Автомобиль мечты

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Соколов В. Автомобиль мечты : [история автомобиля ГАЗ-24 "Волга"] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 22-28 июля (№ 58). – С. 6.

50 лет назад на Горьковском автомобильном заводе началась массовая сборка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга». В стране тогда практически не было иномарок, поэтому ГАЗ-24 на протяжении двух десятилетий был самым массовым и, пожалуй, самым главным легковым авто в Советском Союзе.

ГАЗ-24 «Волга» – советский серийный переднемоторный заднеприводной легковой автомобиль среднего класса с кузовами типа седан и универсал. Выпускался в 1968–1992 гг. на Горьковском автомобильном заводе. Широко использовался государственными учреждениями и службами (такси, милиция, «скорая помощь» и др.). Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода.

В русле мирового автомобилестроения

Разработка ГАЗ-24 началась в конце 1950-х годов. Автомобиль создавался как замена предыдущей «Волги» – ГАЗ-21 (выпускалась с 1956 по 1970 год), возможности дальнейшего улучшения которой были почти исчерпаны. Руководителем проекта первоначально был Александр Невзоров (автор ГАЗ-21), в группу вошли художники-конструкторы Леонид Циколенко и Николай Киреев. Первые поисковые разработки сильно напоминали американские автомобили конца 1950-х гг., с их аэродинамическими формами и килями-«плавниками». Однако эти эстетические решения быстро вышли из моды, и в дальнейшем прототипы ГАЗ-24 приобрели более строгие угловатые формы. К 1964 году в целом сложился внешний облик новой «Волги» была спроектирована агрегатная часть. Эволюционными нововведениями, по сравнению с ГАЗ-21 стали полностью синхронизированная коробка передач, гидровакуумный усилитель тормозов, улучшенное отопление салона с обдувом заднего стекла, гнутые боковые стекла.

Массовое производство седана стартовало 15 июля 1970 года. Вот как описывает момент постановки на конвейер автомобиля в своей книге «24-я новая “Волга”» Александр Лекае: «В начале седьмого вечера в среду 15 июля на конвейере появляется последний кузов за номером 638798 в экспортной комплектации 21УС, окрашенный новым, фирменным “двадцать четвертым” антрацитовым лаком. Сразу же за ним под звуки марша и аплодисменты на конвейер из-под белоснежных сводов цехов спускают первую законнорожденную новую “Волгу”. Ее порядковый номер – 793, цвет – модный бордовый, также очень характерный для ранних машин».

В 1972 году завод освоил выпуск ГАЗ 24-02 – варианта с кузовом универсал. В 1967-1974 гг. выпускались машины первой серии, в 1974-1985 гг. – модернизированной второй серии (изменения в основном коснулись внешнего облика и повышения безопасности салона). В 1986-1992 гг. с конвейера сходили автомобили третьей серии (ГАЗ-24-10) с новыми 98-сильными двигателями, рядом модернизированных узлов, полностью переработанным салоном и обновленными деталями оформления кузова.

Главным и наиболее принципиальным отличием от предыдущей модели «Волги» был кузов, отличавшийся не только дизайном, но и общей идеологией и наиболее полно вобравший в себя все то новое, что пришло в мировую практику автомобилестроения в период 1955-1965 годов. Принципиальное отличие кузова ГАЗ-24 от кузова ГАЗ-21 – существенно меньшая высота первого. Уменьшение габаритной высоты было одной из основных тенденций легкового автомобилестроения в те времена и носило не только косметический характер – высота кузова в значительной степени определяла компоновку автомобиля. Более низкий автомобиль имел низко расположенный центр тяжести, что увеличивало устойчивость и управляемость, особенно на высокой скорости. Пассажиров в более низком автомобиле меньше трясло на бездорожье.

…В начале 1970-х 24-я «Волга» гранеными формами и прекрасными деталями поражала ценителей стиля. Она была одновременно прямолинейной и игривой, лаконичной и не похожей на других, приземистой и проходимой, выносливой недоступной красавицей.

