История Завода № 1

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

История Завода № 1 : [Электронный ресурс] : [о нижегородском заводе железобетонных конструкций № 1] // Сайт ОАО ЗЖБК № 1. – Режим доступа: http://zbk1.ru/history (дата обращения: 02.03.2017)

Первый — это не просто порядковый номер, это завод, построивший ОАО "ГАЗ" и еще множество объектов по всему городу и области. Нижегородский завод железобетонных конструкций № 1, или просто — ЗЖБК-1, вот уже восемьдесят пять лет являет собой пример жизнестойкости, и продолжает поставлять строительной индустрии Нижегородской области прочные железобетонные конструкции.

Историю завода ЗЖБК-1 нельзя отделить от истории Автостроя, потому что одна из них была частью другой и потому что сам автомобильный гигант, гордость незабвенных первых пятилеток, замешивался на бетоне. И есть тому неопровержимое свидетельство — забетонированный 2 мая 1930 года в фундамент кузнечного корпуса документ, в котором записано: «Во исполнение решений Правительства СССР в присутствии рабочих — строителей завода, рабочих делегаций Канавина, Сормова, Москвы, Дзержинска, Балахны и представителей партийных, профессиональных и общественных организаций Нижегородского края и строительства — заложен первый камень будущего автогиганта, о чем и составлен настоящий Акт».

На месте нынешней улицы Фучика еще махала деревянными крыльями ветряная мельница, а в районе нынешнего Соцгорода еще появлялись охотники, сбивая из-за кустов диких уток, но уже нарушилась вековечная дрема, и на огромном пространстве возле Оки, на заболоченной широкой пойме вырастали горы вывороченной земли, вытягивались вдоль и поперек траншеи и не счесть было верениц подвод, землекопов с лопатами и тачками, плотников и каменщиков. Все кипело, все двигалось и перемешалось тут.

Сколько же надо было бетона в такую прорву! Десятки и десятки кубометров его шли бесперебойно.

Первый бетонный, как самостоятельное предприятие, открыл свою рабочую биографию с двух промышленных бетономешалок, которые выдавали продукцию беспрерывно. Потому что те, кто их обслуживал, твердо усвоили — бетон строительству нужен в первую голову. И тут не отставали от ударных бригад Автостроя, увлекаемые примером знаменитого молодежного коллектива арматурщиков Виктора Сорокина и боевой бригады-коммуны Григория Переходникова, занятой разгрузкой с барж и промывкой гравия.

Как и все строители, бетонщики не считались со временем и усталостью. Работали порой сверх сил, ведь кроме работы были еще трудовые авралы на ТЭЦ, на водозаборе, на возведении жилья. А сами жили, как придется, и место в бараке считалось удачей.

В первые месяцы на большой социалистической стройке, словно в средневековье, преобладал ручной труд. Учится работать с механизмами, осваивать новые, соответствующие времени приемы приходилось на ходу, а потом уже обучать новичков, которых прибывало множество. Десятники выписывали им необходимое: брезентовую куртку, штаны и две пары лаптей. Именно так, с лаптей, начинался трудовой путь у первых рабочих бетонного завода.

Не однажды у бетономешалок появлялся начальник строительства легендарный Михаил Царевский, жизнь которого в те ударные месяцы мало чем отличалась от жизни простого рабочего, разве что необыкновенно высокой ответственностью, когда можно за малейшее упущение поплатиться не только должностью, но и в прямом смысле — головой. Вот почему тогда особо ценились люди железной стойкости и щедрой душевной отзывчивости, для которых судьба всех, с кем они работали, была их личной судьбой.

Вклад бетонного завода № 1 увеличивался с повышением темпов строительства. А тут немалую роль играло непосредственное участие в руководстве уникальной строкой наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, имя которого, безусловно, тоже связано с историей ЖБК № 1. И опять же сегодня достойно удивления, что вездесущий нарком не только успевал вникать в положение дел на Автострое, помогая оперативно расшивать узкие места, но помнил по фамилиям и знал в лицо множество специалистов и передовых рабочих.

И можно не сомневаться, что среди них были и те, чья трудовая биография оказалась неотрывной от первых лет истории завода железобетонных конструкций, кто принес ему первые успехи и славу.

29 января 1932 года, в 19 часов 15 минут автозаводская сирена возвестила о рождении первенца — первого советского грузовика «НАЗ». И это событие не может быть не отмечено в трудовой биографии ЖБК № 1, потому что тогда, можно сказать, начался новый этап развития предприятия строительной индустрии, приобретавшего большую самостоятельность. Наряду с промышленными объектами исключительное внимание стало уделяться возведению жилья.

Один из самых ярких фактов нижегородской истории — появление в предвоенные годы автозаводского соцгорода (не городка, а именно целого города), где в тысячи благоустроенных квартир, покидая бараки, стали заселяться рабочие семьи. И в этом немалая заслуга ЖБК-1, которую не забыть и не замолчать.

