Конструктор и летописец

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения начинается внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

Также напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).

Инженер-конструктор Вениамин Эфраимович Шерстинский 60 лет был неразрывно связан с Горьковским автозаводом. Первоклассный специалист, человек академических знаний, настоящий летописец конструкторской школы ГАЗа, о которой рассказывал со страниц газеты «Автозаводец». Его не стало 2 августа.

Генератор идей

Вениамин Эфраимович родился в 1942 году. По окончании десятилетки поступил на машиностроительный факультет политехнического института. Вечером учился, а днем работал на ГАЗе, где впервые оказался 1 сентября 1959 года и начал трудовую биографию в цехе сборки моторов.

«В дипломной работе я предложил новую конструкцию подвески для ГАЗ-53, – вспоминал он. – После вуза, в марте 1965-го, меня приняли в КЭО, в группу кузовной арматуры».

Первой пробой сил молодого специалиста стала разработка механизма уравновешивания для задней двери универсала ГАЗ-2402. Затем он дорабатывал замки дверей ГАЗ-24 под новые международные требования пассивной безопасности. Предложенное решение было подтверждено международными сертификатами Франции и Чехии.

– На заводе он был ключевым специалистом в своей области. Его стихия – множество специальных устройств, узлов, приспособлений. Среди них, например, дверные петли, замки, стеклоподъемники, приводы, ручки, зеркала и другое, – рассказывает Александр Кочетков, руководитель центра компетенции «Кузова и кабины» ОИЦ «Группы ГАЗ».

В 1979 году В. Шерстинский возглавил конструкторскую группу кузовной арматуры, а затем, после реорганизации, стал начальником конструкторского бюро арматуры, проработав в этой должности до середины 1990-х годов.

– Вениамин Эфраимович бескомпромиссно относился к вопросам качества. Был очень порядочным и принципиальным человеком, особенно когда дело касалось производства, – говорит заместитель директора по разработке продукта ОИЦ Павел Мертц. – Он умел находить общий язык с коллегами, и за это его уважали.

– Если речь заходила о качестве продукта, он отказывался даже от временных компромиссов, отстаивал свою точку зрения открыто, невзирая на должности и звания оппонентов. И это всегда шло на пользу дела, – добавляет А. Кочетков.

За время работы В. Шерстинский занимался модернизацией ГАЗ-21, ГАЗ-66, ГАЗ-53А. Участвовал в проектировании «Чайки» ГАЗ-14, автомобилей семейств «Волга», «ГАЗель», «Соболь». Ему принадлежит 9 патентов на изобретения, он один из авторов руководств по устройству, ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации легковых и грузовых автомобилей марки «ГАЗ».

– Он был не только прекрасным генератором идей, разработчиком различных конструкций, но и незаменимым организатором их внедрения в производство, порой даже вопреки многим проблемам, – подчеркивает Владимир Носаков, главный конструктор легковых автомобилей марки «ГАЗ» с 1983 по 1993 год. – Вениамин Эфраимович был человеком сильного характера, жестким и требовательным, когда это касалось дела, которому он служил.

При этом В.Шерстинский никогда не экономил время на общении с подчиненными.

– Я иногда удивлялся: сколько же у человека терпения, чтобы выслушать каждого, разобрать ситуацию, разъяснить, как решить ту или иную техническую задачу! – признается А. Кочетков. – Он очень внимательно относился к коллегам, всегда был готов прийти на помощь.

Биограф конструкторской школы

Вениамин Шерстинский – не только инженер-конструктор, но и настоящей биограф конструкторской школы Горьковского автозавода. Его многочисленные статьи в газете «Автозаводец» сохраняли и приумножали память о лучших специалистах в истории КЭО-УКЭР-ОИЦ и легендарных моделях автомобилей.

«Взяться за перо меня подтолкнул разговор с супругой знаменитого конструктора Абрама Исааковича Гора, – рассказывал он. – Я попробовал – так в 1986 году появилась моя первая публикация в «Автозаводце».

Затем Вениамин Эфраимович написал несколько очерков о руководителях, с которыми работал: начальнике группы, ведущем конструкторе ГАЗ-24 Михаиле Михайловиче Глумове, начальнике бюро кузовов легковых автомобилей Петре Кузьмиче Лапшине, главном конструкторе кузовов Рудольфе Павловиче Шкапине. После этого автор взял большую творческую паузу, которую прервал только в 2000-х. С тех пор в газете вновь стали появляться его статьи, как правило, приуроченные к юбилеям конструкторов и испытателей.

– Вырезки его статей у меня хранятся в специальной коробке с надписью «Автопортреты». Я к ним периодически обращаюсь при написании книг и подготовке к творческим встречам, – говорит В. Носаков. – Вениамин Эфраимович находил такую информацию о людях, которая становилась откровением не только для коллег, но даже для близких героев его очерков.

Именно сбор информации, как признавался В. Шерстинский, самое сложное в этой работе.

«Обращаешься к документам, а там в лучшем случае только должности и награды. Разговариваешь с людьми – они многое уже не помнят, – рассказывал он. – Часто выручает то, что по роду профессиональной деятельности я общался с широким кругом коллег, многих хорошо знал лично и на память не жалуюсь».

В ходе подготовки статей В. Шерстинский встречался с героями своих публикаций, беседовал с коллегами, которые с ними работали, обращался за информацией в музей истории ГАЗа. А иллюстрировать тексты ему помогал архив Николая Добровольского, который когда-то был одним из фотографов КЭО-УКЭР.

«Мне нравится эта работа, – признавался он. – Молодое поколение должно знать о тех, кто ковал славу конструкторской школы Горьковского автозавода».

В. Шерстинский до марта 2020 года работал в ОИЦ, занимался узлами арматуры, консультировал молодых специалистов. 2 августа 2020 года он ушел из жизни.

Он из тех ярких личностей, кто навсегда останется в истории Горьковского автозавода, говорят его коллеги и друзья.

Андрей Гусев

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Биограф конструкторской школы Гусев А. Биограф конструкторской школы : [о конструкторе ГАЗ и краеведе В. Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2019. – 22 авг. (№ 34). – С. 12. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
3 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
4 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
5 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
6 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).
7 Неординарная личность Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15.
8 Дирижер свершений Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого).
9 «Мы – машиностроительная страна»! «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда).
10 Человек с горячим сердцем Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15

Страницы