Трамвай-желание
В Автозаводском районе к 2018 году планируется построить первую в Нижнем Новгороде линию скоростного рельсового транспорта.
В начале прошлого века про любой населенный пункт, где пустили трамвай, говорили, что это город будущего. Прошло сто лет, городские маршруты под завязку заполнились автобусами и троллейбусами. И после продолжительного забвения о рельсовом транспорте как об эффективной мере борьбы с пробками заговорили снова: во Франции, Англии, Германии и Японии развернулось масштабное строительство новых скоростных путей. Россию эпидемия «трамвайного ажиотажа» пока не охватила. У нас, к сожалению, к этому виду транспорта по-прежнему относятся как к пережитку прошлого. Но бывают и исключения, когда трамваю дают новую жизнь. И они вдвойне приятны, если подобное случается не в далекой Стране восходящего солнца, а у нас — в Автозаводском районе.
Мечты сбываются
...Этого события Владимир Смирнов ждал вот уже более двадцати лет. Улица Космическая, на которой он живет, вполне оправдывает свое название — астрономическая удаленность от центра города заставляет его чувствовать себя скорее жителем пригорода, нежели областного центра.
— В часы пик с окраины Автозаводского района до Верхних Печер или Кузнечихи иногда приходится ехать почти три часа. За это время можно успеть доехать на «Сапсане» до Москвы, — с грустью иронизирует Владимир.
Машинист по образованию и известный в Нижнем Новгороде знаток электрического транспорта, он несколько лет писал письма в администрацию Нижнего Новгорода и областное правительство с предложением построить линию скоростного трамвая. Однако двигателем революции в развитии муниципального транспорта стала вовсе не инициативность граждан, а... спорт.
К чемпионату мира по футболу, который состоится в 2018 году, городские власти решили построить скоростную магистраль, которая свяжет аэропорт, станцию метро «Парк культуры» и 52-й квартал. По словам разработчиков проекта, доехать от площади имени Киселева до аэровокзала можно будет всего за 20 минут. Проект «Трамвай-желание» должен осуществиться уже через четыре года, поэтому времени у строителей практически не осталось: необходимо просчитать каждый метр рельсового полотна, понять, где потребуется возведение эстакады, и освободить территорию, по которой пройдет новая ветка.
Дешевле, краше, быстрее...
Новый проект в городской администрации называют знаковым. Оно и понятно: в России линия скоростного трамвая имеется лишь в Волгограде, да и построена она была в советское время. С приходом девяностых весь общественный транспорт поставили на новые рельсы — коммерческие. Приходилось выживать. Маршруты, которые не выполняли план по выручке, закрывали. Новых не строили — предпочитали решать проблему за счет частных перевозчиков. Так оно для местных бюджетов дешевле, ведь, как утверждают эксперты, строительство одного километра троллейбусной линии обойдется в 5 миллионов рублей, такой же километраж, но в трамвайном эквиваленте, будет стоить уже в два раза дороже. А возведение новой станции метро и подавно «обескровит» муниципальную казну — на подземку потребуется почти 13 миллиардов рублей, это, между прочим, больше половины годового бюджета Нижнего Новгорода!
— Смета на строительство автозаводской линии пока окончательно не сверстана, но ее масштабы можно оценить по затратам на развитие аналогичного трамвая в Казани, открытие которого хотят приурочить к началу Универсиады. Наши соседи по ПФО уже сделали вывод: строить скоростной трамвай в десять раз дешевле, чем метро. Хотя и то, и другое по сути дела является одним видом пассажирского сообщения, только один - подземный, а второй - наземный, — подчеркивает эксперт в сфере общественного транспорта Василий Уткин.
А между тем, администрация Нижнего Новгорода намерена создать не просто скоростной, а автономный трамвай. Такому вагону не нужны провода с током, электричеством он будет заряжаться на конечных остановках.
