Важная птица

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17

С начала 2019-го прошел всего месяц, а Горьковский автозавод в наступившем году уже отметил первый знаковый юбилей. Он связан с 60-летием со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка».

На тематическом вечере в музее истории ГАЗа собрались ветераны-конструкторы КЭО-УКЭР: Владимир Никитич Носаков – главный конструктор легковых автомобилей, ведущий конструктор ГАЗ-14, Владимир Борисович Реутов – начальник конструкторского отдела автомобилей среднего класса, Федор Александрович Акифьев – начальник КБ специальных кузовов, Игорь Васильевич Жустев – начальник КБ автомобилей малых серий, Вениамин Эфраимович Шерстинский – начальник КБ арматуры кузовов. На мероприятие пришли молодые специалисты Объединенного инженерного центра, студенты Нижегородского автомеханического техникума и архитектурно-строительного университета, владельцы и поклонники «Чайки».

– 16 января 1959 года из ворот конструкторско-экспериментального отдела выехали пять представительских автомобилей большого класса ГАЗ-13, которые в качестве подарка к внеочередному, XXI съезду КПСС своим ходом пошли в Москву, – рассказывает директор Музея истории «ГАЗ» Наталья Колесникова. – С тех пор именно этот день считается началом серийного выпуска «Чайки», самой элегантной, изящной и стильной машины советской эпохи.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ СЕДАН

Середина XX века в мировом автомобилестроении – период непрерывных проб, находок, экспериментов и поисков новых стилистических решений, форм, материалов и технологий. В битве за пресыщенного потребителя конструкторы устроили настоящую «гонку вооружений», выпуская все новые и новые образцы автомобилей, во внешности которых стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Вчерашние модели-дебютанты зачастую не могли угнаться за стремительно меняющейся модой в автомобильном дизайне, и в этом смысле ГАЗ-12 ЗИМ был ярким примером: всего через несколько лет после начала выпуска советский седан на фоне зарубежных «одноклассников» выглядел уже не представительским щеголем, а ветераном предпенсионного возраста.

Работа над «Чайкой» началась с попытки модернизации ЗИМа, а закончилась созданием совершенно нового, революционного для СССР автомобиля.

– Над обликом новой машины трудились группы художников-конструкторов КЭО под руководством Бориса Лебедева и Льва Еремеева. Первый в итоге станет главным дизайнером «Чайки», а проект второго ляжет в основу нового авто высокого класса – ЗИЛ-111, – говорит Владимир Носаков. – В 1955 году появился гипсовый макет автомобиля в натуральную величину, чуть позже конструкция обрела знаменитые козырьки над фарами – на тот момент это был тренд мировой автомоды, от которого наши дизайнеры не могли отмахнуться. Итоговый макет утвердили в мае 1957-го, а уже в августе собрали первый образец «Чайки», сразу попавший на обложку журнала «За рулем».

Своим названием, как и дизайном, ГАЗ-13 обязан Борису Лебедеву, который в свое время вспоминал: «Я подумал: наш город стоит на великой русской реке Волге, над которой парят стремительные птицы – чайки. Давайте назовем новую машину «Чайка»! И это как-то сразу прижилось, без обсуждений и дебатов».

Многие конструкторские решения узлов и агрегатов «Чайки» стали новинками в советском автомобилестроении. Впервые конструкторы Горьковского автозавода оснастили машину двигателем V8 мощностью 195 л.с. Блок цилиндров, головки, впускной коллектор и поршни были выполнены из алюминиевого сплава – передовое по тем временам техническое решение.

ГАЗ-13 получил 3-ступенчатую автоматическую коробку передач, которая управлялась с помощью кнопок на панели приборов, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, электрические стеклоподъемники, пятидиапазонный радиоприемник. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х-образной хребтовой раме. Разработка и доводка всех новых агрегатов проводились силами конструкторов и испытателей КЭОГАЗа.

