10 лет спустя

Орлов Н. 10 лет спустя : [история создания и развития ЗЖБК № 1] // Автозаводец. – 2000. – 1 ноября (№ 167). – С.

Старейшему строительному предприятию Автозаводского района ЗЖБК № 1 исполнилось 70 лет. Не секрет, что многие крупные строительные фирмы за последние годы уже прекратили свою деятельность, а завод железобетонных конструк­ций развивается; осваивает новые технологии, увеличивает выпуск продукции. Более того, «первый бетонный» вошел в сотню лучших строительных предприятий России.

Весомое слово «железобетон», ка­жется, отражает все «прелести» произ­водства строительных конструкций. На­верное, поэтому ожидаю увидеть за во­ротами проходной ЗЖБК № 1 и цемент­ную пыль, и натужно гудящие машины на разбитых дорогах. Но просторная терри­тория между цехами чиста, ласкают взор газоны, смугло сияет «позолоченная» бетономешалка — своеобразный памят­ник первым механизмам Автостроя. Буд­ний день, в воздухе — обычный для стройки запах свежесхваченного бетона. Впечатление такое, что все идет своим чередом по отлаженной годами схеме. Трудно поверить, что 10 лет назад завод был на грани развала.

Старейшее предприятие Автозаводского района переживало дни, полные тревоги за будущее. Коллектив распа­дался, рабочие один за другим покидали родной завод. В это время и возглавил его Сергей Бурганов.

Познакомилась с директором ОАО «ЗЖБК № 1», когда он только-только приступил к новой должности. Помню свое удивление, когда увидела бейджи на белоснежных рубашках руководите­лей (тогда и то, и другое было в диковин­ку). А новый директор меня просто сра­зил своей молодостью и оптимизмом. Сергею Анатольевичу было тогда 28 лет. Почему же именно его выдвинул колле­ктив на эту должность, представляет ли он бремя всей ответственности?

Отступление 1-е

Биография ЗЖБК № 1 началась с двух бетономешалок. Бетон требовался на строительство автогиганта. 29 января 1932 года — это день рождения первого советского грузовика и веха в развитии строительной индустрии. Наряду с про­мышленными объектами стало уделять­ся внимание возведению жилья. Рабочие семьи переселялись из бараков в благо­устроенные дома Соцгорода.

Собственно, бетонная продукция тре­бовалась всегда: и а военные годы, и в восстановительный период, но самое плодотворное время было для ЗЖБК, когда начался панельный бум и работать приходилось в три смены. Марка пред­приятия котировалась очень высоко, еще бы: не было ни одного района в городе, где бы не нашли применения железобе­тонные конструкции лидера, стройиндустрии. Тогда, как грибы после дождя, по­являлись огромные микрорайоны: Щер­бинки, Кузнечиха, Верхние Печеры...

Сейчас девиз коллектива — «Высокое качество и низкие цены». Завод увели­чивает выпуск продукции. Только в про­шлом году ее было произведено на 40 процентов больше, чем в 1998.

Но ведь есть проблемы, с которыми очень сложно справиться производите­лю, — это и существующая система нало­гообложения, и реконструкция производствам, и кадровые вопросы.

— Как же вы их решаете? — интересу­юсь у Сергея Анатольевича.

— Вначале у нас резко сократилось число заказов. Мощная строительная индустрия развивалась, а объектов строилось в городе немного. Тогда мы стали увеличивать номенклатуру про­дукции. За пять последних лет внедрили в производство новые изделия 50 на­именований. Снизили цены, что сразу привлекло клиентов. Более того, мы готовы выполнить любой нестандартный заказ. В результате только в 1999 году мы реализовали продукции на 33 милли­она 800 тысяч рублей, перечислили на­логи городу, области в размере 12 мил­лионов 890 тысяч рублей.

К сожалению, пока приходится сдер­живать рост заработной платы. По суще­ствующему Налоговому кодексу мы обя­заны с каждого рубля платить 40 копеек только прямых налогов. Это приводит к тому, что средняя зарплата на предпри­ятии — 1000 рублей в месяц. Конечно, это мало, поэтому и молодежь к нам идет неохотно.

Самая насущная проблема для нас се­годня — это реконструкция производства. За 70 лет многое поизносилось, обвет­шало. Ремонтируем, латаем и мечтаем внедрять новые технологии, с которыми можно идти в следующее тысячелетие. Опыт зарубежных партнеров показыва­ет, что на заводах сборного железобето­на даже в развитых странах такие же тя­желые условия труда, как и у нас. Обязательно будем еще больше вкладывать средств в увеличение объемов производства.

Отступление 2-е

Еще в 1969 году на заводе была соз­дана служба научной организации труда — мозговой центр, как его называли. За пять лет внедрили более ста новейших разработок.

Особая страница в истории завода — участие в индустриализации села. В об­ласти стали строиться птицефермы, жи­вотноводческие комплексы, и завод обеспечивал их железобетонными кон­струкциями. Когда случилась беда в Ташкенте, Спитаке, изделия ЗЖБК от­правились в эшелонах для восстановле­ния домов после землетрясений. Не бу­дет преувеличением сказать, что все жилье для работников БАМа — это тоже заслуга автозаводцев.

