У народа веру не отнимешь

Гордин А. У народа веру не отнимешь : [об атеистической пропаганде на Автозаводе в 30-е годы]. – Автозавод on-line. – 2015. – 4 сент. – С. 6

История показала, что атеистическая пропаганда и коммунистическая идеология формирования «нового человека» с самого начала не смогли искоренить вековых традиций русского православия.

В 1929 году советское правительство приняло решение построить современный автомобильный завод-гигант в Нижнем Новгороде. Рядом с заводской площадкой началось возведение Социалистического города, предназначенного для рабочих и инженеров автогиганта. Одной из центральных задач в проблеме организации Соцгорода было создание социалистического образа жизни, формирование «нового человека».

На Автострой приезжали люди со всего Советского Союза. Как правило, рабочими будущего автогиганта становились вчерашние крестьяне — со своими традициями и сложившимся мировоззрением, далеким от официальной советской атеистической идеологии. Религия считалась оплотом «классового врага и его сильнейшим оружием».

ВОИНСТВЕННЫЕ АТЕИСТЫ

Еще в 1922 году было создано общество «Атеист». В январе 1923 года начал выходить журнал «Безбожник». В 1925 году был оформлен Союз безбожников, работавший под руководством ЦК ВКП(б). В 1929 году он был переименован в Союз воинствующих безбожников. Это была одна из крупнейших общественных организаций в СССР. На Автозаводе она получила широкое распространение.

Большое внимание уделялась борьбе с религиозными праздниками, прежде всего, Пасхой и Рождеством. Устраивались антипасхальные и антирождественские компании. Считалось, что эти праздники не только «дурманят» народ, но и наносят прямой вред народному хозяйству страны, так как в эти дни увеличивалось количество прогулов. Власти самым активным образом боролись с этим.

ПРАЗДНИКИ ОТМЕНЯЮТСЯ!

Так, весной 1931 г. часть строителей автозавода отказалась выйти на работу в страстную субботу и Пасху. B. C. Куканов — парторг промрайона — отправился убеждать бригаду пойти на объект. «Из черного провала двери барака, пьяно покачиваясь, потянулись рабочие. Загалдели, засуетились мужики, бестолково размахивая руками. Переждав, пока уляжется пьяный гвалт, Куканов негромко спросил:

— Почему не на объекте?

Еще больше зашумела угрожающе смыкающаяся толпа.

— Ай мы нехристи какие?!

— Страстная суббота нынче!..

— Грех работать, товарищи дорогие... По-хорошему, по-доброму сегодня куличи пекут, яйца красят, Бога славят. Завтра ведь святое Воскресение Христово.

— Верно! — поддержали вокруг...

— Нигде от вас житья нет — ни в деревне, ни в городе!», — кричал один из рабочих. После долгой беседы коммунисту все же удалось уговорить строителей выйти в день Пасхи на коммунистический воскресник.

Французский историк Ж. П. Депретто констатирует, что в конечном итоге деятельность власти оказалась успешной. Если на Рождество 1930 г. на Автострое было 11% прогулов, то уже на Рождество 1931 г. — 1,7%.

НАБЛЮДЕНИЯ АМЕРИКАНЦА

Вместе с тем вековые традиции ломались с трудом.

Вот как описывал празднование Пасхи на Автозаводе в своем письме к родителям американский специалист, работавший на Автострое, А. Остин: «12 апреля 1931 года в России празднуют Пасху... За то время, пока мы здесь, нам довелось увидеть и религиозную, и антирелигиозную стороны жизни в России. Мы внимательно наблюдали, как к празднику Пасхи готовятся верующие и их противники. А на саму ночную пасхальную службу мы решили пойти в Карповскую церковь... Когда мы пришли, в церкви уже было много народа, они стояли вплотную друг к другу и едва могли двигаться. Многие держали в руках зажженные свечи... С процессией вошла еще большая толпа народа, видимо, много новых людей присоединились к ней на улице... Давка была ужасная, и выйти наружу стало уже совершенно невозможно, потому что сотни людей устремились внутрь... Но даже в самые благодатные времена вряд ли в этой церкви могли бы похвастаться таким количеством желающих попасть на службу. Позже мы узнали, что такая же картина была и в других нижегородских храмах...

В России Пасха — самый важный и почитаемый церковный праздник, отмечают ее практически все. Празднуют как минимум три дня, а многие берут отгулы и не работают всю последующую неделю. Люди наслаждаются после строгого поста, во время которого запрещены мясо, молоко и многие другие продукты. Ну и, конечно же, выпивается немало водки.

