«Мечта миллионов»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Мальцев, В. «Мечта миллионов» : [10 октября 2011 года исполняется 55 лет легенде советского автопрома] / В. Мальцев // Ленинская смена. – 2011. – 6 окт.(№ 41). – С. 10. – фот.

10 октября исполняется 55 лет легенде советского автопрома

«ЗВЕЗДА И ВОЛГА»

50-е годы XX века во всем мире стали эпохой автомобильной романтики. Бензин в те времена стоил дешево, а дороги были свободными. В то же время машины еще не стали предметом по-настоящему массового потребления, каждая из них имела свое неповторимое лицо, а многие были просто-таки шедеврами на колесах. Производители стремились воплотить в металле самые смелые идеи, не стесняясь при этом ни размеров, ни большого расхода топлива. Дороги заполонили шикарные седаны и лимузины с выпуклыми и гнутыми линиями кузовов, обильно отделанные хромированными деталями.

Не отставал от заграницы и советский автопром. Уже в 1951 году конструкторское бюро ГАЗа начало проработку следующей за «Победой» модели — ГАЗ-М21. В ноябре 1953-го под руководством молодого инженера Александра Невзорова был подготовлен компоновочный чертеж, а через полтора года изготовлен первый ходовой экземпляр. Прототипом для новой машины, по всей видимости, послужил элегантный «Форд Кустомлайн» 1952 года. Помимо дизайна кузова у американцев позаимствовали роторные замки дверей, спидометр с прозрачной полусферой, расположенную над лобовым стеклом поворотную антенну, задние фонари, решетку радиатора и другие элементы. Чтобы не отстать от Америки, конструкторы решили установить на новый автомобиль еще и автоматическую коробку передач, что в те времена казалось настоящим чудом! Специально для изучения подобного устройства в США были закуплены «Шевроле Билэйр» и «Форд Мэйнлайн» с двух- и трехступенчатыми трансмиссиями. Забегая вперед, следует отметить, что на ГАЗ-21 «автоматика» так и не прижилась (выпущено всего 700 штук), а потом перекочевала уже на представительскую «Чайку». Первоначально автозаводские дизайнеры Джон Вильяме и Лев Еремеев подготовили два варианта кузова под названиями «М-21 Звезда» и «М-21 Волга». Более удачным признали второй, благодаря чему газовские седаны и получили новое название, просуществовавшее до наших дней.

Авторство легендарного оленя на капоте до сих пор приписывают самым разным людям: дизайнерам Долматовскому и Еремееву, известному скульптору Вере Мухиной и даже некоему финскому художнику.

После ходовых испытаний в июне 1955 года автомобиль был представлен Государственной приемочной комиссии во главе с маршалом обороны Г. К. Жуковым. Последнему «Волга» понравилась, после чего началась подготовка к серийному производству. Специально для ГАЗ-21 на автозаводе разрабатывался новый двигатель объемом 2,4 литра и мощностью 70 л/с. Однако довести его в срок не успели, и на первых партиях пришлось устанавливать старый мотор от «Победы», с трудом разгонявший машину до 110 км/ч. Знаменитый двигатель ЗМЗ-21А, который до сих пор в модернизированном варианте выпускается в Заволжье и ставится на УАЗики, появился под капотами «Волг» уже в процессе выпуска. С ним максимальная скорость автомобиля возросла до 130 км/ч, а до сотни он разгонялся всего за 35 секунд (для того времени — круто).

Первые пять машин сошли с конвейера 10 октября 1956 года. «Славный подарок преподнесли стране накануне 39-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции труженики Горьковского автозавода, — писала на следующий день «Горьковская правда». — С конвейера легковых автомобилей сошли новенькие автомашины М21 «Волга». Однако по-настоящему серийное производство развернулось лишь в январе 1957 года, а в продажу они поступили 1 марта.

«СУПЕРКУЗОВ»

Любопытно, что дизайн передка первых 21-х «Волг» почти сразу же признали неудачным. Из-за проблем с экспортом. Ведь за границу уходила почти треть всех сошедших с конвейера автомобилей, и каждый завод был обязан зарабатывать валюту. Между тем в самом разгаре была холодная война, и машины со звездой на радиаторе просто-таки распугивали западных клиентов. Поэтому уже в 1958 году радиаторная решетка была изменена, приняв более привычный ребристый вид. Олень на капоте тоже «прожил» недолго. Во-первых, красивую фигурку часто воровали «на сувениры», во-вторых, при наезде машин на пешеходов даже на небольшой скорости она причиняла пострадавшим ужасные травмы.

