Первая представительская

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гусев А. Первая представительская : [к 70-летию со дня выпуска первого автомобиля ЗИМ] // Автозаводец. – 2020. – 15 окт. (№42). – С. 5

Богатая история Горьковского автозавода каждый год преподносит целую серию юбилеев, связанных с легендарными автомобилями, которые навечно вписаны в летопись не только отечественного автопрома, но и всего государства. Нынешней осенью исполнилось 70 лет с начала эпохи представительской техники марки «ГАЗ».

Последний собранный ЗИМ долгое время хранился в конструкторско-экспериментальном отделе завода и в январе 1984 года стал одним из первых раритетов в экспозиции «Автомобили и их создатели», открывшейся в музее истории ГАЗа

13 октября 1950 года с конвейера сошел первый представительский автомобиль Горьковского автозавода – легендарный ЗИМ, на котором впервые в отечественной практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами.

Удивительно, но о послевоенном автомобиле представительского класса Народный комиссариат машиностроения СССР задумался еще в 1942 году, когда Красная армия на фронтах Великой Отечественной находилась в тяжелейшем положении. В 1948-м ГАЗ получил задание разработать такую машину. Для его выполнения отводились жесткие по тем временам сроки – 29 месяцев.

Над созданием ЗИМа работали круглые сутки. Сначала он напоминал удлиненную «Победу», но затем конструкция претерпела серьезные изменения. Перед ГАЗ-12 стояли две ключевые задачи. Во-первых, закрыть брешь между массовой «Победой» и «кремлевским» ЗИС-110, для того чтобы новый автомобиль могли использовать государственные деятели, высокие чиновники, представительские организации за границей. Также ЗИМ планировалось отправлять на экспорт, демонстрируя мощь советского автопрома. Во-вторых, представительская машина должна была вытеснить с улиц Москвы многочисленные трофейные иномарки, что в скором времени и случилось.

Солидный, элегантный автомобиль стал одним из символов послевоенного промышленного подъема СССР. Его появление на дорогах страны вызвало настоящий фурор. Необычный дизайн, изящный и лаконичный одновременно, вместительный трехрядный салон с роскошными сиденьями – все это вызывало подлинное восхищение.

– Этот автомобиль был таким авторитетом! – говорит Владимир Носаков, бывший главный конструктор легковых автомобилей, ведущий конструктор ГАЗ-14 «Чайка». – Мне было 10 лет, когда я впервые увидел ЗИМ. Шел снег, и я, завороженный, готов был сдувать снежинки с этого чудо-автомобиля. Я тогда жил в Томске, и таких машин у нас было всего две – у секретаря обкома и председателя облисполкома. Каждый день наблюдал со своего балкона, как высокопоставленные чиновники ездили на обед домой и обратно на работу. Как только слышал специфический фанфарный сигнал, брал бинокль и бежал смотреть на ЗИМ, а потом бесконечно рисовал автомобиль в своем блокноте. Многие годы спустя эти изображения были использованы в моих книгах.

Название ЗИМ – аббревиатура Завода имени Молотова, так до октября 1957 года официально назывался ГАЗ.

– Впечатление ЗИМ производил потрясающее! Шикарный, но без излишеств автомобиль. В нем все было продумано до мелочей, – рассказывает Владимир Реутов, бывший начальник конструкторского отдела автомобилей среднего класса. – Среди его уникальных особенностей были ровный пол салона, без выступающего кожуха карданного вала, и конструкция капота. Только у этой машины цельный штампованный капот мог откидываться в любую сторону, а при открытии обоих замков его вообще можно было снять.

ЗИМ хотя и носил статус представительского, был гораздо демократичнее, нежели его последовательница «Чайка». Той не было в свободной продаже, а вот ЗИМ можно было купить. Цена, правда, кусалась – 40 тысяч рублей, астрономические деньги по тем временам. Для сравнения – «Москвич» стоил 9 тыс., «Победа» – 16 тыс.

– Однако встречались и те, кому ЗИМ был по карману, – объясняет Наталья Колесникова, директор музея истории ГАЗа. – Например, Сергей Владимирович Михалков. Знаменитый на всю страну поэт и общественный деятель прислал телеграмму главному конструктору Горьковского автозавода Андрею Липгарту, получившему с группой коллег Сталинскую премию за эту машину: «Поздравляю от души. Ваши ЗИМы хороши».

Именно на ЗИМе впервые появился товарный знак в виде статного оленя, ставшего символом Горьковского автозавода.

– История не сохранила имя автора данной эмблемы, – говорит Наталья Колесникова. – По всей видимости, это был плод коллективного труда наших стилистов. Но по воспоминаниям известного испытателя Горьковского автомобильного Глеба Зяблова, Андрей Липгарт специально ездил в Москву, чтобы посоветоваться по поводу знака с легендарным скульптором Верой Мухиной, и впоследствии получал от нее различные рекомендации.

В середине 1950-х ЗИМ стал выполнять функции такси. Горьковчане могли в комфортабельном салоне добраться до райцентров области и до столицы. Среди дальних маршрутов был рейс Москва – Симферополь.

Кроме того, ЗИМ модифицировали в автомобиль скорой медицинской помощи. Для этого петли багажника пришлось вынести наружу, чтоб они не мешали носилкам. Запасное колесо перенесли за правую дверь. В салоне остались только два пассажирских сиденья – для фельдшера и сопровождающего. Еще одна модификация – с открытым кузовом – была построена в 1951 году в порядке эксперимента, всего в двух экземплярах.

21527 автомобилей ЗИМ сошли с конвейера Горьковского автозавода

ЗИМ выпускался 10 лет, он стал самым массовым представительским автомобилем в истории Горьковского автозавода. Сегодня легендарный седан – раритет, предмет гордости коллекционеров, постоянный участник многочисленных пробегов ретромашин. Первому представительскому автомобилю Горьковского автозавода забвение не грозит. Он продолжает жить полноценной жизнью и радовать глаз окружающих.

Андрей Гусев

 

ЗИМ появился на свет благодаря главному конструктору ГАЗа Андрею Липгарту, ведущему конструктору Николаю Юшманову, дизайнеру Льву Еремееву, а также целой команде талантливых специалистов, среди которых Николай Борисов, Владимир Соловьев, Юрий Сорочкин, Николай Мазохин. Над разработкой ЗИМа трудились фронтовики Александр Невзоров, Борис Дехтяр, Павел Сыркин, Ладислао Эспес Дуарте и Севилья Медина Сантос.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ оттепели Гусев А. Символ оттепели : [65 лет с начала производства легендарной «Волги» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2021. – 21 окт. (№ 42). – С. 5. - (Дата).
2 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
3 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
4 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
5 Юбилей трудового подвига Честнова И. Юбилей трудового подвига : [к 75-летию бомбежки автозавода во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 3
6 Они покоряли Каракумы Лукина Н. Они покоряли Каракумы : [к 85-летию пробега автомобилями ГАЗ в Каракумах] // Автозаводец. – 2018. – 29 сент. (№ 109). – С. 7
7 Как создавались легенды Честнова И. Как создавались легенды : [о легендарных автомобилях марки ГАЗ] / И. Честнова, Е. Мухина // Автозаводец. – 2017. – 19 дек. (№ 145). – С. 3
8 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
9 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
10 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2

Страницы