До последнего времени нам нечасто приходилось видеть антирелигиозные демонстрации, но теперь ситуация изменилась. Было сделано немало, чтобы отвратить людей от посещения церкви, при этом сами службы нигде не запрещали. Например, наш магазин, который по воскресеньям обычно закрыт, в дни церковных праздников теперь работает целый день. Людей заставляют работать на саму Пасху и на следующий день. Газеты сообщили, что в этом году Пасха не отмечалась. По радио всю ночь передавали всевозможные программы, а в Канавино на вокзальной площади натянули огромное полотно и показывали фильмы. За несколько дней до Пасхи в банках перестали выдавать сбережения, а также была строго ограничена продажа водки (как видите, нет худа без добра)».

ПРОПАГАНДА ПРОТИВ ВЕРЫ

В пропагандистской работе с трудящимся широко использовались лекции и беседы («Ученье К. Маркса о религии и борьбе с ней», «Социалистическое перевоспитание трудящихся и борьба с религией», «Женщина и борьба с религией» и др.), радиопередачи («Политическая роль современного сектантства», «Антисемитизм и его классовые корни», «Классовая роль Пасхи», «Итоги 1-го квартала 3-й пятилетки и задачи СВБ», «Церковь и религия за рубежом» и др.), киноленты, театральные постановки и пьесы. Большими тиражами выпускались специальные брошюры, посвященные атеистическому воспитанию населения. Широкая антирелигиозная работа проводилась в детских образовательных учреждениях Автозавода (прежде всего, в школах района): организовывались антирелигиозные вечера, беседы, игры.

20 июня 1935 года вышло Постановление Президиума Автозаводского Райсовета «О прекращении колокольного звона в рабочих поселках Гнилицах и Карповке». В нем отмечалось, что «поселки Гнилицы и Карповка населены преимущественно рабочими ГАЗ, работа на заводе проходит в три смены, почему колокольный звон нарушает нормальный отдых рабочих, а также путает пожарные сигналы. В соответствии с циркуляром № 2 постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК колокольный звон в поселках Гнилицы и Карповка запретить». Во время возникавших пожаров народная молва утверждала: «вот, сняли колокола, теперь и будем гореть!»

Важным шагом в антирелигиозной работе стало постановлением президиума Горьковского облисполкома (28 декабря 1937 года) о закрытии церкви в поселке Гнилицы «с последующим переоборудованием под клуб».

А ЛЮДИ ПРОДОЛЖАЛИ ВЕРИТЬ

Необходимо отметить, что, несмотря на мощную атеистическую пропаганду, репрессии в отношении Церкви, большая часть взрослого населения оставалась верующей. В этом отношении показательны данные «непризнанной» всесоюзной переписи 1937 года. В. Б. Жиромская констатирует: «Верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7 против 43,3% всех выразивших свое отношение к религии». Причем «в действительности верующих, безусловно, было больше, чем показали данные», — полагает исследователь.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
2 Шагнувший к звездам Честнова И. Шагнувший к звездам : [о пребывании Ю.А. Гагарина в Нижнем Новгороде, в том числе и на ГАЗе] // Автозаводец. – 2018. – 19 апр. (№ 42). – С. 2
3 Юность, опаленная войной Мухина Е. Юность, опаленная войной : [об автозаводцах-ветеранах войны и труда] // Автозаводец. – 2017. – 20 мая. – С. 2
4 История автозаводского трамвая № 8 Мальцев В. [История автозаводского трамвая № 8] [Электронный ресурс] : [отрывок из статьи «Время народных строек»]. – Режим доступа: http://www.lensmena.ru/arhin/numb2011/48/neizvestnoe/10-1.html (дата обращения: 24.04.2017)
5 Город Горький. Юрия Гагарина Круглов Е. Город Горький. Юрия Гагарина [Электронный ресурс] : [Ю. Гагарин пи В. Терешкова в разные годы побывали на Горьковском автозаводе] // Сайт газеты Нижегородская правда. – 2017. – 10 апр. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/2017-04-10/gorod-gorkij-jurija-gagarina/ (дата обращения: 12.04.2017)
6 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 И память о былом – отрада Кулькова И. И память о былом – отрада : [воспоминания автозаводца Ю. Курносова] // Автозаводец. – 2017. – 16 фев. (№ 18). – С. 2
9 Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! Дворцу культуры Горьковского автозавода (ДК ГАЗ) — 55 лет! : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80afcom.xn--p1ai/about-dk-gas/yubiley-55-let-dk-gaz/ (дата обращения: 06.02.2017)
10 Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова Ермошина И. Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова : [Электронный ресурс] : [история аэроклуба]. – Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/ (дата обращения: 03.02.2017)

Страницы