— На скорости движения это никак не скажется. Такой трамвай сможет разгоняться до 60 километров в час. Таким образом, он станет своеобразным продолжением линии метро, пересев на которое, можно будет добраться до центра города. Ну и еще один неоспоримый плюс: это дизайн скоростных трамваев. Во всем мире данный вид транспорта — настоящее украшение улиц, ведь футуристический облик подобных вагонов так романтично сочетается с оживленными пейзажами мегаполисов, — не без гордости отмечает заместитель директора городского департамента транспорта и связи Михаил Моделкин.
Вагончик тронется, билет останется
Пока проектировщики сверяют последние цифры, нижегородские транспортники готовятся принять новую партию подвижного состава, которая придет в приволжскую столицу уже через месяц. Закупленные на Усть-Катавском заводе 20 низкопольных вагонов обещают стать современными городскими экспрессами, на которых с комфортом и ветерком можно будет прокатиться по Нижнему Новгороду. Не исключено, что значительная часть трамваев будет передана в автозаводский парк.
Впрочем, главной задачей на 2013 год является модернизация системы оплаты проезда на городском транспорте. Во всех автобусах, трамваях и троллейбусах уже установлены валидаторы — специальные устройства, которые считывают информацию с электронного проездного и печатают билет. Такая схема позволит сэкономить пассажирам деньги. Наиболее ярко это можно проиллюстрировать на скоростном трамвае: купив билет на него, автозаводцы — при пересадке на метро — смогут уже не покупать жетон...
...В то время как космического вида трамваи бороздят просторы нашей фантазии, автозаводцы с нетерпением ждут улучшения работы муниципального транспорта, которая пока далека от совершенства. С таким подходом дай бог дождаться обычного трамвая, не то что уж скоростного...
Александр СЕДОВ
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Музей Соцгорода: начало | Музей Соцгорода: начало : [об идее создания Музея Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2024. – 18 янв. (№ 3). – С. 17. – (Клуб увлеченных). |
2 | Автозаводский парк: для детей и взрослых, спортсменов и ветеранов | Крюкова Е. Автозаводский парк: для детей и взрослых, спортсменов и ветеранов : [о реконструкции Автозаводского парка культуры и отдыха] // День города. Нижний Новгород. -2024. – 10-16 янв. (№1). – С. 12-13. – (Карта города). |
3 | Комфорт автозаводцев — в приоритете | Шаповалова Е. Комфорт автозаводцев — в приоритете: [интервью с главой Автозаводского района А.В. Нагиным о перспективах района] // День города. – 2017. – 8-14 фев. (№ 9). – С. 12-13 |
4 | Центральная площадь Автозавода будет реконструирована | Центральная площадь Автозавода будет реконструирована : [Электронный ресурс]. – 2016. – 8 дек. – Режим доступа: http://www.nn.ru/news/more/tsentralnaya_ploschad_avtozavoda_budet_ rekonstruirovana/50188901/ (дата обращения: 03.02.2017) |
5 | Проспект Молодежный: каким он будет? | Иконникова С. Проспект Молодежный: каким он будет? : [о строительстве дороги в Аэропорт] // Автозаводец. – 2016. – 7 апр. (№ 38). – С. 3 |
6 | Автозаводские перспективы | Мухина Е. Автозаводские перспективы // Автозаводец. – 2016. – 15 марта (№ 28). – С. 1-2 |
7 | Мончегория на все времена | Смирнова Л. Мончегория на все времена : [о строительстве нового микрорайона «Мончегория»] // Автозаводец. – 2015. – 3 окт. – С. 6 |
8 | Молодежный «дотянется» до аэропорта | Бишлетов С. Молодежный «дотянется» до аэропорта : [о строительстве дороги от аэропорта до метро «Парк культуры»] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 23 сент. (№ 34). – С. 10 |
9 | Заработать на достойную жизнь | Котельников А. Заработать на достойную жизнь : [о преобразованиях в городе и в Автозаводском районе] // Автозавод on-line. – 2015. – 20 авг. – С. 4-5 |
10 | Автозавод: динамика развития | Солдатенков В. Автозавод: динамика развития [Электронный ресурс] : [о перспективах развития района рассказывает его глава] / беседовал А. Ливанов // Полезная площадь. – 2014. – 9 дек. – Режим доступа: http://www.ppl.nnov.ru/content/17813 (Дата обращения: 20.10.2015) |