Навсегда памятным останется приезд земляка, писателя, которого читали и к которому прислушивался весь мир, Алексея Максимовича Горького 12 августа 1935 года на автозавод и в соцгород. Много повидавший на свете автор замечательных книг не мог скрыть восхищения: «Какую махину построили, какую громадину!». И его оценка труда строителей перекрывает все инсинуации злопыхателей, когда бы они ни появлялись — в прежние времена и в нынешние.

Годы Великой Отечественной войны — годы великих испытаний, как на фронте, так и в тылу — даже самом глубоком. Беда не миновала никого. Многие были оторваны от своего дела и ушли сражаться с врагом. Оставшиеся трудились и за себя и за фронтовиков, поддерживая почин ударника Василия Шубина, что намного перекрывал нормы.

Глубокий тыл стал фронтом, когда начались налеты фашистской авиации. Автозаводу был нанесен большой ущерб. Бомбы разрушили или повредили до полусотни зданий и сооружений, выгорали дотла цеха. Но автозавод продолжал работать, давать свою боевую продукцию фронту. Одновременно шли восстановительные работы. И, конечно, снова были востребованы строители, снова понадобились многие кубометры бетона.

После войны ЗЖБК № 1 набирал мощь. В Автозаводском районе и в городе развертывалось широкое строительство, и спрос на строительные изделия был немалый. Ни о каких простоях тогда не велось речи, наращивала выпуск продукции даже лепная мастерская, откуда поступали на стройки алебастровые украшения для фасадов, балясины и вазы — все, что могло привлекать и радовать в каждом доме, работала тогда в три смены. С годами преобразовывался и сам завод, на территории которого вставали просторные и широкие корпуса цехов.

Прошло время сталинского ампира, были осуждены архитектурные излишества и начался панельный бум. Тогда шло ускоренное возведение жилья, в котором нуждался город, где многие старые постройки ветшали день ото дня. Кроме того расширялись предприятия, появлялось много новых рабочих мест и, естественно, возрастал приток приезжих. Да и коренным жителям уже невмоготу было прозябать в тесных коммуналках.

Это были самые плодотворные годы для ЗЖБК № 1, когда работа шла в три смены и продукция не скапливалась у цехов, а непосредственно поступала на стройплощадки: пустотные перекрытия, стеновые панели, сантехнические кабины, балконы и прочие унифицированные изделия, в которых нуждались повсюду. Марка предприятия котировалась высоко и, пожалуй, нет ни одного района в городе, где бы не нашли применения железобетонные конструкции лидера стройиндустрии, ОАО ЗЖБК № 1.

Сейчас на заводе уже не осталось никого из тех ветеранов, кто трудился на нем до войны, и даже тех, кто с утренним заводским гудком приходил в его цеха в первые десятилетия после войны, — этих людей можно увидеть только на фотографиях в музее завода, в котором 21.07.2015 прошли празднования, посвященные 85-летию завода, где чествовали ветеранов 60-х и 70-х . В 60-е и 70-е годы имена первых тружеников были еще на слуху, а значит и мысли не возникало о том, что могут быть утрачены и преданы забвению добрые традиции предприятия, а в первую очередь самая важная из них — неизменно сохранять первенство.

Однако наступила такая пора, когда не только традиции, но и сам завод, дороживший ими, оказался под угрозой бесследного исчезновения. Реформаторская горячка, охватившая в начале 90-х годов город и область, сказалась на предприятии, которое по указанию свыше принялись делить на части. Никакие доводы руководителей и опытных специалистов завода не убеждали настроенных на суетные преобразования реформаторов, и предприятие разваливалось на глазах. Казалось, с ним раз и навсегда покончено.

Тому, кто решился бы его поднять, необходима была, кроме организаторского и предпринимательского таланта, немалая воля. К счастью, такой человек оказался на самом заводе. Первые недели и месяцы Сергея Анатольевича Бурганова в должности директора доживающего, как многие считали, свои малые сроки предприятия, с которого один за другим стали уходить рабочие, стали суровой и упорной борьбой за выживание.

Бетон — крепкий материал. Соединение железа и бетона — залог долговременной прочности. Тот, кто имеет с ними дело, сам становится крепче.

Бурганов не сломился — выстоял и спас предприятие. Более того, обладающий современным мышлением и деловой хваткой специалист, которому тогда было значительно меньше тридцати, взялся за вопросы совершенствования технологии производства и тщательного изучения рынка, чтобы расширить ассортимент изделий при высоком их качестве. И как бы сбылась старая русская поговорка: «Последняя удача лучше первой», когда завод не только ожил, но у него появились и перспективы.

