Город-сказка, город мечта

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
10 мая — с 10:00 до 17:00
11 мая — выходной день
12 мая — с 10:00 до 17:00

Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021).

АвторThe Village Нижний Новгород Specials

В начале октября район Соцгород – новаторский проект 1930-х годов, который должен был стать настоящим городом будущего, мечтой социализма, станет предметом изучения на совместной программе нового учебного года от Архитектурной школы МАРШ и РАНХиГС «Управление развитием территорий».

The Village Нижний Новгород пообщался с городским исследователем и руководителем проекта «Городские экспедиции» Ирой Масловой о зарождении и одновременном крушении идеи Соцгорода, о трансформации его архитектурного стиля – от конструктивизма до сталинского монументализма, и почему все дороги в городе ведут на ГАЗ.

Место Соцгорода на карте Нижнего Новгорода и России

Строительство первого дома-коммуны, 1931 год

В 1929 году, когда разрабатывались планы Соцгорода, наш город назывался Большой Нижний Новгород, и в него входили Сормово и Канавино, которые до 1929 года были отдельными городами. До начала строительства Соцгорода Нижним Новгородом была только историческая часть, а на момент строительства город значительно вырос и уже перешагнул на другой берег Оки, захватив в себя Канавино.

В пригороде Нижнего Новгорода, на месте деревни Монастырка и болот строится отдельный город, который планировался как городок для рабочих. То, что мы называем Соцгородом – в общем-то, искусственный конструкт, рожденный умами архитекторов, которые до этого новые города никогда не проектировали.

Как город-эксперимент оказался стерт с ментальной карты его жителей

Конкурсный проект ВОПРА. 1930 г.

В 2021 году я сделала выставку, посвященную восприятию Соцгорода – «Соцгород. Пробелы», где в ходе исследования стало понятно, что жители Автозаводского района не называют ту территорию, о которой мы с вами сейчас говорим, Соцгородом.

1930-е годы пришлись на архитектуру экспериментов. Соцгород начинает строиться в 1930 году и изначально был очень новаторским проектом, задача которого была в том, чтобы построить новое будущее, поселение нового типа. Это был город-эксперимент, но по мере застройки территории его замысел все дальше и дальше уходил от первоначального. Феномен горьковского Соцгорода в том, что его идея начала претворяться в жизнь и уничтожаться в один и тот же день. Соцгород был заложен 16 мая 1930 года, но в этот же день вышло постановление Центрального комитета партии о работе по перестройке быта, по которому проекты с домами-коммунами признавались затратными и губительными для финансов страны и построения социализма.

 Феномен горьковского Соцгорода в том, что его идея начала претворяться в жизнь и уничтожаться в один и тот же день

Соцгород – интересный проект еще и тем, что на него был организован крупнейший конкурс в истории Нижнего Новгорода, в котором приняли участие все архитектурные коллективы того времени. В конкурсе одержала победу группа студентов ВОПРА, которая была создана скорее по принципу подконтрольного партии объединения архитекторов. Их проект выиграл, но все равно не пошел в реализацию в том виде, в котором его предложили: от проекта осталась только сетка кварталов под углом к проспекту вдоль Автозавода. Проект многократно дорабатывался, поэтому мы не можем сейчас точно назвать автора концепции Соцгорода. Так, с американцами Austin Company, которые проектировали ГАЗ, также был заключен договор на проектирование Соцгорода, немецкий архитектор Эрнст Май отметился тут применением его фирменной строчной застройки, а советский архитектор Зильберт доработал проект, который по итогу был реализован в другом виде.

ГАЗ открывается в 1932 году. К тому моменту было запущено несколько каменных домов Соцгорода, при этом строительство Соцгорода сильно отставало от момента строительства Автозавода.

Почему же идея Соцгорода стерлась с ментальной карты автозаводцев? 

Во-первых, потому что мы не можем назвать единого автора и единой концепции той самой утопии. Во-вторых, потому что от плана Соцгорода в самом начале стали отказываться. И, в-третьих, потому что неактуальный для сталинского времени социалистический город стал идеологически вреден и стирался из исторической памяти так же, как ставшие неугодными партийные лидеры.

Все дороги ведут на ГАЗ

Когда мы говорим об Автозаводском районе, мы связываем его с понятиями моногорода и градообразующего предприятия. На планах 1935–1937 года все строилось вокруг него, к нему массово стекались транспортные потоки. В 1930-е еще не делали атомных подводных лодок, поэтому важнее были машины, самолетов еще массово тоже не было – получается, что у нас был такой город транспортной промышленности.

