10 лет спустя
Старейшему строительному предприятию Автозаводского района ЗЖБК № 1 исполнилось 70 лет. Не секрет, что многие крупные строительные фирмы за последние годы уже прекратили свою деятельность, а завод железобетонных конструкций развивается; осваивает новые технологии, увеличивает выпуск продукции. Более того, «первый бетонный» вошел в сотню лучших строительных предприятий России.
Весомое слово «железобетон», кажется, отражает все «прелести» производства строительных конструкций. Наверное, поэтому ожидаю увидеть за воротами проходной ЗЖБК № 1 и цементную пыль, и натужно гудящие машины на разбитых дорогах. Но просторная территория между цехами чиста, ласкают взор газоны, смугло сияет «позолоченная» бетономешалка — своеобразный памятник первым механизмам Автостроя. Будний день, в воздухе — обычный для стройки запах свежесхваченного бетона. Впечатление такое, что все идет своим чередом по отлаженной годами схеме. Трудно поверить, что 10 лет назад завод был на грани развала.
Старейшее предприятие Автозаводского района переживало дни, полные тревоги за будущее. Коллектив распадался, рабочие один за другим покидали родной завод. В это время и возглавил его Сергей Бурганов.
Познакомилась с директором ОАО «ЗЖБК № 1», когда он только-только приступил к новой должности. Помню свое удивление, когда увидела бейджи на белоснежных рубашках руководителей (тогда и то, и другое было в диковинку). А новый директор меня просто сразил своей молодостью и оптимизмом. Сергею Анатольевичу было тогда 28 лет. Почему же именно его выдвинул коллектив на эту должность, представляет ли он бремя всей ответственности?
Отступление 1-е
Биография ЗЖБК № 1 началась с двух бетономешалок. Бетон требовался на строительство автогиганта. 29 января 1932 года — это день рождения первого советского грузовика и веха в развитии строительной индустрии. Наряду с промышленными объектами стало уделяться внимание возведению жилья. Рабочие семьи переселялись из бараков в благоустроенные дома Соцгорода.
Собственно, бетонная продукция требовалась всегда: и а военные годы, и в восстановительный период, но самое плодотворное время было для ЗЖБК, когда начался панельный бум и работать приходилось в три смены. Марка предприятия котировалась очень высоко, еще бы: не было ни одного района в городе, где бы не нашли применения железобетонные конструкции лидера, стройиндустрии. Тогда, как грибы после дождя, появлялись огромные микрорайоны: Щербинки, Кузнечиха, Верхние Печеры...
Сейчас девиз коллектива — «Высокое качество и низкие цены». Завод увеличивает выпуск продукции. Только в прошлом году ее было произведено на 40 процентов больше, чем в 1998.
Но ведь есть проблемы, с которыми очень сложно справиться производителю, — это и существующая система налогообложения, и реконструкция производствам, и кадровые вопросы.
— Как же вы их решаете? — интересуюсь у Сергея Анатольевича.
— Вначале у нас резко сократилось число заказов. Мощная строительная индустрия развивалась, а объектов строилось в городе немного. Тогда мы стали увеличивать номенклатуру продукции. За пять последних лет внедрили в производство новые изделия 50 наименований. Снизили цены, что сразу привлекло клиентов. Более того, мы готовы выполнить любой нестандартный заказ. В результате только в 1999 году мы реализовали продукции на 33 миллиона 800 тысяч рублей, перечислили налоги городу, области в размере 12 миллионов 890 тысяч рублей.
К сожалению, пока приходится сдерживать рост заработной платы. По существующему Налоговому кодексу мы обязаны с каждого рубля платить 40 копеек только прямых налогов. Это приводит к тому, что средняя зарплата на предприятии — 1000 рублей в месяц. Конечно, это мало, поэтому и молодежь к нам идет неохотно.
Самая насущная проблема для нас сегодня — это реконструкция производства. За 70 лет многое поизносилось, обветшало. Ремонтируем, латаем и мечтаем внедрять новые технологии, с которыми можно идти в следующее тысячелетие. Опыт зарубежных партнеров показывает, что на заводах сборного железобетона даже в развитых странах такие же тяжелые условия труда, как и у нас. Обязательно будем еще больше вкладывать средств в увеличение объемов производства.
Отступление 2-е
Еще в 1969 году на заводе была создана служба научной организации труда — мозговой центр, как его называли. За пять лет внедрили более ста новейших разработок.
Особая страница в истории завода — участие в индустриализации села. В области стали строиться птицефермы, животноводческие комплексы, и завод обеспечивал их железобетонными конструкциями. Когда случилась беда в Ташкенте, Спитаке, изделия ЗЖБК отправились в эшелонах для восстановления домов после землетрясений. Не будет преувеличением сказать, что все жилье для работников БАМа — это тоже заслуга автозаводцев.