История любви в фильме «Ирония судьбы» могла  приключиться  только  в типовых строениях 70-х годов. Сейчас дома, возведенные с участием ЗЖБК № 1, запоминаются, каждый из них имеет свою особенность — то ли это дом на Ка­занском шоссе, то ли новостройки на Сенной. БУРГАНОВ:

— Сейчас мы выпускаем длинномерные и конусные настилы, магистральные трубы, тротуарную цветную плитку, сборные секции перил со знакомыми древнерусскими балясинами, очень модными в Америке. Производим теплоизоляционный материал «пеноизол». Заказчик уже оценил его эффективность и дешевизну. Мы первыми среди предприятий стройиндустрии увеличили размеры плит пе­рекрытий, именно поэтому сейчас ком­наты в новых домах стали больше.

Если бы не коллектив, завод не под­нялся бы. Не представляю своей жизни без помощников. Это бригадиры Т. Соколова, Н. Поцелуева, А. Тюрина, О. Камышников, О. Криницын, начальники цехов В. Силячев, Э. Крылов, В. Черемушкина, С. Чуб. Сейчас мы прочно стоим на ногах. ЗЖБК № 1, пожалуй, единственное в районе строительное предприятие, работники которого получали и получают заработную плату день в день. Завод честно расплачивается с договорниками. Каждый рабочий может взять кредит на предприятии. В акционерном обществе по-прежнему сохраняется социальный фонд развития. Только функции, которые раньше осуществляло государство, взял на себя завод. А это и медицинское обслуживание, льготные путевки в оздоровительные учреждения, дома отдых. Разумеется, деньги на все социальны выплаты, материальную помощь, премии завод заработал сам.

— Словом, вы с честью встретили юбилей, а с чем войдет завод в третье тысячелетие?

— Хотим организовать на предприятии торговый дом, будем продавать продукцию небольшими партиями. Для этого все есть: погрузочно-разгрузочное хозяйство, соответствующие службы. Мы должны обеспечить клиенту сервисное обслуживание, чтобы не болела у него голова, где взять машину для перевозки изделий. А самое главное, необходимо улучшить качество продукции. Нельзя нам стоять на месте. Подгоняет время.

Отступление 3-е и последнее

География поставок железобетона весьма обширна. Это Тюмень и Ереван, Минусинск и Буйнакск. Благодаря продукции завода реализуется в нашем городе программа «Ветхий фонд». А еще ЗЖБК помогает религиозным учреждениям области. И не только Нижегородской. К Бурганову едут из Иванова, Пензы. Митрополит Арзамасский и Hижегородский Николай вручил Бурганову специальную грамоту за помощь в реставрации церкви в Гнилицах, за участие в строительстве храма Николая Чудотворца и т. д. Ну, а помощь ветеранам афганских и чеченских событий, детским домам и приютам — это уже традиция, сложившаяся за последнее десятилетие.

...70 лет назад ЗЖБК нарекли первым. И это не только обязывает быть лидером. Что нужно для успеха производства? Совсем немного. Самоотдача и профессионализм, плюс знание экономики, умение торговать и еще чуточку везения. Вот вам и слагаемые успеха.

Н. ОРЛОВ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 История ООО «Жилстрой-НН» История ООО «Жилстрой-НН» : [Электронный ресурс] // Сайт ООО «Жилстрой-НН». – Режим доступа: http://www.zhilstroy.nnov.ru/about/history/ (дата обращения: 28.03.2017)
2 История Завода № 1 История Завода № 1 : [Электронный ресурс] : [о нижегородском заводе железобетонных конструкций № 1] // Сайт ОАО ЗЖБК № 1. – Режим доступа: http://zbk1.ru/history (дата обращения: 02.03.2017)
3 «Южное» счастье Смирнова Л. «Южное» счастье : [о новостройках в микрорайоне «Юг»] // Автозаводец. – 2015. – 10 сент. (№ 102). – С. 6
4 «Меркурий-НВ»: от проекта до воплощения Муратова С. «Меркурий-НВ»: от проекта до воплощения : [о строительной организации] // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 13
5 «ЗЖБК-Стройсервис» активно развивается Муратова С. «ЗЖБК-Стройсервис» активно развивается : [о строительной организации] // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 14
6 «Жилстрой-НН»: от качественных стройматериалов до комфортного жилья Шаповалова Е. «Жилстрой-НН»: от качественных стройматериалов до комфортного жилья // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 10
7 Настоящий строитель Солдатенков В.И. Настоящий строитель : [о В.М. Елагине, директоре ООО «ПРОМИКС»] // Автозаводец. — 2012. — 5 дек. — С. 2
8 Человек слова и дела Солдатенков В. Человек слова и дела : [о Д.И. Баранове, директоре фирмы «АвтозаводСТРОЙ-1»] // Автозаводец. – 2012. – 9 окт. – С. 3
9 Сколько обещанного ждут? Сколько обещанного ждут? : [о долгостроях в Автозаводском районе] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 24 апр.-15 мая (№ 41). – С. 5
10 Вторая молодость автогиганта Шитенков Д.В. Вторая молодость автогиганта: [о масштабной реконструкции ГАЗа в 70-е годы. Строительство ЗМГА трестом «Автозаводстрой»] /Д.В. Шитенков // Записки краеведов. – 1973. – С. 18-33