Ретро у стен кремля

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук, С. Ретро у стен кремля : [о ретропараде газовских автомобилей в Нижнем Новгороде] / С. Сторожук // Автозаводец. – 2011. – 13 сент. (№ 136). – С. 1-2. – фот.

О ретропараде газовских автомобилей у стен Кремля

Сложно сказать, с чем это связано, но в последние 10-15 лет мир буквально захватило увлечение ретроавтомобилями. Не обошла стороной эта мода и Россию. Впрочем, слово «мода» в данном случае не слишком подходящее. Большинство автовладельцев, влюбленных в железных коней «с историей», останавливают свой выбор исключительно на отечественных машинах. Говорят: «Они как будто живые». Все-таки главное в этом увлечении — не мода, а тонкое переплетение чувства патриотизма, ностальгии и уважения к тем, кто создавал автомобили, способные прожить целую человеческую жизнь.

«Крыло подкрасим и дальше поедем»

В день города и в честь грядущего 80-летия Горьковского автозавода Нижний Новгород вновь принимал ретропарад: на площадь Минина и Пожарского, невзирая на откровенно непраздничную погоду, прибыло около 40 автомобилей марки «ГАЗ» из самых разных городов России (Москвы, Самары, Краснодара, Владимира, Уфы) и Украины.

— Ну и что, что дождь? — пожимает плечами Виталий Чудайкин, механик автомобиля ГАЗ-69. — Мы из Наро-Фоминска на этой машине своим ходом приехали — думаете, нас может испугать какой-то дождик?

Виталий с нескрываемым уважением смотрит на автораритет. Говорит, что его машина — прадед нынешних «уазиков», что она до сих пор не музейная ценность, а средство форсирования лесных буреломов и болотных топей («Надо будет — крыло подкрасим и дальше поедем»). Правда, на автомагистралях на послевоенном «вездеходе» достаточно тяжело — тормоза без усилителя не дают расслабиться.

Виталий приехал в Нижний с пятилетней дочкой Настей: для нее машина — как второй дом. Папа надеется, что дочка тоже переймет его любовь к автомобильным редкостям.

Владельцы старых машин и правда игнорируют дождь как несущественный факт. Пока зрители прячутся под зонтами и кутаются в теплые куртки, они фотографируются на фоне затянутой туманной дымкой Волги в футболках и тонких ветровках. Видимо, эмоции от недавнего пробега через весь город (от ДК ГАЗа до кремля) настолько сильны, что на температуру воздуха просто не обращают внимания.

— Мне тоже довелось сегодня проехаться в «Победе», — улыбается А. К. Журавлев, бывший начальник отдела лакокрасочных покрытий Горьковского автозавода, — очень плавный ход, подвеска отличная... И на дороге мы были в центре внимания: другие водители нам сигналили, пешеходы руками махали. Я уж и забывать стал, каково это — ездить в «Победе».

Александр Константинович признается, что «Победа» — его самая любимая машина из всех, что выпускал ГАЗ. Он начал работать на автозаводе в 1951 году, скоро стал старшим технологом по окраске в сборочном цехе №1. С гордостью напоминает: качество окраски у «Побед» было очень высоким.

— Технология использовалась фордовская, — раскрывает он секрет, — наши специалисты ездили в Америку, учились тонкостям обработки кузовов. Окрашивать было сложно, но зато никакой коррозии, и краска ложилась на века — да вы сами на наши машины посмотрите!

Комплектация... космос!

Торжественный митинг в честь участников ретропарада проходит прямо на парапете памятника Валерию Чкалову — такой же нижегородской легенды, как и машины марки «ГАЗ».

— Уважаемые сотрудники Горьковского автозавода, ветераны и участники ретропарада! — обращается ко всем собравшимся президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон. — Благодарю вас за то, что вы напоминаете нам о нашем легендарном прошлом. В следующем году ГАЗ празднует свое 80-летие. Поработав во многих странах, я могу сказать, что сильная сторона Горьковского автозавода. — Это его работники. И я вам гарантирую, что еще как минимум на протяжении 80 лет мы будем выпускать самые различные автомобили.

Огромное спасибо вам, дорогие друзья, за то, что вы храните историю Горьковского автозавода, — произносит президент ОАО «ГАЗ», депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Н. А. Пугин. — Очень приятно видеть ваше уважительное отношение к продукции ГАЗа. Завод стал первым в СССР, выпускающим автомобили массовыми сериями. В нашей истории вообще есть немало фактов, о которых можно сказать «впервые в стране». И сегодня ГАЗ успешно развивается и осваивает новые модели.

