Автозавод в годы войны

Суровые испытания легли на плечи автозаводцев в годы Великой Отечественной войны. Но, несмотря на разрушения район, вместе со своими предприятиями (в первую очередь автомобильным заводом), людьми, продолжал жить и работать. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Люди трудились, не считаясь со временем.

За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции 9 марта 1944 года автозавод по праву был награжден орденом Красного Знамени. Родина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок коллектив завода в сентябре 1945 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Впервые автозавод бомбили в самые ожесточенные дни обороны Москвы. 4 ноября 1941 года средь бела дня самолеты летели так низко, что была видна фашистская свастика на крыльях, самолеты пролетели над улицами Соцгорода, заводскими проходными и сбросили бомбы. Пострадали в основном местные жители и беженцы из Москвы. Эти дни описал в своем дневнике (с ним могут познакомиться посетители музея истории ОАО «ГАЗ») художник Центрального клуба Горьковского автозавода И. И. Пермовский. Его дневник - рассказ очевидца событий, подробный, правдивый. В дневнике имеются рисунки с натуры.

В феврале 1942 года немецкие самолеты подкрались к автозаводу так скрытно, что даже не была объявлена воздушная тревога. Зенитки молчали. Разрушения были небольшие. Пострадали стеклянные потолочные перекрытия и окна. Заградительный огонь зениток надежно защищал завод. Но в июне 1943 года, готовясь к наступлению под Курском, немецкое командование решило нанести массированный удар по промышленным центрам Поволжья, в том числе и по нашему городу. Противник решил раз и навсегда стереть Горьковский автозавод с лица земли. Разведка не располагала какими-либо данными о планах врага. Длительное отсутствие бомбардировки, успешное наступление Красной армии способствовали ослаблению бдительности. В мае 1943 года немцы запустили дезинформацию о том, что 5 - 6 июня готовится массированный налет на Москву. Вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий KG-27 и KG-55 поднялись с аэродромов в районе Орла и Брянска, взяв курс на Горький. В полночь первая группа самолетов вошла в зону зенитного огня. Из 45 самолетов к городу прорвались 20. Они повесили на парашютах примерно 80 осветительных ракет. Стало светлее, чем даже днем. Сбросили 289 фугасных бомб, 260 из них - на автозавод. Попытка прорваться к «Красному Сормову», авиазаводу № 21, заводу № 92 не удалась.

В первый налет из строя были выведены главный конвейер автозавода, рессорный цех, кузница № 3. В районе оказались разрушенными несколько домов и больница. Вспыхнули десятки пожаров, нарушилась подача воды, связь. За оборону второго сектора ПВО, в котором находился и автозавод, отвечал 784-й зенитный артполк. Его орудия были на расстоянии 5-7. км от обороняемого объекта. Некоторые батареи располагались вокруг предприятия и даже на его территории. Во время второго налета в ночь с 5 на 6 июня немцы сменили тактику: первые группы самолетов ринулись на подавление зенитных батарей. В налете участвовали 80 «хейнкелей». Подходя к городу, они рассредоточивались и на разных высотах с разных направлений мелкими группами входили в зону ПВО. Выключив двигатели, они бесшумно снижались к цели. Самым сложным был третий налет (с 6 на 7 июня). В нем участвовали 157 самолетов. На этот раз снаряды зениток встретили немцев уже на подходе к городу. Было разрушено 12 цехов, склады, депо. В Автозаводском районе полностью или частично разрушены десятки домов, АТС, поликлиника, райисполком, Центральный клуб, электроподстанция, отделение милиции. Особенно пострадал колесный цех.

Зенитки мужественно защищали завод. Пожарные и отряды самообороны тушили пожары, обезвреживали десятки невзорвавшихся бомб. Медсестры оказывали помощь раненым. Несмотря на большие разрушения, предприятие продолжало работать. Некоторые самолеты с малой высоты поливали сооружения воспламеняющейся жидкостью. Поэтому завод горел, как тайга: пламя пожарища было видно за десятки километров. После налета немецкое радио объявило об уничтожении автомобильного завода.