В апреле 1958 г. «Волга» вместе с другими новинками советского автопрома была представлена на международной выставке в Брюсселе. Экспозицию дополняли точная копия первого искусственного спутника Земли и макет атомного ледокола «Ленин». «Двадцать первая» была удостоена высшей награды — Гран-при, каковую не получал больше ни один советский автомобиль. Правда, по некоторым данным, эта победа была чисто «бартерной». Дело в том, что «Волги» изготавливались из бельгийской стали, доработанной советскими химиками-технологами. «Суперкузов» тщательно промывался горячим раствором фосфорнокислых солей цинка в присутствии азотнокислого натрия и углекислой меди. В результате на поверхности образовывалась мелкокристаллическая фосфатная пленка, защищавшая металл от коррозии. Наряду с грунтовкой эта уникальная технология гарантировала защиту от коррозии как наружных, так и внутренних панелей. Кроме того, сварные швы пропаивались оловом, которого уходило около килограмма на каждый экземпляр. Все это вместе и делало кузов ГАЗ-21 поистине вечным по автомобильным меркам. Однако «нанотехнология» имела и обратный эффект: производство было слишком затратным и требовало много ручного труда.

НА «ВОЛГАХ» ЕЗДИЛИ АКАДЕМИКИ, АРТИСТЫ, ВЗЯТОЧНИКИ И СПЕКУЛЯНТЫ

В 60-х годах «Волга» стала в Советском Союзе поистине культовым автомобилем, не нуждавшимся в рекламе. Прокатиться на ней, а уж тем более заполучить в личное пользование, мечтали миллионы советских граждан. Между тем в свободной продаже «двадцать первых» не было, чтобы приобрести их, гражданам приходилось записываться в очередь и ждать по несколько лет. И это при том, что стоимость «Волги» равнялась почти пятидесяти месячным зарплатам инженера: от пяти до шести с половиной тысяч рублей в зависимости от комплектации. Рабочий на заводе в то время получал 120 руб., поэтому позволить себе такую роскошь могли только академики, профессора, популярные артисты и крупные чиновники, а также взяточники и спекулянты.

Были категории граждан, получавшие автомобили вне очереди, к примеру, футболисты высшей лиги. Некоторые даже зарабатывали на этом. Так, Василий Турячкин, игравший в киевском «Динамо», вспоминал: «Поездишь на «Волге» год-два и пишешь заявление в Министерство торговли на покупку новой машины. А старую потом продаешь. Из-за больших очередей и острого дефицита в Грузии за одно-двухлетнюю «Волгу» давали сумму, в три раза превышавшую стоимость нового автомобиля».

Впрочем, даже купив мечту, люди не ездили на ней каждый день на работу и не ставили во дворе. Предмет культа, как правило, держали в гараже, сдувая с него пылинки, на улицы выезжали лишь по особым случаям. Большинство же граждан могло покататься на легендарном авто, просто вызвав такси.

21-я «Волга» стала героем множества художественных фильмов, в том числе таких культовых, как «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Три плюс два» и других.

МОДИФИКАЦИИ «ТАНКА»

Автомобиль с пятью пассажирами весил почти две тонны, а конструкция была настолько прочной, что при авариях «Волга» просто сминала малолитражные легковушки и причиняла серьезный ущерб даже грузовикам и автобусам. Именно поэтому в СССР и за рубежом ее нередко звали «танком». Впрочем, шансов выжить и у самих «танкистов» было немного. Конструкция передней подвески автомобиля была такой, что рулевая трапеция и редуктор располагались перед балкой подвески. В результате при лобовом ударе даже при небольшой деформации жесткая рулевая колонка смещалась в салон, нанося травмы водителю. К слову сказать, ремни безопасности на ГАЗ-21 не устанавливались! Неудивительно, что наиболее типичной профессиональной травмой водителей был перелом ребер об руль, пассажиры же выбивали зубы и ломали носы об торпедо, либо просто вылетали через лобовое стекло.

Помимо травмоопасности машина имела и еще ряд серьезных недостатков. На «Волге» не устанавливались усилитель тормозов и гидроусилитель руля, что при довольно большой массе и габаритах делало автомобиль неповоротливым и требовало от водителя больших физических усилий. Расход топлива после нескольких лет эксплуатации доходил до 18–20 литров на 100 км и более. К тому же при полной нагрузке нередко происходила детонация топлива, выражавшаяся в характерных громких хлопках. Имелись и другие мелкие дефекты, доставлявшие много хлопот владельцам: плохое закрывание дверей, нестабильная работа дворников, частые поломки ручного тормоза и др. Однако все это никак не сказывалось на всенародной любви к этой машине!

За 14 лет серийного производства на ГАЗе было создано рекордное количество модификаций — 53! Самыми распространенными из них были универсал, такси, «скорая помощь». Из экзотики можно отметить ГАЗ-21 АЮ для тропического климата — с двумя радиаторами и кондиционером, ГАЗ-21 ПО для субтропиков, с особой оцинковкой кузова, М-21Д — экспортная с форсированным двигателем и хромированными молдингами по бокам и на крыльях. Всего же с конвейера сошло почти 640 тысяч «Волг».

Виктор МАЛЬЦЕВ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
5 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
6 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
7 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
8 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
9 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2
10 Имена, вписанные в историю Шерстинский В. Имена, вписанные в историю : [о Ю.П. Борякове, П.А. Бабиче, К.П. Пшенисновой, ветеранах ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 6.

Страницы