Юбилей трудового подвига

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Честнова И. Юбилей трудового подвига : [к 75-летию бомбежки автозавода во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 3

28 октября 1943 года в Государственный комитет обороны был отправлен рапорт о восстановлении автозавода после разрушительных бомбежек немецкой авиации. Его подписали 27 тысяч человек. Всего лишь за «сто штурмовых дней и ночей» цехи были полностью восстановлены и начали работать на полную мощность. Накануне 75-летия памятной даты в музее истории ГАЗа встретились очевидцы далеких трагических событий и студенты Нижегородского индустриального колледжа. Разным поколениям автозаводцев было о чем поговорить.

Готовясь к летнему наступлению на Курском направлении, германское командование приняло решение в июне 1943 года провести массированные налеты на промышленные центры Советского Союза. Главной мишенью гитлеровцы выбрали Горьковский автозавод имени Молотова — в годы Великой Отечественной наше предприятие стало ведущим военным предприятием страны.

— Основной продукцией завода являлся упрощенный вариант знаменитой полуторки, — рассказывает экскурсовод музея истории ГАЗа Любовь Бунигина. — Также завод выпускал легкие танки, автобусы на шасси грузовых и легковых автомобилей, трехосные грузовики ГАЗ-ААА, автомобили повышенной проходимости и броневики, самоходные установки, машины для высшего командования Красной армии, иностранные грузовики, корпуса различных снарядов, в том числе и для реактивных установок «катюша», мины, минометы, аэросани, артиллерийские и автомобильные колеса, катки для танков Т-34, полевые кухни, мотоциклетные коляски, авиационные двигатели, звенья взлетной площадки... Столько видов продукции не производил ни один завод нашей страны. Понимая значение ГАЗа, немецкое командование задумало стереть предприятие с лица земли.

4 ноября 1941 года люфтваффе совершили первый налет на завод. Боец военизированной охраны Серафима Шахова видела самолет-убийцу своими глазами. В тот день восемнадцатилетняя девушка-комсомолка как раз несла службу в подразделении охраны завода, которое до войны было исключительно мужским.

— Погода стояла чудесная, — вспоминает С. В. Шахова. — Падал белый пушистый снег, ветра не было. Тишину изредка прерывал грохот кузнечных молотов. И вдруг неожиданно появился самолет. Но мы не испугались, ведь воздушную тревогу не объявляли. Но когда он подлетел ближе, кто-то закричал: «Это не наш самолет! У него на борту свастика!».

Практически в тот же момент пилот сбросил бомбы на механосборочный цех № 2. Взрыв, пламя, паника. Весь рабочий народ бросился  на  выход к единственной двери. Ворота в цех были заперты — война.

— Люди бегут по направлению к 6-й проходной, падают, — продолжает Серафима Васильевна. — Кто-то встает, а кто-то так и остается лежать на земле. Администрация завода дает команду выпускать народ. Через открывшиеся ворота люди бросились врассыпную, а на белой, заснеженной земле остались раненые и погибшие. Растоптанные тела увезли в морг, пострадавших забрала скорая. Более 75 лет прошло с той поры, но я до сих пор очень хорошо помню этот трагический день. 5 ноября налет вражеской авиации повторился. На месте Парка славы стояли бараки, где жили рабочие. От них не осталось ничего. В тот день также погибло очень много беженцев из Москвы.

В апреле 1942 года Серафима Васильевна ушла добровольцем на фронт. Была связистом в зенитной части, телефонистом пулеметной роты. Сержант Шахова дошла до Курска, где в 1943-м разворачивалось небывалое по масштабам танковое сражение.

Эльвир Константиновна Дряхлова в 1941 году окончила первый класс. Отец, работавший на заводе, в литейном производстве, получил отпуск в конце июня. Семья собиралась в гости к его матери в Орел.

— Мы пошли погулять в сторону кинотеатра «Мир», тогда он назывался киноконцертным залом, — вспоминает Эльвира Константиновна. — И вдруг услышали из репродуктора сообщение о том, что фашистская Германия объявила войну. Папа велел нам с мамой возвращаться домой, а сам пошел в военкомат. Несколько раз он просил отправить его на фронт, но не отпустили. Отец руководил сборкой траков для танков. В ту пору ему было 29 лет.

Первую бомбежку в 1941 году Э. К. Дряхлова никогда не забудет.

— Около автомеханического цеха были вырыты землянки, — рассказывает Эльвира Константиновна. — Там разместили работников, эвакуированных с 466-го Ленинградского завода, и их семьи. Первый бомбовый удар пришелся как раз туда.

Вся детвора из дома, где жила Эльвира Константиновна, сбежалась посмотреть, что случилось.

— Мне было восемь лет. Помню развороченные землянки и окровавленные тела, — задыхаясь от слез, говорит Эльвира Константиновна. — На земле лежал маленький ребенок, ему оторвало руку. Я ее подняла и попыталась присоединить к тельцу. Никогда не забуду этот  леденящий ужас. В тот день я и мои сверстники сразу как-то повзрослели. Мы поняли, что должны помогать родителям, о судьбе которых порой ничего не знали. Мой отец неделями не выходил с работы. Одноклассники делились известиями о похоронках на отцов и братьев. Нашему автозаводу досталось.