Бомбежки продолжались до 22 июня 1943 года. Всего в ходе семи налетов немецкая авиация совершила 645 самолетовылетов, сбросив на город 1631 фугасную и более 3390 зажигательных бомб. Из них соответственно на ГАЗ - 1095 и 2493. По официальным данным погибло 282 человека, ранено - более 500 человек. Сбито 14 самолетов, из них зенитными батареями - 8, истребителями - 6. Несмотря на героические усилия ПВО, на заводе было разрушено 52 здания, 9000 единиц оборудования выведены из строя. Специалисты дали заключение: на восстановление предприятия потребуется несколько лет.

Почему не сумели защитить Автозавод? Кто виноват?» Причины, конечно, были. В них попытался разобраться бывший зенитчик - доктор исторических наук профессор В. Н. Окороков. Причин много. Самые главные: противник переиграл нас в тактике, у зенитчиков не было еще опыта, не хватало средств ПВО, не сумели организовать бой с воздушным противником. Командование страны не смогло обеспечить координацию действий районов ПВО. Были сняты со своих постов командующий ПВО города Горького генерал А. А. Осипов и директор ГАЗа А. М. Лившиц. 8 июня на ГАЗ прибыла правительственная комиссия. Она выработала меры по восстановлению завода.

Восстановление началось уже во время бомбежки. Под открытым небом работали кузнецы, литейные цехи. 11 июня восстанавливать завод вышли 15 молодежных бригад, почти полторы тысяч жителей Узбекистана. В начале июля на нем работали 1500 молодых специалистов, через месяц - уже 3500. 14 июля пустили на полный ход кузницу. 18 июня вошел в строй литейный цех. После 12 июля к работе были привлечены заводы не только нашего города, но и ряда других городов. Строители и монтажники прибыли из Сибири и Урала. В восстановлении автозавода участвовали 35 тысяч человек. Работали сутками, несмотря на неустроенный быт, неимоверные трудности. Возродили завод за 100 дней и ночей. Это чудо произошло 28 октября 1943 года.

   

 

Из воспоминаний участников событий лета 1943 года.

 

Ссылки:

  1. Горьковская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945

Литература:

  • Козонина, Л. Жизнь под прицелом памяти : [о праздновании Дня Победы в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2010. 12 мая (№ 68). С. 1, 2. фот.
  • Смирнова, Л. Без шифровок только про любовь : [о ветеране Великой Отечественной войны В. Г. Железнове] // Автозаводец. 2010. 8 мая (№ 67). С. 3. фот.
  • Садовский, М. "Если останусь жив ..." : [об участнике Великой Отечественной войны Николае Уразине] // Автозаводец. 2010. 8 мая (№ 67). С. 5. ил.
  • Сторожук, С. Взгляд детства : [сочинения юных автозаводцев к Дню Победы] // Автозаводец. 2010. 8 мая (№ 67). С. 4. фот.
  • Кулькова, И. Помним все : [о малолетних узниках фашистских лагерей] // Автозаводец. 2010. 30 апр. (№ 64). С. 2. фот.
  • Погорская, Т. Штрихи к портрету времени : [о ветеранах Великой Отечественной войны] // Автозаводец. 2010. 28 апр. (№ 63). С. 2. фот.
  • Мартьянова, Т. "Это наших семей биография" : [литература о войне последнего десятилетия] // Автозаводец. 2010. 21 апр. (№ 59). С. 3. ил.
  • Власова, Е. По Европе - своим ходом : [о ветеране Великой Отечественной войны А. В. Володине] // Автозаводец. 2010. 27 марта (№ 45). С. 2. фот.
  • Кулькова, И. "Мне не надо судьбы иной" : [о ветеране Великой Отечественной войны, заслуженном автозаводце Ю. И. Солычеве] // Автозаводец. 2010. 19 февр. (№ 26). С. 2. фот.
  • Погорская, Т. Ставка на героизм : [о ветеране Великой Отечественной войны Алексее Корыгине] // Автозаводец. 2010. 12 февр. (№ 22). С. 3. фот.
  • Становова, Л. Медаль за бой, медаль за труд : [к 85-летию ветерана Великой Отечественной войны знаменитого автозаводца А. И. Огнева] // Нижегородская правда. 2010. 4 февр. (№ 12). С. 1, 5. фот.
  • Кулькова, И. Дети непокоренного города : [о детях блокадного Ленинграда, живущих в Нижнем Новгороде] // Автозаводец. 2010. 27 янв. (№ 13). С. 2. фот.
  • Погорская, Т. "Мы были радистами-перехватчиками" : [о ветеране Великой Отечественной войны Т. П. Киселевой] // Автозаводец. 2010. 15 янв. (№ 6). С. 2. фот.
  • Смирнова, Л. Награда непокоренным : [медали "Непокоренные" вручены узникам фашистских лагерей 85 автозаводцам] // Автозаводец. 2008. 10 окт. (№ 151). С. 3. фот.
  • Киселев, В. Автозавод спасли девчонки : [о зенитчицах] // Нижегородский рабочий. 2000. – 19 мая. С. 3. фот.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Бессмертный полк Автозавода Мухина Е. Бессмертный полк Автозавода : [о праздновании Дня Победы в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 12 мая (№ 51). – С. 1
2 Гвардейцы тыла Мухина Е. Гвардейцы тыла : [об автозаводских подростках, работавших в годы войны на ГАЗе] // Автозаводец. – 2016. – 12 мая (№ 51). – С. 2
3 Спасительные граммы хлеба Мухина Е. Спасительные граммы хлеба : [о питании автозаводцев в годы войны] // Автозаводец. – 2016. – 5 мая (№ 49). – С. 6
4 Трагические ночи 43-го Мухина Е. Трагические ночи 43-го : [о бомбежках Автозаводского района в годы Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2016. – 21 апр. (№ 44). – С. 2
5 На предприятиях нашего города ковали Великую Победу Белова И. На предприятиях нашего города ковали Великую Победу : [что выпускалось на предприятиях г. Горького в годы войны] // День города. Нижний Новгород. – 2015. – 6-12 мая (№ 33). – С. 12-13
6 Незаметные победы тыла Гордин А. Незаметные победы тыла : [борьба автозаводцев с голодом во время войны] // Автозавод-online. – 2015. – 29 апр. (№ 87). – С. 4-5
7 Формирование частей ПВО Смирнова О. [Формирование частей ПВО для обороны г. Горького и Автозавода в годы Великой Отечественной войны] [Электронный ресурс] // Автозаводцы – Автозаводский район ВКонтакте. – 2015. – 27 апр. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_4583%2Fall (Дата обращения: 30.04.2015)
8 Украденное детство Украденное детство : [воспоминания врачей больницы № 25 Э.Д. Семехиной и А.М. Неймана о военном детстве] // Автозаводец. – 2015. – 25 апр. (№ 46). – С. 10
9 «Свастика над Волгой». Часть 6 Отрывки из книги М. Зефирова «Свастика над Волгой». Часть 5 [Электронный ресурс] : [О бомбежках Автозавода. 6-7 июня 1943 года. Последствия] // Автозаводцы – Автозаводский район ВКонтакте. – 2015. – 25 апр. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_4562%2Fall (Дата обращения: 30.04.2015)
10 «Свастика над Волгой». Часть 5 Отрывки из книги М. Зефирова «Свастика над Волгой». Часть 4 [Электронный ресурс] : [О бомбежках Автозавода. Июнь 1943 год. Последствия бомбежки] // Автозаводцы – Автозаводский район ВКонтакте. – 2015. – 24 апр. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_4552%2Fall (Дата обращения: 30.04.2015)

Страницы