Заместитель главы администрации Нижнего Новгорода В. В. Привалов благодарит участников и организаторов автопробега за возможность прикоснуться к истории, увидеть ее вживую — и даже совершить поездку по городу на «машинах времени».

Видимо, сама аура ретропарада заставляет как можно скорее закончить официальную часть. После вручения всем участникам Благодарственных писем от «Группы ГАЗ», а президенту «Группы ГАЗ» Бу Андерссону — от администрации города, высокие руководители подходят к «историческим» авто и попадают в тесный круг автовладельцев. Н. А. Пугин, можно сказать, экспромтом проводит «Круглый стол» с участниками ретропарада — речь идет и о знаменитых моделях ГАЗа прошлого, и о будущем российского автопрома.

— Скажите, а вам из всех газовских моделей какая особенно дорога? спрашиваю Николая Андреевича.

— Это «Волги»-21-я и 24-я, — улыбаясь, отвечает Н. А. Пугин, — я считаю, что 21-я «Волга» была лучшим советским автомобилем за всю историю СССР Она и сейчас приятна в управлении и радует глаз своим дизайном.

— Николай Андреевич, а можно мы с вами сфотографируемся на фоне моей машины? — к Пугину подходит москвич Эдуард Потапов, владелец «Волги» ГАЗ-3105.

Эту машину никак не назовешь «ретро» — она выпускалась в середине 90-х. Но вот раритет она стопроцентный.

Ворота заводской проходной покинули не больше сотни «ноль пятых» «Волг».

— Я очень долго искал такую машину, — признается Эдуард. — Наконец, удалось купить ее в Воркуте, правда, «Волга» была настолько убитой, что еле передвигалась. Но ничего, все восстанавливаемо.

— Чем вас так привлекла «ноль пятая»?

— Она необычная. Бывает, на дороге даже останавливают, спрашивают: «Что за машина у тебя?» Говорю: «Волга». Не верят, думают, иномарка. Если бы «ноль пятым» удалось добраться до серийного выпуска, они стали бы одними из лучших машин российского автопрома, я уверен. У них комплектация… просто космос!

Чистые линии дизайна

Ретропарад на площади Минина и Пожарского – лишь один из этапов пребывания старых автомобилей в Нижнем Новгороде. Владельцы автораритетов приехали в наш город за день до парада. Спешили страшно – боялись опоздать на экскурсию по действующему конвейеру, которую организовали для них на ГАЗе.

Не зря торопились, — признается Владимир Возовик, председатель клуба «Ретро-Волга», — мы были просто поражены технологичностью производства, логичностью организации труда, чистотой в цехе и четкостью работы конвейера. Поверьте, это надо видеть!

...Бу Андерссон после торжественной части попадает в плотное кольцо журналистов.

— В России все говорят об инновациях, а вы торжественно встречаете пробег ретромашин. Почему?

— Потому что мы должны помнить нашу историю, без нее не будет инноваций, — отвечает президент «Группы ГАЗ». — Более того: если вы внимательно ознакомитесь с этими автомобилями, вы должны будете признать, что многие технологии производства ГАЗ осваивал наравне с европейскими автозаводами. Сегодня же мы производим лучший легкий коммерческий автомобиль в России — «ГАЗель-БИЗНЕС» и работаем над новым поколением — «ГАЗель-Next», производство которого будет использовать новейшие технологии, которые только есть в стране.

— В чем особенность этой машины?

— Мы работаем над улучшением характеристик тормозной системы, внедрением независимой передней подвески и повышением грузоподъемности до двух тонн. Скоро вы увидите этот автомобиль на дорогах города.

— После импровизированной пресс-конференции Бу Андерссон подходит к белоснежной 24-й «Волге». В скобках заметим: здесь все импровизированное и спонтанное. Дождь и присутствие автомобилей (живых носителей истории!) стирают между людьми все границы, выстроенные должностями, субординацией и языковыми барьерами. Президент «Группы ГАЗ» садится за руль машины-легенды, явно досадуя, что ее нельзя завести прямо сейчас и проехать на «ласточке» (пожалуй, ласковое «ласточка» больше всего подходит именно 24-й) хотя бы пару километров.

— Я очень люблю чистые линии ее дизайна, — говорит Бу Андерссон, — она уникальна. Эта «Волга» воплощает немало характерных черт предыдущих моделей ГАЗа, но при этом остается единственной в своем роде. Сегодня все легковые машины похожи друг на друга, а ее невозможно спутать ни с чем. В 60- 70-е годы на ГАЗе действовали передовые по тем временам технологии, в Швеции вряд ли выпускались машины, подобные горьковским.