Не для простых людей

Новая модель требовала перехода на новые технологии, поэтому по ходу разработки автомобиля руководители завода выбили в правительстве немалые средства для модернизации предприятия. Именно в 1960-е годы на ГАЗе появились новые цехи с современным оборудованием, построены заводы штампов, пресс-форм и коробок передач.

В год на ГАЗе производилось до 75 тысяч моделей. До 1993 года было произведено почти полтора миллиона машин. Не предназначенная для продаж в частные руки, «Волга» с самого начала проектировалась как автомобиль для различных служб. Версия для такси ГАЗ-24-01 отличалась от базовой дефорсированным мотором, моющейся дерматиновой обивкой салона и таксометром с «зеленым огоньком». На базе универсала 24-02 выпускалась машина «скорой помощи». В ее кузове устанавливалась перегородка за передним рядом, размещались носилки для больного и сиденье медперсонала. Серийно выпускались также «таксишный» универсал 24-04 и газобаллонное такси 21-07.

Существовала на базе «новой» «Волги» и модификация для спецслужб. ГАЗ-24-24, или «дубль», как называли ее в КГБ, была настоящим советским масл-каром: элегантный кузов в сочетании со 195-сильным двигателем и трансмиссией от «Чайки» давал отличные динамические характеристики. Официально такого автомобиля не существовало, поэтому ее водители были фактически призраками – умудрялись рулить тем, чего не существует в природе.

В середине 1980-х годов на конвейере ГАЗ-24 вконец износились кузовные штампы. Но на подготовленную изначально на смену «двадцать четверке» новую модель 3102 военные наложили вето, заявив: «Мы не позволим, чтобы на “генеральском” автомобиле ездили в такси!» В результате появился компромиссный вариант – ГАЗ-31029.

Как в кино

На протяжении почти 20 лет этот автомобиль был мечтой любого советского мужчины. Причем мечтой чаще всего малодостижимой. Розничные цены на ГАЗ-24 в состоянии «с завода» начинались с десяти тысяч рублей. Это примерно десять миллионов рублей на сегодняшние деньги. За версию с радиоприемником и более мощным двигателем на 95 лошадей просили уже 12 тысяч. Однако купить белую или черную машину было практически невозможно: большая их часть почти сразу уходила сотрудникам правительственного аппарата и чекистам, поэтому самые популярные цвета для простого народа – это серый и темно-синий. Бытовал еще особый вид поощрения для ударников труда, выдающихся спортсменов, артистов и других незаурядных граждан. Им могли вручить специальную открытку на право приобретения престижного авто. Был вариант, когда артистам кино, театра и эстрады разрешалось в особом порядке купить ГАЗ-24, выступив с концертом в Горьком. Поэтому жители нашего города в советское время вниманием звезд не были обделены еще и по причине нахождения на территории города Горьковского автомобильного завода. ГАЗ-24 много и часто снимали в кино. Самыми его «известными ролями» стали эпизоды в лентах «Петровка, 38» и, конечно же, «Служебный роман».

«Петровка» была классическим полицейским детективом того времени и никак не могла обойтись без эффектной погони. В этом фильме на «Волгах» и уезжают, и догоняют. Захватывающее преследование с разбитыми витринами, развороченными автомобилями и прыжками выглядело тогда свежо и весьма «по-западному». Эпизод в «Служебном романе» полностью отражает советскую действительность тех лет и отношение к автомобилю высокого класса в обществе. Серая «двадцатьчетверка» представляется товарищу Новосельцеву автомобильной мечтой на колесах да еще со стереофоническим проигрывателем «Филипс».

Подготовил Вячеслав Соколов
Фото из интернета

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Сказка из железа и бетона Гусев А. Сказка из железа и бетона : [1 ноября 2021 года исполнилось 90 лет со дня окончания строительства первой очереди ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 4 нояб. (№ 44). – С. 5. – (Дата).
2 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
3 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
4 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
5 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
6 Классика жанра Целибеев С. Классика жанра : [автомобиль ГАЗ-51] // Автозаводец. – 2021. – 4 февр. (№ 5). – С. 6. – (Машины времени)
7 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
8 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
9 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).
10 Конструктор и летописец Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).

Страницы