Классика жанра

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Обратите внимание на график работы библиотек с 1 по 10 мая:

1, 2, 3, 8, 9, 10 мая — выходные дни.

4, 5, 6, 7 мая — с 10-00 до 17-00;

С 11 мая все библиотеки работают в обычном режиме.


Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.

Целибеев С. Классика жанра : [автомобиль ГАЗ-51] // Автозаводец. – 2021. – 4 февр. (№ 5). – С. 6. – (Машины времени)

В январе 2021 года исполнилось 75 лет с начала производства на Горьковском автозаводе автомобиля ГАЗ-51. Он был самым массовым советским грузовиком и выпускался почти три десятилетия. Столь редкое долголетие неслучайно: машина стала настоящей классикой и гордостью отечественного автопрома.

Автомобиль эпохи

Около 3,5 миллиона автомобилей ГАЗ-51 сошло с заводского конвейера за 29 лет производства. «Газик», как ласково его называли, оказался очень удачной и удобной моделью. Универсальность применения, долговечность, неприхотливость в работе сделали эту машину основным транспортом промышленных и сельскохозяйственных предприятий огромной страны. Хорошо знали автомобиль и далеко за ее пределами.

– ГАЗ-51 в свое время пользовался огромным спросом повсюду, особенно на селе. Это была очень полезная и востребованная в народном хозяйстве машина, – говорит ветеран Горьковского автозавода Юрий Карбасов.

БОЛЕЕ 30СЕРИЙНЫХ И ОПЫТНЫХ МОДИФИКАЦИЙ ТЕХНИКИ БЫЛО СОЗДАНО НА БАЗЕ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-51

Для Юрия Викторовича с этим автомобилем связаны первые годы работы на ГАЗе, куда он пришел в 1962-м, и множество добрых воспоминаний.

– Я начинал сборщиком на главном конвейере грузовых автомобилей, и в основном мы выпускали ГАЗ-51, – вспоминает он. – Сборка тогда шла в три смены, за каждую делали по 120-130 машин. Старшим мастером у нас был Георгий Афанасьевич Скляров, а одним из мастеров – будущий генеральный директор завода Борис Павлович Видяев. Как-то в начале 1963-го, когда я крепил переднюю панель на очередной «пятьдесят первый», к нам на конвейер пришел Юрий Алексеевич Гагарин, который приезжал на ГАЗ, и мне посчастливилось пообщаться с первым космонавтом.

Воплощение новаций

Проектирование универсального среднетоннажного грузовика второго поколения началось на Горьковском автозаводе еще в 1937 году. Уже в 1940-м опытный экземпляр ГАЗ-51 демонстрировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения. Вскоре завод начал подготовку к его серийному производству, но помешала война. Работы над перспективными грузовиками возобновились в 1943 году с учетом мировых технических новшеств и опыта, накопленного на ГАЗе при создании боевых машин. Ведущий конструктор Александр Просвирнин радикально улучшил довоенную модель ГАЗ-51, при создании ее узлов и агрегатов использовались многие прогрессивные решения. Был значительно усовершенствован двигатель, впервые появился гидравлический тормозной привод, более современными и удобными стали кабина и облицовка. По сравнению с полуторкой грузоподъемность новой модели увеличилась в полтора раза (до 2,5 тонн), а межремонтный пробег – вдвое. Усиленные рама и узлы ходовой части могли эксплуатироваться с большими перегрузками.

3481033 АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-51 РАЗНЫХ МОДИФИКАЦИЙ БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО С 1946 ПО 1975 ГОД

19 июня 1945 года образец обновленного ГАЗ-51 вместе с другими перспективными советскими автомобилями был представлен в Кремле руководителям страны и получил полное одобрение. Выпуск грузовика завод наладил очень быстро: помог опыт военного времени. В тяжелейших условиях, при большом дефиците рабочей силы и материалов, построили 35 тысяч квадратных метров новых производственных площадей, моторный корпус для выпуска 6-цилиндрового двигателя. В короткие сроки было освоено изготовление крупных кузовных штампов.

В 1947 году создатели ГАЗ-51 – Александр Просвирнин, Анатолий Кригер, Лев Косткин, Виталий Борисов, Сергей Русаков – вместе с главным конструктором ГАЗа Андреем Липгартом удостоились за свою работу Сталинской премии.

Машина получилась предельно простой и экономичной в эксплуатации. ГАЗ-51 соединял в себе быстроходность, надежность, прочность и выносливость, удобство и легкость управления. Высокая производительность сочеталась с умеренным расходом бензина. Многие технические новинки, примененные на ГАЗ-51, в дальнейшем использовались и на других советских машинах.

