Стахановец машиностроения

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения начинается внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

Также напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).

В последний день августа 2020 года исполнилось 85 лет с тех пор, как забойщик шахты «Центральная-Ирмино» Алексей Стаханов добыл за смену 102 тонны угля при норме в 7 тонн. Через несколько дней этот легендарный почин первыми в машиностроении поддержали кузнец ГАЗа Александр Бусыгин и его бригада.

На строительство Горьковского автомобильного Александр Харитонович приехал с женой и сыном в 1931-м из деревеньки, затерявшейся в ветлужских лесах.

«Молодой был, сильный и дремучий, как медведь. Мы возводили завод и себя строили вместе с ним, – вспоминал он. – Очень хотелось скорее начать делать свои, отечественные автомашины. Торопились: «Дадим в семнадцать месяцев республике завод!» И дали. А кому на нем работать? Кто имеет опыт делать машины? Со стройки пришли и стали учиться. Кузнецы были нужны. Пошел в кузнецы».

Восхождение к рекорду

В конце августа 1935 года Александра Харитоновича срочно вызвали из отпуска на работу: кузница не справлялась с производственными заданиями, задерживала механические цеха, те простаивали – срывался план выпуска автомобилей. Бусыгин вышел 27 августа и отковал 440 валов при норме 315 штук, на второй день с подручным выдал 600 валов, на третий – 901.

«Старший мастер Александр Матвеевич Лапин подходит, смотрит на пресс, а там счетчик. Я ему: «Матвеич, сколько и куда еще не хватает?» А он смеется: «А ну тебя к черту, медведь!» Махнул рукой и побежал», – рассказывал А. Бусыгин.

И тут как гром среди ясного неба: Алексей Стаханов выполнил за смену 14 норм добычи угля. Гулкая дробь отбойного молота, прозвучавшая в недрах донецкой шахты, моментально раскатилась по всей стране.

«Достижение Стаханова несколько дней не давало мне покоя. И не потому, что я завидовал его славе. В его рекорде я видел прямую возможность резко увеличить производительность», – говорил Александр Бусыгин.

Кузнецы ГАЗа решили по примеру Стаханова организовать работу по-новому. Бусыгин от имени своей бригады высказал предложения, реализация которых подняла бы нормы выработки. Первое. Заготовки должны поступать бесперебойно, а агрегаты должны быть закреплены за конкретными бригадами. Второе. Наладчикам следует осматривать оборудование до начала рабочей смены, чтобы рабочие не теряли понапрасну ни минуты драгоценного времени. А еще кузнецы рискнули реконструировать американскую нагревательную печь, которая по проекту могла выдавать не больше сотни валов в час.

15 ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА В РАЗНОЕ ВРЕМЯ РАБОТАЛИ НА ГОРЬКОВСКОМ АВТОЗАВОДЕ/

И результат не заставил себя долго ждать. Газета «Автогигант» в сентябре 1935-го писала: «Кузнец тов. Бусыгин (бригада коленчатых валов) кузницы №1 поставил 11 и 13 сентября невиданные в истории нашей кузницы и кузнечного дела вообще рекорды по выковке коленчатых валов. При норме 675 валов он 11 сентября выковал 1001 вал, 13 сентября – 1005 валов».

В последующие дни производительность неуклонно возрастала. 19 сентября бригада Бусыгина отковала 1146 валов, далеко позади остались не только отечественные, но и американские нормы выработки. В результате движение новаторов и ударников в СССР стали называть стахановско-бусыгинским.

«Слава и шум, какой начался так неожиданно и быстро, ошеломили меня. Я недоумевал: почему газеты и радио ежедневно повторяли наши со Стахановым имена? что мы сделали особенного? за что нас называют героями? Героем можно стать после отважного поступка. А мы ничего такого не сделали, просто честно и прилежно работали», – вспоминал о том времени Александр Харитонович.

Осенью 1935 года его пригласили в Москву на совещание ударников.

«Подходит Орджоникидзе, спрашивает: «Что мешает еще лучше работать?» Я говорю: «Печь нагрева не дает»... Приехал домой, гляжу, а печи нет, вся разобрана: реконструкция! Через неделю ее пустили: тридцать шесть метров длиной, 36 форсунок вместо двенадцати. Печь грела так грела!» – рассказывал А. Бусыгин.

Слава о кузнеце Горьковского автозавода докатилась и до США. Летом 1936 года Александр Харитонович отдыхал в Гаграх. В один из дней к нему приехал представитель Генри Форда. Он предложил Бусыгину переехать в Детройт, обещал платить золотом. На что кузнец ответил: «Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

Генеральный директор ПО "ГАЗ" И. И. Киселев поздравляет А. Х. Бусыгина и его супругу с золотой свадьбой, 1975 год

 

Новаторское движение стахановцев и бусыгинцев получило дальнейшее развитие по всей стране. Изменялись нормы труда, внедрялись передовые технологии.

Зародившееся в предвоенные годы движение двухсотников – по выполнению двух норм за смену – получило небывалый размах уже во время Великой Отечественной, затем переросло в движение трехсотников, пятисотников, тысячников.

Судьба героя

Александр Харитонович, став стахановцем, понял: надо учиться. Педагоги приходили на дом, задания А. Бусыгин выполнял вместе со старшим сыном-школьником за одним письменным столом. Позже он окончил Промышленную академию в столице. В 1938-м его избрали в Верховный Совет СССР, он бессменно исполнял депутатские обязанности до 1952 года. Старший сын, Николай Александрович, вспоминал: «Прием отец частенько вел дома. Кто только у нас не ночевал, многие задерживались, пока не решатся вопросы. Как отпуск, так сажает нас всех – брата Володю, меня, маму – в машину и отправляется в районы области к избирателям».

Вся жизнь Александра Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автозаводом. Он работал начальником каркасного цеха, кузнечного цеха, ремонтно-механического участка.

В сентябре 1975 года, в связи с 40-летием стахановского движения, Александру Харитоновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Последние годы А. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Он ушел из жизни 19 февраля 1985 года.

Имя Бусыгина присвоено проспекту в Нижнем Новгороде, а также улице в Новосибирске. «Бусыгинскими» народ прозвал два квартала на пересечении пр. Октября и ул. Комсомольской. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В год 75-летия Горьковского автозавода, 28 февраля 2007-го, на проспекте Октября у Дома ветеранов ГАЗа состоялось торжественное открытие памятника Александру Бусыгину.

Героя часто спрашивали: помнит ли он дни, когда устанавливал свои рекорды. «А чего тут помнить?! – удивлялся он. – Мне забыть не дают: скоро полвека будет, как об этом рассказывают». 10 сентября прошло уже 85 лет с того сентября 1935-го, когда Александр Бусыгин вписал свое имя в летопись ГАЗа и всей страны. Память об этом трудовом подвиге по-прежнему жива и передается из поколения в поколение.

Михаил Трофимов

 

 

 

В год 75-летия Горьковского автозавода, 28 февраля 2007-го, на проспекте Октября у Дома ветеранов ГАЗа состоялось торжественное открытие памятника Александру Бусыгину.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
2 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
3 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
4 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
5 Александр Бусыгин: «Родина дороже золота» Маркичева О. Александр Бусыгин: «Родина дороже золота» : [о стахановце ГАЗа А.Х. Бусыгине] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 9-15 сент. (№73). – С. 7.
6 Конструктор и летописец Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
7 Неординарная личность Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15.
8 Дирижер свершений Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого).
9 «Мы – машиностроительная страна»! «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда).
10 Человек с горячим сердцем Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15

Страницы