— Вам доводилось управлять 24-й «Волгой»?

— Да, она отлично держит дорогу.

— Машина, которой так заинтересовался президент «Группы ГАЗ», принадлежит 23-летнему Святославу Михайлову из Самары.

— Я купил ее как автомобиль для повседневной езды, — рассказывает Святослав, — в качестве раритета у меня — 21-я «Волга», но была нужна еще и машина, чтобы добираться на работу. Марке «ГАЗ» я изменить не смог — так появилась 24-я.

— Какой пробег у «Волги»?

— Четвертый круг пошел. Ровесники иногда недоумевают, думают, мне машина от деда досталась, а сам ничего поновее купить не могу. Ну, а люди знающие уважают мой выбор.

— Святослав, этой машине уже лет сорок, а ваши сверстники ее не воспринимают — как автомобильный винтаж?

— Нет. Она смотрится просто как «не ультрамодная машина», но совсем не ретро.

— Вы приехали из Самары. Откуда такая страсть к «Волгам»? Вам по прописке положено любить продукцию АвтоВАЗа, — смеюсь я.

— Нет, избавьте! В «Волгах» — душа, брутальность, мужественность. А тольяттинские изделия как были фиатами, так и остались. Не несут они в себе ничего русского...

Прошлое — всегда часть настоящего

...И снова об абсолютной демократичности пробега ретромашин. На Верхне-Волжской  набережной, совсем рядом с Чкаловской лестницей, — череда гостиниц, где любят селиться иностранцы. Неудивительно, что субботним утром среди посетителей «выставки под открытым небом» гостей оказалось едва ли не больше, чем нижегородцев. Подхожу к группе немцев и, поскольку по-немецки знаю только «хэнде хох!», прошу переводчицу помочь мне пообщаться с кем-то из них. Один из гостей охотно соглашается, отвечает на все вопросы... Спохватившись, что не представилась, называю себя и слышу в ответ:

— Райнхард Пасс, мэр Эссена.

Обычный такой мужчина. Ни охраны, ни особой свиты. Зонтик сам над собой держит...

— Я сам большой поклонник автомобильного ретро, — говорит глава Эссена, — у меня есть «Фольксваген-Жук» 1969 года. И очень рад, что в России, как и в других странах, есть автомобильная культура, что люди бережно хранят приметы своего прошлого, потому что прошлое — всегда часть настоящего.

— Какие автомобили вам особенно понравились?

— Вот эта, двухцветная 21-я «Волга». Она очень красива. Вообще, это большое наслаждение — ехать в старой машине, особенно при хорошей погоде. Впрочем, они хорошо смотрятся и в дождь. Здесь очень удачная комбинация: исторический кремль, исторические автомобили, исторические здания и... современные люди. Отлично!

Валерий Мельников, главный специалист управления технологического развития ГАЗа, — один из тех современных людей, что специально приехали на парад ретроавтомобилей. Правда, он тоже лицо заинтересованное — в гараже у Валерия стоит доставшаяся по наследству «Победа»: почти 60 лет машина служит одной семье.

— Мне интересно посмотреть, что привозят люди на подобные парады, — говорит он, — ведь среди тех, кто работает на ГАЗе, тоже есть немало поклонников старых отечественных авто. Среди моих знакомых — владельцы ЗиМов, «Побед»... Конечно, я на своей машине уже просто так в город не выезжаю. Хотя внук очень просит прокатить его на «Победе». Надеюсь передать ему автомобиль по наследству.

Ретромашины стоят возле памятника Чкалову всего несколько часов — после этого они стройной колонной возвращаются «к родным пенатам» — на площадь перед Дворцом культуры ГАЗа. Их владельцы, успевшие за день до выезда на площадь Минина посетить сборочный конвейер Горьковского автозавода, отправляются в музей истории ГАЗа. А затем снова возвращаются к своим машинам — чтобы до вечера отвечать на вопросы автозаводцев, пришедших посмотреть на родную для каждого автоэкзотику.

— Я хотел бы поблагодарить участников ретропробега от имени всех ветеранов Горьковского автозавода, — говорит председатель совета ветеранов ГАЗа В. Н. Свешников, — им очень приятно, что вы так бережно и внимательно относитесь к машинам с историей. Эго и есть патриотизм!

Светлана СТОРОЖУК.

Фото Артёма СЕМЁНОВА и Михаила СОРОКИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы