Конструктор и летописец
Инженер-конструктор Вениамин Эфраимович Шерстинский 60 лет был неразрывно связан с Горьковским автозаводом. Первоклассный специалист, человек академических знаний, настоящий летописец конструкторской школы ГАЗа, о которой рассказывал со страниц газеты «Автозаводец». Его не стало 2 августа.
Генератор идей
Вениамин Эфраимович родился в 1942 году. По окончании десятилетки поступил на машиностроительный факультет политехнического института. Вечером учился, а днем работал на ГАЗе, где впервые оказался 1 сентября 1959 года и начал трудовую биографию в цехе сборки моторов.
«В дипломной работе я предложил новую конструкцию подвески для ГАЗ-53, – вспоминал он. – После вуза, в марте 1965-го, меня приняли в КЭО, в группу кузовной арматуры».
Первой пробой сил молодого специалиста стала разработка механизма уравновешивания для задней двери универсала ГАЗ-2402. Затем он дорабатывал замки дверей ГАЗ-24 под новые международные требования пассивной безопасности. Предложенное решение было подтверждено международными сертификатами Франции и Чехии.
– На заводе он был ключевым специалистом в своей области. Его стихия – множество специальных устройств, узлов, приспособлений. Среди них, например, дверные петли, замки, стеклоподъемники, приводы, ручки, зеркала и другое, – рассказывает Александр Кочетков, руководитель центра компетенции «Кузова и кабины» ОИЦ «Группы ГАЗ».
В 1979 году В. Шерстинский возглавил конструкторскую группу кузовной арматуры, а затем, после реорганизации, стал начальником конструкторского бюро арматуры, проработав в этой должности до середины 1990-х годов.
– Вениамин Эфраимович бескомпромиссно относился к вопросам качества. Был очень порядочным и принципиальным человеком, особенно когда дело касалось производства, – говорит заместитель директора по разработке продукта ОИЦ Павел Мертц. – Он умел находить общий язык с коллегами, и за это его уважали.
– Если речь заходила о качестве продукта, он отказывался даже от временных компромиссов, отстаивал свою точку зрения открыто, невзирая на должности и звания оппонентов. И это всегда шло на пользу дела, – добавляет А. Кочетков.
За время работы В. Шерстинский занимался модернизацией ГАЗ-21, ГАЗ-66, ГАЗ-53А. Участвовал в проектировании «Чайки» ГАЗ-14, автомобилей семейств «Волга», «ГАЗель», «Соболь». Ему принадлежит 9 патентов на изобретения, он один из авторов руководств по устройству, ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации легковых и грузовых автомобилей марки «ГАЗ».
– Он был не только прекрасным генератором идей, разработчиком различных конструкций, но и незаменимым организатором их внедрения в производство, порой даже вопреки многим проблемам, – подчеркивает Владимир Носаков, главный конструктор легковых автомобилей марки «ГАЗ» с 1983 по 1993 год. – Вениамин Эфраимович был человеком сильного характера, жестким и требовательным, когда это касалось дела, которому он служил.
При этом В.Шерстинский никогда не экономил время на общении с подчиненными.
– Я иногда удивлялся: сколько же у человека терпения, чтобы выслушать каждого, разобрать ситуацию, разъяснить, как решить ту или иную техническую задачу! – признается А. Кочетков. – Он очень внимательно относился к коллегам, всегда был готов прийти на помощь.
Биограф конструкторской школы
Вениамин Шерстинский – не только инженер-конструктор, но и настоящей биограф конструкторской школы Горьковского автозавода. Его многочисленные статьи в газете «Автозаводец» сохраняли и приумножали память о лучших специалистах в истории КЭО-УКЭР-ОИЦ и легендарных моделях автомобилей.
«Взяться за перо меня подтолкнул разговор с супругой знаменитого конструктора Абрама Исааковича Гора, – рассказывал он. – Я попробовал – так в 1986 году появилась моя первая публикация в «Автозаводце».
Затем Вениамин Эфраимович написал несколько очерков о руководителях, с которыми работал: начальнике группы, ведущем конструкторе ГАЗ-24 Михаиле Михайловиче Глумове, начальнике бюро кузовов легковых автомобилей Петре Кузьмиче Лапшине, главном конструкторе кузовов Рудольфе Павловиче Шкапине. После этого автор взял большую творческую паузу, которую прервал только в 2000-х. С тех пор в газете вновь стали появляться его статьи, как правило, приуроченные к юбилеям конструкторов и испытателей.
– Вырезки его статей у меня хранятся в специальной коробке с надписью «Автопортреты». Я к ним периодически обращаюсь при написании книг и подготовке к творческим встречам, – говорит В. Носаков. – Вениамин Эфраимович находил такую информацию о людях, которая становилась откровением не только для коллег, но даже для близких героев его очерков.
Именно сбор информации, как признавался В. Шерстинский, самое сложное в этой работе.
«Обращаешься к документам, а там в лучшем случае только должности и награды. Разговариваешь с людьми – они многое уже не помнят, – рассказывал он. – Часто выручает то, что по роду профессиональной деятельности я общался с широким кругом коллег, многих хорошо знал лично и на память не жалуюсь».
В ходе подготовки статей В. Шерстинский встречался с героями своих публикаций, беседовал с коллегами, которые с ними работали, обращался за информацией в музей истории ГАЗа. А иллюстрировать тексты ему помогал архив Николая Добровольского, который когда-то был одним из фотографов КЭО-УКЭР.
«Мне нравится эта работа, – признавался он. – Молодое поколение должно знать о тех, кто ковал славу конструкторской школы Горьковского автозавода».
В. Шерстинский до марта 2020 года работал в ОИЦ, занимался узлами арматуры, консультировал молодых специалистов. 2 августа 2020 года он ушел из жизни.
Он из тех ярких личностей, кто навсегда останется в истории Горьковского автозавода, говорят его коллеги и друзья.
Андрей Гусев
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Биограф конструкторской школы | Гусев А. Биограф конструкторской школы : [о конструкторе ГАЗ и краеведе В. Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2019. – 22 авг. (№ 34). – С. 12. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ). |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
2 | Человек двух стихий | Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны). |
3 | В гуще людей и событий | Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей). |
4 | Главная ценность завода | Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей). |
5 | Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа | Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262. |
6 | Стахановец машиностроения | Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей). |
7 | Неординарная личность | Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15. |
8 | Дирижер свершений | Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого). |
9 | «Мы – машиностроительная страна»! | «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда). |
10 | Человек с горячим сердцем | Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15 |