Благородная кривизна

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3

В 2017 году исполняется 80 лет знаменитому радиусному дому в Автозаводском районе. Сегодня уникальное здание хотят видеть туристы, все больше иностранные. Экскурсию для наших читателей провел работник «Группы ГАЗ», член Союза журналистов России с 1983 года Михаил Лаптев. Он без малого 10 лет работал в нашей газете корреспондентом производственного отдела. В доме, изогнувшемся дугой навстречу солнцу, семья Михаила Сергеевича живет уже 17 лет.

Радиусный дом придумали в Московской мастерской академиков братьев Весниных. Благодаря творческому союзу Александра, Виктора и Леонида Весниных в Советском Союзе возникло уникальное новаторское архитектурное течение — конструктивизм. Архитекторы разрабатывали новые типы общественных зданий — редакций газет, рабочих клубов, кинотеатров, универмагов. Эти сооружения имели совершенно новые для того времени формы: стеклянные плоскости, смело изогнутые стены, крупные надписи. По чертежам ведущих зодчих страны были созданы проекты домов-коммун для Сталинграда и Кузнецка, Дом Общества политкаторжан и Дворец культуры Пролетарского района в Москве, символ советской гидроэнергетики первой пятилетки — Днепрогэс. Независимо от выполняемой функции все здания сочетали в себе комфорт и красоту.

В мастерской ведущих зодчих страны проектируют и квартал № 8 Автозавода, по праву считающийся шедевром советской архитектуры. Самый любопытный здесь дом — радиусный, примыкающие к нему слева и справа пятиэтажки завершают гармоничный ансамбль. Авторы проекта — ученики братьев Весниных — Н. А. Красильников и Н. С. Полюдов. Свое творение в камне столичные зодчие создавали для радости и вдохновения современников и потомков.

Строили необычный дом с 1935-го по 1937 год. Когда все было готово, автозаводцы ахнули от невиданной красоты. На фоне низкорослых бараков и щиткового жилья семиэтажный элегантный радиусный смотрелся просто роскошно. Он демонстрировал мощь и устремленность в будущее советского государства.

Просторные квартиры с высокими потолками, балконами и собственными ванными комнатами были настоящей роскошью для того времени. Пять этажей занимали отдельные квартиры, а шестой и седьмой отводились под коммунальное жилье — общежитие для рабочих и инженерно-технических сотрудников завода.

— Два верхних этажа были проходными, — рассказывает главный специалист дирекции по защите ресурсов ООО «Коммерческие автомобили — Группа ГАЗ» Михаил Лаптев, — настоящее раздолье для подростков. Своим ровесникам мы частенько демонстрировали способности «проникать сквозь стены», входя в один подъезд и выходя из другого.

Все подъезды, кроме крайних, были оборудованы лифтами, но никакой дискриминации в этом нет. Наверх можно было подняться на лифте в соседнем подъезде, пройти по коридору и спуститься по лестнице на свой этаж. Кстати, на каждом этаже находятся всего лишь две квартиры.

— В детстве за движением стеклянной кабинки мы наблюдали через решетки шахты, — продолжает Михаил Лаптев. — Деревянные двери лифта открывались вручную — две створки в разные стороны.

По проекту авторов лоджия на шестом этаже радиусного задумывалась как галерея, оформленная колоннами. Взрослые жильцы степенно прогуливались по всей длине дома, наслаждаясь с высоты восхитительными видами. Ребятня играла на лоджии в догонялки. На первом этаже вогнутой части дома сохранились в своем первозданном виде деревянные наборные двери.

В неординарном доме и люди проживали особые. Здесь получали квартиры лучшие рабочие и инженеры, руководители Горьковского автозавода, заслуженные врачи и учителя.

В конце 1930-х семиэтажный дом-дуга был одной из трех высоток района. Именно поэтому на крыше этого «небоскреба» в годы Великой Отечественной войны находился наблюдательный пункт местной противовоздушной обороны Автозавода.

— Жить в памятнике архитектуры федерального значения достаточно комфортно, — говорит Михаил Лаптев, — хотя приходится считаться с некоторыми ограничениями.

Например, не рекомендовано застеклять лоджии, расположенные по фасаду, дабы не навредить аутентичности здания и не лишить нас возможности любоваться его красотой. Не разрешено разбирать и «съедающие» квадратные метры дымоходы, оставшиеся от эры печного отопления. Газ в Автозаводский район пришел только в начале 60-х, а до этого жители Соцгорода готовили пищу на керогазах, керосинках, электроплитках и на дровяных плитах, сложенных из кирпичей. Поменял чугунный «блин» с большего на меньший — убавил огонь.

Дрова жильцы запасали сами, деревянные отходы производства можно было приобрести и на Горьковском автозаводе. Горячей воды в середине 30-х тоже не было, так что повышали температуру холодной, нагревая ее на дровяных плитах в чанах, ведрах и кастрюлях.

Считается, из-за скругления стен невозможно поставить близко к ним стандартную мебель. Спросили мы про эту особенность и Михаила Сергеевича.

— Неровность едва уловима и практически незаметна, — заверяет местный житель. — Так что никаких неудобств мы не испытываем. Хотя мебель для квартиры-сегмента действительно лучше заказывать специально.

В середине 90-х делали перепланировку на 6-м и 7-м этаже радиусного дома. Цель ремонта была благая — избавиться от коммуналок.

— Одновременно с переходом от общего жилья к индивидуальному на квартирах появилось буквенно-цифровое обозначение, — рассказывает Михаил Сергеевич. — И мы долгое время исправно получали чужую корреспонденцию. В то же время газеты и письма, адресованные нам, приносили соседям из другого подъезда. Из-за таких недоразумений мы часто встречались и подшучивали над своей «избранностью».

Даже спустя восемь десятков лет неординарный радиусный дом притягивает восхищенные взгляды. На выразительном фасаде, окрашенном в светлые охристые тона, эффектно смотрятся белые круглые колонны. Они изящно поддерживают легкий карниз. Еще одна находка архитекторов — полукруглые балконы, расположенные в шахматном порядке. Создается впечатление, что дом в форме дуги собирает солнечную энергию, чтобы потом согреть этим теплом своих жителей.

Ирина ЧЕСТНОВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
2 Радиусный дом Ивкова А. Радиусный дом : [о памятнике архитектуры в Автозаводском районе] // Нижегородский рабочий. – 2012. – 24 апр. – С. 20
3 Необычный дом Гордин А. Необычный дом : [о радиусном доме] // Автозавод Online. – 2011. – 17 июня-1 июля (№ 21). – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 Дом-крепость на четырех улицах Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).
5 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
6 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
7 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
8 Прогулка в прошлое Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения)
9 Единственный в районе Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
10 Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018.

Страницы