История любви в фильме «Ирония судьбы» могла приключиться только в типовых строениях 70-х годов. Сейчас дома, возведенные с участием ЗЖБК № 1, запоминаются, каждый из них имеет свою особенность — то ли это дом на Казанском шоссе, то ли новостройки на Сенной. БУРГАНОВ:
— Сейчас мы выпускаем длинномерные и конусные настилы, магистральные трубы, тротуарную цветную плитку, сборные секции перил со знакомыми древнерусскими балясинами, очень модными в Америке. Производим теплоизоляционный материал «пеноизол». Заказчик уже оценил его эффективность и дешевизну. Мы первыми среди предприятий стройиндустрии увеличили размеры плит перекрытий, именно поэтому сейчас комнаты в новых домах стали больше.
Если бы не коллектив, завод не поднялся бы. Не представляю своей жизни без помощников. Это бригадиры Т. Соколова, Н. Поцелуева, А. Тюрина, О. Камышников, О. Криницын, начальники цехов В. Силячев, Э. Крылов, В. Черемушкина, С. Чуб. Сейчас мы прочно стоим на ногах. ЗЖБК № 1, пожалуй, единственное в районе строительное предприятие, работники которого получали и получают заработную плату день в день. Завод честно расплачивается с договорниками. Каждый рабочий может взять кредит на предприятии. В акционерном обществе по-прежнему сохраняется социальный фонд развития. Только функции, которые раньше осуществляло государство, взял на себя завод. А это и медицинское обслуживание, льготные путевки в оздоровительные учреждения, дома отдых. Разумеется, деньги на все социальны выплаты, материальную помощь, премии завод заработал сам.
— Словом, вы с честью встретили юбилей, а с чем войдет завод в третье тысячелетие?
— Хотим организовать на предприятии торговый дом, будем продавать продукцию небольшими партиями. Для этого все есть: погрузочно-разгрузочное хозяйство, соответствующие службы. Мы должны обеспечить клиенту сервисное обслуживание, чтобы не болела у него голова, где взять машину для перевозки изделий. А самое главное, необходимо улучшить качество продукции. Нельзя нам стоять на месте. Подгоняет время.
Отступление 3-е и последнее
География поставок железобетона весьма обширна. Это Тюмень и Ереван, Минусинск и Буйнакск. Благодаря продукции завода реализуется в нашем городе программа «Ветхий фонд». А еще ЗЖБК помогает религиозным учреждениям области. И не только Нижегородской. К Бурганову едут из Иванова, Пензы. Митрополит Арзамасский и Hижегородский Николай вручил Бурганову специальную грамоту за помощь в реставрации церкви в Гнилицах, за участие в строительстве храма Николая Чудотворца и т. д. Ну, а помощь ветеранам афганских и чеченских событий, детским домам и приютам — это уже традиция, сложившаяся за последнее десятилетие.
...70 лет назад ЗЖБК нарекли первым. И это не только обязывает быть лидером. Что нужно для успеха производства? Совсем немного. Самоотдача и профессионализм, плюс знание экономики, умение торговать и еще чуточку везения. Вот вам и слагаемые успеха.
Н. ОРЛОВ
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | История ООО «Жилстрой-НН» | История ООО «Жилстрой-НН» : [Электронный ресурс] // Сайт ООО «Жилстрой-НН». – Режим доступа: http://www.zhilstroy.nnov.ru/about/history/ (дата обращения: 28.03.2017) |
2 | История Завода № 1 | История Завода № 1 : [Электронный ресурс] : [о нижегородском заводе железобетонных конструкций № 1] // Сайт ОАО ЗЖБК № 1. – Режим доступа: http://zbk1.ru/history (дата обращения: 02.03.2017) |
3 | «Южное» счастье | Смирнова Л. «Южное» счастье : [о новостройках в микрорайоне «Юг»] // Автозаводец. – 2015. – 10 сент. (№ 102). – С. 6 |
4 | «Меркурий-НВ»: от проекта до воплощения | Муратова С. «Меркурий-НВ»: от проекта до воплощения : [о строительной организации] // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 13 |
5 | «ЗЖБК-Стройсервис» активно развивается | Муратова С. «ЗЖБК-Стройсервис» активно развивается : [о строительной организации] // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 14 |
6 | «Жилстрой-НН»: от качественных стройматериалов до комфортного жилья | Шаповалова Е. «Жилстрой-НН»: от качественных стройматериалов до комфортного жилья // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 10 |
7 | Настоящий строитель | Солдатенков В.И. Настоящий строитель : [о В.М. Елагине, директоре ООО «ПРОМИКС»] // Автозаводец. — 2012. — 5 дек. — С. 2 |
8 | Человек слова и дела | Солдатенков В. Человек слова и дела : [о Д.И. Баранове, директоре фирмы «АвтозаводСТРОЙ-1»] // Автозаводец. – 2012. – 9 окт. – С. 3 |
9 | Сколько обещанного ждут? | Сколько обещанного ждут? : [о долгостроях в Автозаводском районе] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 24 апр.-15 мая (№ 41). – С. 5 |
10 | Вторая молодость автогиганта | Шитенков Д.В. Вторая молодость автогиганта: [о масштабной реконструкции ГАЗа в 70-е годы. Строительство ЗМГА трестом «Автозаводстрой»] /Д.В. Шитенков // Записки краеведов. – 1973. – С. 18-33 |