Символ оттепели

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения начинается внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

Также напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гусев А. Символ оттепели : [65 лет с начала производства легендарной «Волги» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2021. – 21 окт. (№ 42). – С. 5. - (Дата).

Каждая новая модель Горьковского автомобильного - это богатая история, вдохновенный труд тысяч людей, победы и поражения, технические свершения. Это вклад в развитие завода, города, государства. 15 октября исполнилось 65 лет с начала производства легендарной «Волги» ГАЗ-21, которая стала символом оттепели.

Прорыв в мировой автопром

В основу технического задания на будущую «Волгу» легли наработки для «Победы» второго поколения. Но новый автомобиль должен был стать значительным шагом вперед.

В ноябре 1953 года конструктор Александр Невзоров и дизайнер Лев Еремеев начали работу над новой моделью, а уже в 1955-м появились первые ходовые прототипы - изящные машины, выполненные в аэростиле, модном в эпоху 1950-х годов. По сравнению с предшественницей «Волга» отличалась массой технических, экстерьерных и интерьерных новшеств, более просторным и комфортным салоном, новым двигателем.

В мае 1955-го три «Волги» отправились на всесторонние государственные испытания совместно с различными автомобилями отечественного и иностранного производства. Машины экзаменовали как на современных трассах, так и в условиях российского бездорожья. «Волга» показала себя скоростным автомобилем - она разгонялась до 100 км на 11 секунд быстрее «Победы». При этом была экономичнее ГАЗ-М-20, по динамике превосходила ЗИМ более высокого класса. А по таким показателям, как долговечность и проходимость, «Волга» оставила далеко позади и иностранные аналоги, мало приспособленные к отечественным дорожным условиям.

«Волга» - это еще одно веское доказательство того, что машины марки «ГАЗ» - самые прочные, крепкие и надежные. В условиях бездорожья наша 21-я «Волга» чувствует себя в родной стихии. Даже в иностранной прессе писали, что чем хуже дорога, тем лучше ведет себя наша машина», - Владимир Носаков, главный конструктор легковых автомобилей марки «ГАЗ» с 1983 по 1993 год (из книги «Горьковский автозавод. История и современность»)

«Вместе с ГАЗ-21 испытаниям были подвергнуты «Шевроле», «Студебекер», «Форд», уже в то время оснащенные автоматическими коробками передач, - вспоминал начальник лаборатории испытания легковых автомобилей Михаил Мокеев. - Сравнительные испытания подтвердили не только качество конструкции «Волги», но и ее превосходство над иномарками по целому ряду показателей».

15 октября 1955 года были собраны первые серийные образцы «Волги» ГАЗ-21, которая на годы вперед задала тенденции развития автомобилей среднего класса.

В 1958-м на всемирной выставке в Брюсселе ГАЗ-21 «Волга» наряду с ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-52 получила Гран-при. Бренд «ГАЗ» ворвался в мировой автопром.

Такси на Дубровку

«Волга» стала неотъемлемой частью городских пейзажей 1960-1970-х годов, впечатляя изяществом линий, красотой отделки и качеством исполнения.

Одним из главных назначений «Волги» стала работа в такси. Это было изначально понятно, поэтому инженеры еще на стадии разработки стремились учесть пожелания работников таксопарков. Именно они стали одними из главных испытателей первых серийных «Волг» для такси (ГАЗ-М-21А) и помогли внести в конструкцию целый ряд улучшений.

«Автомобили работали по две смены, наезжали по 250 километров в сутки, к ним предъявлялись особые требования по надежности, - вспоминал заместитель главного конструктора легковых автомобилей ГАЗа Владимир Реутов. - В качестве альтернативы пробовали автомобили других марок, но они не справлялись».

Помимо таксопарков, ГАЗ-21 отправлялись в милицию и ГАИ, трудились на медицинском поприще, служили в силовых структурах, шли в госучреждения и на экспорт и, конечно, пользовались спросом у покупателей, хотя цены на красавицу «Волгу» было трудно назвать демократичными.

А еще 21-я стала настоящей звездой киноэкрана. Ее под звуки нестареющего вальса угонял Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля», в ней пела о нежности Доронина-Нюра в «Трех тополях на Плющихе». От нее уносил ноги в «Стариках-разбойниках» незадачливый «грабитель» Юрий Никулин, к подъезду которого уже в «Бриллиантовой руке» на «Волге» подлетал Анатолий Папанов с классическим вопросом: «Кто заказывал такси на Дубровку?». А функциональность салона легендарной машины прекрасно отрекламировали в комедии «Три плюс два»: спинка переднего дивана откидывалась, примыкала к подушкам задних сидений и - вот вам вполне вместительное спальное место.

Вечная молодость

Производство ГАЗ-21 «Волга» продолжалось до середины 1970 года. Автомобиль выпускался в трех сериях, имел около 50 модификаций. Был широко представлен на внешнем рынке, и не только социалистическом, но и в таких странах, как Бельгия, Финляндия, Австрия, Голландия, Норвегия, Швеция, Греция, на Ближнем Востоке и т.д.

Последнюю 21-ю собрали 15 июля 1970 года, а на смену ей без остановки конвейера уже величественно заходил принципиально новый кузов наследницы - первой серийной «Волги» ГАЗ-24, которой суждено было стать следующей легендой отечественного автопрома.

- ГАЗ-21 - гордость нашей коллекции, - говорит директор Музея истории «ГАЗ» Наталья Колесникова. - У нас есть два автомобиля этой модели. Первый - последняя собранная на конвейере «Волга», второй - очень редкий экземпляр со звездой на облицовке радиатора. Вскоре, после масштабной реконструкции музея, эти автомобили вновь будут радовать глаз посетителей.

Но только музейная жизнь «Волге» ГАЗ-21 не грозит. Она стала частью жизни огромного количества людей, по-прежнему встречается на российских дорогах, собирая удивленные взгляды прохожих, участвует в ралли-рейдах, переходах, форумах классических автомобилей.

В августе на фестивале «Горький Классик», посвященном 800-летию Нижнего Новгорода, по территории ГАЗа и улицам столицы Приволжья проехали владельцы 21-х из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Волгограда, Подольска, Краснодара, Долгопрудного, Тулы, Пензы, Минска, Калуги и других городов. Ярче примера нестареющей популярности ГАЗ-21 трудно представить.

- Я влюблен в 21-ю с детства. Нам дозволялось играть в просторном салоне машины, хозяином которой был сосед по даче. Мы прыгали на пружинном диване и впятером усаживались за руль, - рассказал гость из Москвы Дмитрий Косов. - Такое не забывается! ГАЗ-21 «Волга» - бесспорная легенда, которая навсегда останется в истории страны и Горьковского автозавода.

Андрей Гусев

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Первая представительская Гусев А. Первая представительская : [к 70-летию со дня выпуска первого автомобиля ЗИМ] // Автозаводец. – 2020. – 15 окт. (№42). – С. 5
2 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
3 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
4 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
5 Юбилей трудового подвига Честнова И. Юбилей трудового подвига : [к 75-летию бомбежки автозавода во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 3
6 Они покоряли Каракумы Лукина Н. Они покоряли Каракумы : [к 85-летию пробега автомобилями ГАЗ в Каракумах] // Автозаводец. – 2018. – 29 сент. (№ 109). – С. 7
7 Как создавались легенды Честнова И. Как создавались легенды : [о легендарных автомобилях марки ГАЗ] / И. Честнова, Е. Мухина // Автозаводец. – 2017. – 19 дек. (№ 145). – С. 3
8 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
9 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
10 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2

Страницы