Предприятию был нанесен колоссальный ущерб: в июне 1943-го фашисты разрушили 52 здания и сооружения, полностью уничтожили главный конвейер, монтажный и сборочный цехи, деревообделочный цех № 2, несколько смежных производств. По официальным данным, погибло 282 человека, было ранено более 500.

— Фашисты вели себя очень пунктуально, можно было сверять часы по их ночным прилетам, — продолжает рассказ Э. К. Дряхлова. — Внутри желтого бусыгинского квартала был сквер с клумбой. В ее центре находился небольшой бюст Сталина. Мы были в бомбоубежище на проспекте Кирова и вдруг услышали, как затрясся дом. Когда все стихло, ребятня высыпала на улицу. Оказалось, что сюда сбросили огромную фугаску, которая, к счастью, не разорвалась.

Антонина Сухонос — одноклассница Эльвиры Дряхловой, только чуть постарше. Девятилетняя девочка навсегда запомнила, как бомбили завод.

— По проспекту Октября (тогда — улице Октябрьской) были установлены репродукторы, — рассказывает Антонина Михайловна. — И когда передавали сводки с фронтов, взрослые останавливались. Если объявляли о поражениях наших войск, плакали. Мы, дети, ревели вместе с ними.

Семья Тони жила в одной из двадцати двух комнат в бараке. Дети играли, как вдруг послышался непонятный шум.

— Мы выбежали на улицу и увидели, как со стороны Оки летит огромный самолет. Он шел низко-низко, поэтому скоро мы разглядели черную свастику на борту и пилота в кабине. На голове у него был шлем, на лице — очки, а на руках — краги. Сосед по кварталу, Вовка Шленкин, снял фуражку и закричал: «Эй, фриц!», а тот в ответ погрозил нам кулаком.

Мы разбежались от страха. Судя по всему, это был вражеский разведчик. В этот же день объявили воздушную тревогу. Все выбежали с узелками в коридор, кто причитал, кто молился. Барак трясся, завод полыхал... Было очень страшно.

После таких событий отец Тони увез ее и еще двоих своих младших детей в деревню к родителям. Трое старших уже работали на заводе.

— Деревня располагалась на высоком берегу, так что пожарище автозавода видели и там. На сельские дома бомбы тоже сбрасывали, но они не взрывались, — продолжает Антонина Михайловна. — Саперы позже рассказывали, что бомбы были начинены газетами, листовками, опилками. Наверно, многие в Германии тоже не хотели войны.

Дети научились шить кисеты (табак рос в каждом огороде). Писали письма-треугольнички бойцам. Так что капелька нашего участия есть в Великой Победе.

Гитлеровцам не удалось прервать славную историю завода-гиганта, который, несмотря на разрушения, продолжал работать. Восстановление цехов началось после первых разрушительных ударов. Помогала вся страна. 35 тысяч человек, работая по 18-19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования 1943 года коллективу завода 9 раз присуждалось переходящее Красное Знамя Комитета обороны. Более 500 рабочих, инженеров и техников были удостоены наград за самоотверженный труд при восстановлении предприятия. 9 марта 1944 года за досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производств, усовершенствованию боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией автозавод был награжден орденом Красного Знамени.

— Встреча с живыми легендами военных лет очень важна для учащихся нашего колледжа, — считает преподаватель ОБЖ, куратор отряда юнармии, подполковник запаса Владимир Ковалев. — Я уверен, что ребята запомнят этот день навсегда. К сожалению, некоторые, придя к нам учиться, с удивлением узнают, что автозавод бомбили. Таких пробелов в патриотическом воспитании быть не должно. И всероссийское движение «Юнармия» этими вопросами занимается очень серьезно.

Нынешних подростков сложно удивить. Студенты Нижегородского индустриального колледжа слушали очевидцев бомбежек Горьковского автозавода в полнейшей тишине.

— Меня накрыли эмоции, — признается юнармеец Оксана Мамеева. — Пережить такое в столь раннем возрасте... Родителей рядом нет, ты один на один с этим ужасом. Даже представить сложно, как им было страшно.

— Честно говоря, ни при каких обстоятельствах не хочется проходить такие испытания, какие выпали на долю уважаемых ветеранов, — говорит юнармеец Татьяна Ермекеева. — Эти встречи имеют очень сильный эмоциональный эффект. В такие минуты понимаешь, что ты — часть великого народа. Если вдруг, не дай бог, случится беда, я надеюсь, наша страна сможет объединиться, как много лет назад это сделали наши славные предки.

Ирина Честнова

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Первая представительская Гусев А. Первая представительская : [к 70-летию со дня выпуска первого автомобиля ЗИМ] // Автозаводец. – 2020. – 15 окт. (№42). – С. 5
2 Символ оттепели Гусев А. Символ оттепели : [65 лет с начала производства легендарной «Волги» ГАЗ-21] // Автозаводец. – 2021. – 21 окт. (№ 42). – С. 5. - (Дата).
3 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
4 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
5 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
6 Они покоряли Каракумы Лукина Н. Они покоряли Каракумы : [к 85-летию пробега автомобилями ГАЗ в Каракумах] // Автозаводец. – 2018. – 29 сент. (№ 109). – С. 7
7 Как создавались легенды Честнова И. Как создавались легенды : [о легендарных автомобилях марки ГАЗ] / И. Честнова, Е. Мухина // Автозаводец. – 2017. – 19 дек. (№ 145). – С. 3
8 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
9 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
10 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2

Страницы