«Чайка» вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома своего времени. Впечатляющий набор новшеств обеспечивал легкость управления и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

В 1958 году опытная партия «Чаек» отправилась в испытательный пробег протяженностью более 20000 километров по городским, песчаным, грунтовым и горным дорогам. Путешествие по маршруту Москва – Ленинград – Рига – Киев – Крым – Кавказ фиксировалось кинооператорами КЭО-УКЭР и стало основой для документального фильма, который был продемонстрирован гостям юбилейного мероприятия в музее истории ГАЗа.

В том же 1958-м «Чайка» предстала на Международной промышленной выставке в Брюсселе, где вместе с ГАЗ-21 и грузовиком ГАЗ-52 завоевала высшую награду – Гран-при.

Для простого потребителя «Чайка» была недоступной, почти «космической» машиной. Она предназначалась как персональный транспорт членам правительства СССР, заведующим отделами ЦК КПСС, секретарям обкомов КПСС, главнокомандующим родами войск, дипломатическим миссиям в разных странах мира. По этой причине многие машины оснащались специальной радиотелефонной связью. Об этом направлении, о взаимодействии Горьковского автозавода с исполнителями и заказчиками при оборудовании аппаратурой автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» рассказал начальник КБ специальных кузовов Федор Александрович Акифьев.

ТРАНСПОРТ ДЛЯ «ДЯДЮШКИ ХО»

Автомобиль ГАЗ-13 имел ряд модификаций: седан, лимузин ГАЗ-13А, с внутренней перегородкой, кабриолет ГАЗ-13Б. Был и медицинский универсал ГАЗ-1 ЗС, который дорабатывался на рижском заводе РАФ и выполнял роль неотложек для высокопоставленных лиц государства. Именно на базе этого «черного доктора» специалисты УКЭР создали едва ли не самый экзотический автомобиль в истории Горьковского автозавода. То было транспортное средство для очень необычного «пассажира» – забальзамированного лидера вьетнамских коммунистов Хо Ши Мина. Он умер в 1969 году, а машину для его перевозки заказали в 1979-м, когда разразился военный конфликт между Китаем и Вьетнамом с применением артиллерии, танков и авиации. Озабоченный ситуацией генсек компартии Вьетнама попросил советского коллегу Леонида Брежнева создать передвижной комплекс, который смог бы в случае необходимости эвакуировать тело Хо Ши Мина из мавзолея в Ханое в недоступное для врага место в горах, а затем, возможно, и для дальнейшего вывоза на самолете в Советский Союз. Перемещать «спецфуз» нужно было не в обычном фургоне, а в специальном изотермическом отсеке, да еще и с кондиционером, который в условиях тропического Вьетнама поддерживал бы в салоне температуру не выше 18-20 С°. Задача государственной важности по созданию мобильного катафалка легла на плечи специалистов ГАЗа, РАФа и ряда организаций, отвечающих за оборудование.

– При проектировании мы назвали новый автомобиль ГАЗ-Э13. Специфика его работы предполагала долговременное движение с малой скоростью в составе колонны, перевозящей оборудование полевого мавзолея, машин сопровождения и охраны. Учитывались сложные дорожные и климатические условия: грунт, горы, большие уклоны на подъемах и спусках, высокая температура и влажность, – вспоминает ведущий конструктор ГАЗ-Э13 Александр Чистяков. – Перед нами стоял целый комплекс трудноразрешимых задач по доработке кузова ГАЗ-13С, переоборудованию его двигателя, систем охлаждения, кондиционирования и электроснабжения.

Преодолев целый каскад проблем, разработчики представили две уникальные «Чайки», которые с особой секретностью были переброшены в Юго-Восточную Азию. Там они успешно прошли испытания в условиях, приближенных к боевым. Дальнейшая судьба этих автомобилей – государственная тайна Вьетнама.

ПОЛЕТ «ЧАЙКИ»

О культовом автомобиле Горьковского автозавода написано огромное количество статей – исследовательских, технических, познавательных. Есть и прекрасно оформленный двухтомник «Полет «Чайки», который на юбилейной встрече представил автор Вадим Челак. Он родом из Молдавии, работает врачом в городской больнице Кишинева а свободное время посвящает изучению и популяризации этой машины.

