Станция «Счастливая»

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Ивкова А. Станция «Счастливая» : [об истории здания автозаводского Дворца бракосочетания] // Нижегородский рабочий. – 2012. – 6 марта. – С. 26

Приютила Дворец бракосочетания

В середине прошлого века в связи со строительством автозавода остро встал жилищный вопрос. По всей стране тогда возводились крупные промышленные предприятия, и отмечался массовый приток сельского населения в город. Для них, да и для коренных горожан требовалось большое количество жилья, которое к тому же должно было находиться рядом с предприятием.

ГОРОД БУДУЩЕГО

Именно так и родилась идея строительства Соцгорода. Он должен был располагаться недалеко от автозавода. Название Соцгород не случайное. Большевики, коммунисты всегда стремились к идеалам социализма, которые советские архитекторы и попытались воплотить в Соцгороде — городе будущего, где людям будут обеспечены равные и комфортные условия быта и досуга. Так появились на Автозаводе дома необычной для нас архитектуры, широкие и зеленые улицы Соцгорода.

На его окраине построили конечную станцию Детской железной дороги. Считалось, что детям с детства надо прививать любовь к труду и давать знания о профессиях. Они должны делать все самостоятельно, своими руками, только тогда из них получатся грамотные и квалифицированные специалисты. Для этого детям нужно создать все условия. И взрослые их создавали. Яркий пример тому — строительство самой протяженной детской железной дороги Советского Союза. Она открылась в 1939 году.

Ее длина с четырьмя станциями (Родина, Маяковского, Пушкинская, Счастливая) составляла 9,1 километра. Сейчас маршрут несколько сокращен. Детская железная дорога соединяла старейший район Заречья, Канавино, с новостройками Автозавода.

Строительство началось 30 мая 1939 года. Как и все детские железные дороги довоенной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсомольских субботников. Всего в ее возведении участвовали более 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень. Из бюджета города не было выделено ни копейки, зато посильную помощь оказывали предприятия. Горьковский автозавод построил станцию Счастливая, художники театра оперы и балета расписали потолок на станции Родина, завод «Красное Сормово» переоборудовал паровозы. Даже Горьковский цирк не остался в стороне: он дал три благотворительных представления, деньги от которых перечислил на строительство дороги.

Общими усилиями дорогу построили всего за пять с половиной месяцев. 8 ноября 1939 года по Малой Горьковской прошел первый поезд. ДЖД была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Имелись телефонная, телеграфная, телетайпная связь. Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо (со смотровой канавой и ремонтными мастерскими), которому было присвоено имя Чкалова. По специальному заказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудованных по типу вагонов Московского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65. Капот обтекаемой формы сделал их похожими на очень популярный в те годы паровоз ИС — Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По- видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере, на более поздних фотографиях они уже не видны.

В то время поезда ходили по ДЖД круглый год по нескольку раз в день, причем не только пассажирские, но и грузовые. В кружках по подготовке юных железнодорожников азы профессии осваивали более 800 школьников. Каждую неделю у них было три часа теории и столько же практики. Через год в кружках занимались уже 1500 детей. В 1940 году на ДЖД открылся музей железнодорожного транспорта.

Конечную станцию дороги назвали Счастливая. Возможно, название навело на мысль сделать впоследствии из нее Дворец бракосочетания. Несмотря на то, что здание поменяло свое предназначение, в архитектуре изменений почти не произошло. Пожалуй, только убрали пионеров с горнами и знаменем, стоявших на четырехколонном портике с балюстрадой (аналогия со станцией Родина). Здание построено в 1932 году архитектором Анисимовым. Сегодня оно находится под охраной государства как памятник архитектуры советского периода.

ВОЗРОЖДЕНИЕ УТРАЧЕННОГО

После Великой Отечественной войны Детская железная дорога развивалась и постепенно возвращала себе звание лучшей в стране. Но в середине лета 1965 года судьба дороги круто изменилась. В феврале 1965 года с началом массового жилищного строительства в этом районе встал вопрос о переносе ДЖД. Горисполкомом был утвержден проект изменения трассы. Как потом выяснилось, для его реализации потребовалось бы снести 48 жилых домов. Естественно, этот проект реализован не был. Началась разработка нового проекта. Не дожидаясь ее завершения, А. Д. Проскурин принимает единоличное решение о расшивке пути Детской железной дороги, что и было сделано. Никакого наказания за разрушение ДЖД чиновник не понес. А для полной реабилитации 6 августа 1966 года — через год! горисполком задним числом утверждает решение Проскурина. От девяти с лишним осталось всего полтора километра дороги и единственная станция Родина. Вокзал на станции Счастливая был передан под Дворец бракосочетания. Некогда лучшая детская железная дорога страны практически перестала существовать.

После событий 1965 года дорога долго эксплуатировалась в урезанном виде и лишь в 1991 году начались работы по ее реконструкции. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги и новая  станция, названная Счастливой в память о старой.

Теперь на плане дорога представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся три тупиковые станции — Родина, Счастливая и Пушкино (не путать со станцией Пушкинская, которая была на старой дороге. — Прим. автора). На каждой из них тепловоз перецепляется в другой конец состава, после чего поезд отправляется на следующую станцию.

Первое время после реконструкции эксплуатировался только перегон Родина — Пушкино. Станция Счастливая была временно законсервирована. Впоследствии было открыто движение и до нее. Сейчас планируется увеличить длину дороги до 12 километров.

В 1996 году был проведен капитальный ремонт паровоза Кп-4-430, который с 1955 года и до середины 80- х годов прошлого века водил поезда по Горьковской ДЖД. В результате с 1997 года на Горьковской Детской железной дороге была восстановлена паровая тяга, что для современных дорог является большой редкостью. Правда, паровоз используют лишь дважды в год — в день открытия дороги и в День города.

В 1999 году в локомотивном депо станции Тумская по спецзаказу, как и в 1939-м, было изготовлено два новых открытых пассажирских вагона «дилижанс». Впрочем, если раньше изготовление вагонов по спецзаказу было признаком принадлежности к элите, то теперь другого пути обновления подвижного состава просто нет, поскольку серийное производство узкоколейных пассажирских вагонов в нашей стране было свернуто еще в 1995 году.

Анна ИВКОВА,
экскурсовод ЗАО «Турист».

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 От станции к дворцу Николина Е. От станции к дворцу : [о истории станции Счастливая] // Патриоты Нижнего. – 2014. – июнь (№ 23). – С. 14
2 Дела семейные Гордин, А. Дела семейные : [об Автозаводском Дворце бракосочетания] // Автозавод ONLINE. – 2011. – 9-23 дек. (№ 33). – С. 4
3 Где живешь, праздник? Погорская, Т. Где живешь, праздник? : [Автозаводскому Дворцу бракосочетания – 25 лет] // Автозаводец. – 2004. – 17 февр. – С. 3.– фот.
4 Счастливая Родина Музычук, Ю. Счастливая Родина : [станция «Счастливая» ныне Дворец бракосочетания)] // Новый Автозаводец. – 2003. – 20 марта. – С.5. – фот.
5 Как «Автозаводец» помог загсу дату рождения установить Кулькова И. Как «Автозаводец» помог загсу дату рождения установить // Автозаводец. – 2001 . – 1 дек. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
7 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
8 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
9 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
10 Прогулка в прошлое Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения)

Страницы