинские дома и сейчас производят довольно сильное впечатление, кажутся гигантскими, грандиозными.

А тогда они настолько выделялись на Автозаводе, что «заставляли» своих жильцов ходить с осознанием собственного достоинства.

— Здесь жила советская элита. И представьте, как они себя чувствовали, ведь вокруг практически деревня. Они не могли выйти осенью на балкон, потому что жители бараков во всю резали скот. Да, они несомненно отделяли себя от обычных трудяг из бараков и щитков. В этих кварталах носили шляпы, а там — кепки. Здесь в больших квартирах (иногда по 6 комнат) с высокими потолками стояли рояли, у жителей были свои машины,  а там, в комнатушках 18-метровых ютились по 6 человек в одной. Люди не знали о постельном белье, спали на шубейках и ими же укрывались. «Рабочие кварталы» вообще считались неблагополучными, — описывает историк. — При этом социальная мобильность была достаточно высокой. Любой житель из бараков, если он прекрасно трудился, повышал свой уровень образования, например, по вечерам учился в политехе и становился инженером, мог сюда переехать. Вчерашний простой рабочий становился стахановцем, и его статус повышался.

Грандиозность постройки лучше всего видна с воздуха

А так выглядели щитковые поселки

Жители щитков и бараков в свою очередь выделяли жильцов сталинок на эмоциональном уровне, говоря о ком-то подчеркивали: «Он из серо-бусыгинских». Это был показатель «элитности», достатка.

Интересно, что в 30-е годы вообще происходили серьезные изменения в образе жизни автозаводцев. Строить завод отправлялись деревенские парни со своими нехитрыми пожитками и привычками. Так, например, они устраивали посиделки: лузгали семечки, вели неспешные разговоры, танцевали, пили чай из самоваров. Правда мода такая продержалась недолго, это вызывало огромное недовольство жителей верхних этажей каменных домов, так как устраивались посиделки на крышах.

Долго вчерашние крестьяне вспоминали свой деревенский быт. А потом начинали осваиваться. Женщины меняли строгие блузы и красные платки на легкие платья и шляпки, мужчины заменяли лапти желтыми полуботинками. Проходило время, и их уже было не отличить от коренных городских жителей.

Текст: Вера Новикова
Фото: Наталья Бурухина, Игорь Иванов,
из архива библиотеки имени О. Кошевого

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дом-крепость на четырех улицах Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).
2 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
3 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
4 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
5 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
6 Прогулка в прошлое Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения)
7 Единственный в районе Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
8 Благородная кривизна Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3
9 Здание школы № 126 теперь под защитой государства Здание школы № 126 теперь под защитой государства : [о включении здания школы № 126 в список объектов культурного наследия Нижегородской области] / подгот. Е Крюкова // День города. Нижний Новгород. – 2016. – 29 июня-5 июля (№ 50). – С. 5
10 Парк советского периода Штейман М. Парк советского периода : [об Автозаводском парке культуры и отдыха]. – Патриоты Нижнего Новгорода. – 2015. – 3 июня (№ 19). – С. 12-13

Страницы