– Встреча с «Чайкой» оказалась самым сильным впечатлением моего детства и повлияла на всю последующую жизнь. Я стал изучать конструкцию и историю автомобиля. Страсть к «Чайке» с годами только крепла и вылилась в этот двухтомник, – рассказывает В. Челак. – Первая часть вышла в январе 2017 года, вторая – в феврале 2018-го.

В издании представлены исторические фотографии автомобиля, его экспериментальных образцов и макетов, заводские эскизы и документы, часть из которых опубликована впервые. В книгах приведены воспоминания ветеранов ГАЗа, участвовавших в создании «Чайки», подробно проанализированы характерные особенности конструкции прототипа и первых экспериментальных образцов, рассказано о том, как ГАЗ-13 встречали за границей и в СССР, как его снимали в кино, рисовали маститые и малоизвестные художники.

– В своих исследованиях я много опирался на публикации в газете «Автозаводец», – признается автор. – Это основные и самые достоверные первоисточники информации, которые лучше любых справочных баз.

Чтобы издать полиграфически безупречный двухтомник, Вадим Челак был вынужден продать свою любимую «Чайку».

– У меня есть еще одна, – говорит он. – Правда, пока она находится в разобранном состоянии и ждет реставрации. Буду восстанавливать.

ФАН-ЗОНА

В процессе производства было собрано около 3200 единиц ГАЗ-13. Они сходили с конвейера 22 года – до апреля 1981-го. Однако и почти через 40 лет после окончания выпуска «Чайка» продолжает манить и объединять людей. В мире есть несколько клубов поклонников «Чайки». В 2017-м появился еще один – под названием «Сообщество любителей классических машин ГАЗ с двигателем V8». Инициатором создания объединения выступил москвич Роман Пинаев.

– В детстве у меня был путеводитель «По дорогам СССР» с иллюстрацией автомобиля ГАЗ-14 «Чайка». Я смотрел на него, как сегодняшняя молодежь взирала бы на фото инопланетного звездолета. В 2016-м осуществилась моя мечта: я купил эту машину, – объясняет столичный гость. – Сразу завелись контакты с людьми, которые давали советы по квалифицированному ремонту, поиску запчастей. И в какой-то момент я решил перезнакомить единомышленников.

Сегодня сообщество объединяет более 50 человек из России, Белоруссии, Украины, Германии, Болгарии. Среди них владельцы машин, реставраторы, журналисты.

– Мы ведем диалог в тематическом чате, в 2018 году провели в Подмосковье первый очный слет, – рассказывает Р. Пинаев. – Среди наших целей – сохранение уникальных машин, изучение их истории, организация автопробегов, общение с ветеранами, которые конструировали, собирали, водили эти автомобили.

В заключение вечера гости почувствовали живое дыхание времени и причастность к богатой истории завода, обступив бессмертную «Чайку» – гордость экспозиции «Автомобили и их создатели» музея истории ГАЗа.

Андрей Гусев

 

СПРАВКА

Автомобиль «Чайка» проектировался под руководством главного конструктора ГАЗа Николая Ивановича Борисова и главного конструктора легковых автомобилей Владимира Сергеевича Соловьева. Ведущим конструктором был Николай Александрович Юшманов. В проекте принимали участие Всеволод Васильевич Гнетнев, Генрих Александрович Пономарев, Борис Сидорович Поспелов, Борис Николаевич Попов, Леопольд Давидович Кальмансон, Павел Эммануилович Сыркин, Петр Кузьмич Лапшин, Олег Иванович Пелюшенко и другие конструкторы.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
4 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
5 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
6 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
7 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
8 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
9 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.
10 Танки Великой Отечественной Шерстинский В. Танки Великой Отечественной : [о выпуске ГАЗом военной продукции] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С.4

Страницы