Однако молодого директора волнуют и внешние трудности, те, с которыми постоянно приходится сталкиваться уже за воротами предприятия. Жилья требуется много. И желательно с учетом современных требований комфорта, расширения площадей, внешнего вида и экологических факторов. В недавние времена, когда дома строились по однообразному типу, совершенно забылось, что жилье — не только место для проживания, но еще и приют душе, где должно быть всему придано свое особое значение: и наследственной иконе, и живому цветку, и книжному шкафу, и телевизору-окну в большой мир, и всему тому, что соответствует индивидуальности каждого жильца. Жить, безусловно, надо красиво, — и это хорошо понимает Сергей Анатольевич Бурганов и те специалисты и рабочие на заводе, которые стали его единомышленниками.

Сергей Анатольевич никогда не упускает из виду те строительные объекты, которые возводятся с применением продукции завода. Новый подход к строительству потребовал не только новых материалов, но и новых изделий. Таких, как длинномерные и конусные настилы, небывало большого диаметра магистральные трубы, тротуарная цветная плитка, сборные секции перил со знакомыми древнерусскими балясинами, которые широко сейчас применяют в Америке, а у нас они только начали входить в моду. Да мало ли чего требует современное строительство! С помощью ЗЖБК № 1 велась одна из последних оригинальных новостроек на Сенной площади. Свою немалую долю предприятие внесло в строительство первого в Нижнем Новгороде высотного гаража, для которого нашлось место за Оперным театром. Современным видом, архитектурным изяществом, строительной новизной, обеспеченной применением изделий ЗЖБК № 1, привлекает новый, как с иголочки, жилой комплекс на выезде из города, на Казанском шоссе. Вот где можно позавидовать жильцам, что обретают и удобные квартиры, и окружающую красоту, как рукотворную, так и природную, и возможность прогуляться на высокий берег Волги, который всего в сотне-другой шагов от порога дома.

Надо сказать, что все здания, которые построены в последние два-три года или еще строятся с помощью и при содействии ЗЖБК № 1, возвышались ныне в разных концах города, на диво нарядны и каждое со своей особинкой.

К месту будет замечено, что немалые заслуги ныне широко прославленных талантливых нижегородских архитекторов в определенной мере непосредственно связаны и новаторским отношением к строительству всех, кто ведет и обеспечивает его в нашем городе, и среди первых, конечно, по праву называют коллектив ЗЖБК № 1.

Перемены неизбежны, так как подготавливаются и современными разработками и проектами, и техническими новшествами, и опытом творческой деятельности в условиях рыночных отношений. На ЖБК-1 к переменам готовы, а лучше сказать — там их всемерно стараются приблизить. Завод готов к выполнению задач, связанных с выполнением проектов, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу в 2018-ом году.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 История ООО «Жилстрой-НН» История ООО «Жилстрой-НН» : [Электронный ресурс] // Сайт ООО «Жилстрой-НН». – Режим доступа: http://www.zhilstroy.nnov.ru/about/history/ (дата обращения: 28.03.2017)
2 «Южное» счастье Смирнова Л. «Южное» счастье : [о новостройках в микрорайоне «Юг»] // Автозаводец. – 2015. – 10 сент. (№ 102). – С. 6
3 «Жилстрой-НН»: от качественных стройматериалов до комфортного жилья Шаповалова Е. «Жилстрой-НН»: от качественных стройматериалов до комфортного жилья // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 10
4 «Меркурий-НВ»: от проекта до воплощения Муратова С. «Меркурий-НВ»: от проекта до воплощения : [о строительной организации] // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 13
5 «ЗЖБК-Стройсервис» активно развивается Муратова С. «ЗЖБК-Стройсервис» активно развивается : [о строительной организации] // День города. – 2013. – 18-24 дек. (№ 101). – С. 14
6 Настоящий строитель Солдатенков В.И. Настоящий строитель : [о В.М. Елагине, директоре ООО «ПРОМИКС»] // Автозаводец. — 2012. — 5 дек. — С. 2
7 Человек слова и дела Солдатенков В. Человек слова и дела : [о Д.И. Баранове, директоре фирмы «АвтозаводСТРОЙ-1»] // Автозаводец. – 2012. – 9 окт. – С. 3
8 Сколько обещанного ждут? Сколько обещанного ждут? : [о долгостроях в Автозаводском районе] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 24 апр.-15 мая (№ 41). – С. 5
9 10 лет спустя Орлов Н. 10 лет спустя : [история создания и развития ЗЖБК № 1] // Автозаводец. – 2000. – 1 ноября (№ 167). – С.
10 Вторая молодость автогиганта Шитенков Д.В. Вторая молодость автогиганта: [о масштабной реконструкции ГАЗа в 70-е годы. Строительство ЗМГА трестом «Автозаводстрой»] /Д.В. Шитенков // Записки краеведов. – 1973. – С. 18-33