Всеобщее признание

ГАЗ-51 быстро стал самым распространенным автомобилем в стране. На его базе создавались многие модели и модификации: полноприводный грузовик ГАЗ-63, автосамосвал ГАЗ-93, автобус ГАЗ-651, седельный тягач ГАЗ-51П, газобаллонные автомобили ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж, различные автофургоны, цистерны и так далее.

Миллионным автомобилем, собранным на Горьковском автозаводе 7 апреля 1948 года, был ГАЗ-51

С конца 1940-х годов была организована сборка ГАЗ-51 в Иркутске и Одессе, начались массовые поставки за рубеж экспортных версий. Особенно много машин было отправлено в 50-60-х в страны Азии и Африки, а «усиленная» экспортная модификация ГАЗ-51В грузоподъемностью 3 тонны успешно эксплуатировалась в Венгрии, ГДР и Финляндии. Лицензионное производство советского грузовика было освоено в Польше, Болгарии, Северной Корее и Китае.

– Это был отличный автомобиль, о нем можно сказать много добрых слов, – рассказывает ветеран ГАЗа Виктор Выриков. – Неприхотливый, простой в обслуживании, он сыграл огромную роль в развитии экономики страны. Водители прекрасно отзывались об этой машине.

Виктор Максимович был старшим мастером участка, и его смена, которую он возглавил в январе 1974 года, занималась сборкой ГАЗ-51 на первом конвейере цеха сборки грузовых автомобилей ПГА.

– ГАЗ-51 был основной моделью, но кроме него выпускали ГАЗ-66, постепенно начинали выпускать ГАЗ-52-04, который потом пришел на смену «пятьдесят первой» модели, – вспоминает ветеран. – Собирать было легко – простая конструкция, все доступно. Тем более за долгие годы производства все процессы были хорошо отлажены. На базе основной модели ГАЗ-51 мы также выпускали грузовые такси и шасси для большого количества модификаций спецтехники.

Постоянное совершенствование

В течение многих лет ГАЗ-51 постоянно модернизировался, его совершенствованием занимался ведущий конструктор Борис Шихов. Улучшалась система питания, деревянная вначале кабина стала металлической, снизилась собственная масса автомобиля. С 1955 года начали выпускать модификацию ГАЗ-51А – с увеличенной платформой, откидными боковыми бортами, более надежным и эффективным ручным тормозом. На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в стране применили гидровакуумный усилитель тормозов.

Последняя партия из 30 автомобилей ГАЗ-51А сошла с конвейера в начале апреля 1975 года, и собирал ее коллектив старшего мастера В. Вырикова.

– Мы были одной из лучших, передовых смен, поэтому нам и выпала честь выполнить это задание, – вспоминает Виктор Максимович. – В ночь со 2 на 3 апреля собрали машины, а утром на спуске главного конвейера состоялся большой торжественный митинг с участием руководителей завода и города, посвященный проводам этой легендарной машины. Выступали передовики производства, много теплых слов было сказано в адрес разработчиков и производственников, которые создавали, осваивали, выпускали и совершенствовали этот автомобиль. Одна из машин последней партии отправилась в заводской музей, а еще одна заняла достойное место среди других исторических моделей на постаменте у главного входа в ПГА.

Сергей Целибеев

 

ГАЗ-51 известен как грузовик, который, пожалуй, чаще всех «снимался» в советском кино – на его счету десятки ролей. В фильме «Живет такой парень» его водил Пашка Колокольников – герой Леонида Куравлева. Помимо этой «главной роли» автомобиль «засветился» в фильмах «Солдат Иван Бровкин», «Алешкина любовь», «Королева бензоколонки», «Операция «Ы» и других известных картинах.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Пионер среди легковушек Шерстинский В. Пионер среди легковушек : [о первой легковой машине Горьковского автозавода ГАЗ-А] // Автозаводец. — 2017. — 5 дек. — С. 2.
2 Выдающийся вездеход Шерстинский В. Выдающийся вездеход : [автомобиль ГАЗ-61] // Автозаводец. – 2016. – 18 июня (№ 66). – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
4 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
5 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
6 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).
7 Конструктор и летописец Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
8 Высший класс Честнова И. Высший класс : [история автомобиля ГАЗ-24 «Волга»] // Автозаводец. – 2020. – 30 июля (№31). – С. 4-5. – (Машины времени).
9 Олимпийская машина Реутов В.Б. Олимпийская машина [об автомобиле ГАЗ-24] : беседа с ведущим конструктором ГАЗ-24 «Волга» В.Б. Реутовым / беседовал А. Овчинников // Автозаводец. – 2020. – 23 июля (№30. – С. 5. – (Наши ветераны).
10 Автомобиль мечты Соколов В. Автомобиль мечты : [история автомобиля ГАЗ-24 "Волга"] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 22-28 июля (№ 58). – С. 6.

Страницы