Градообразующий фактор – это чисто советское понятие, и хотя наличие предприятия, которое обеспечивает жизнедеятельность территории вокруг, является залогом стабильности, когда все привязано к одному предприятию, место утрачивает разнообразние.

Функциональное зонирование и коммунальная линия

Одновременно с началом строительства Соцгорода вышла книга, в которой были собраны все идеи архитектора Николая Милютина о том, как строить и зонировать соцгорода, хотя потом именно Милютин стал идеологом разгрома этой авангардной концепции.

Милютин предлагал свою концепцию развития Автозавода: вдоль Оки располагается завод, дальше идет санитарная защитная зона, полоса зелени между заводом и жилой зоной, а жилье вытянуто вдоль завода. В реальности получилось почти так, но там был выстроен не Соцгород, а огромный барачный поселок Северный. Это до сих пор довольно депрессивный и неблагополучный район типовой застройки с минимумом инфраструктуры, без единого культурного учреждения. Проблема возникла в том, что между поселком Северный и Автозаводом появилась полоса промзоны, которая отрезала этот район от самого Автозавода.

Концепция функционального зонирования самого Соцгорода была реализована в так называемой коммунальной линии вдоль проспекта Октября, в которую входили молочный завод, хлебозавод, фабрика-кухня, общественная баня, пожарная часть с каланчой, универмаг и поликлиника – почти все из них до сих пор работают в своей первоначальной функции, как поликлиника или общественная баня.

Если вы видите пожарную часть с квадратной башней и понимаете, что это конструктивизм, скорее всего, где-то вокруг вас Соцгород

Фабрика-кухня (проспект Октября, 4а) была предназначена для снабжения всего города продуктами и производила полуфабрикаты, которые распределялись по жилкомбинатам. Фабрика-кухня сейчас частично работает как кафе формата «свадьбы, похороны, банкеты», напротив нее находится общественная баня огромных размеров (проспект Ильича, 1б).

Пожарная часть (проспект Октября, 2б) выполняла функцию визуального контроля за пожарной безопасностью. Есть такой лайфхак: если вы видите пожарную часть с квадратной башней и понимаете, что это конструктивизм, скорее всего, где-то вокруг вас Соцгород. После 1930-х годов функцию дозора за пожаром стали выполнять не пожарные каланчи, а простой телефон: телефонизация начинается в Горьком как раз в 1935-м году.

Крушение утопии и первые образцы сталинского стиля

Во второй половине 1930-х годов идея постройки Соцгорода начинает рушиться, и происходит постепенный переход от создания домов-коммун к сталинской архитектуре.

В 1932 году выходит постановление о реорганизации литературных художественных объединений, которое фактически стало концом архитектуры авангарда, и после 1932 года архитектура авангарда и замыслы города-утопии не имеют права на существование, зато на Автозаводе начинают строить киноконцертный зал и универмаг.

В рамках выбора нового архитектурного вектора интересна постройка гостиницы «Волна» (проспект Ленина, 98) – пример архитектуры авангарда, сохранившийся до нашего времени. Строить гостиницу начинают в чистом конструктивизме, в 1936 году она открывается, но мы знаем, что на этапе отказа от социализма – это уже не время архитектуры авангарда. Гостиница строится не на коммунальной линии, а ближе к заводу, с целью разместить в ней иностранных специалистов, но к 1936 году они уже выдворены из Советского Союза, с ними расторгнуты контракты в одностороннем порядке. То есть даты отказа от строительства социализма – это даты расторжения с ними контрактов.

Другое здание – универмага (проспект Октября, 2а), созданного в 1937 году, уже сильно отходит от идей социалистического города: по архитектуре он похож на ар-деко, мы видим там конструктивизм, но с мощными карнизами, то есть сталинским декором, и это уже пример скорее не социализма, а сталинского социального расслоения, когда людям было просто не до покупки товаров в универмаге.

 После 1932 года архитектура авангарда и замыслы города-утопии не имеют права на существование

В постройке киноконцертного зала (Героя Юрия Смирнова, 14, сейчас это кинотеатр «Мир») тоже угадывается сочетание конструктивистского стиля со сталинскими деталями: скульптурами на галерее, рустом на нижнем этаже здания и декором в виде изображений пилястр, которые не нужны для подчеркивания конструктивных особенностей здания.

К 1937 году было снято очень мало кино, и не было острой потребности в том, чтобы его показывать, кроме той, чтобы нести в массы культурно-пропагандистские ценности. По замыслу должны были появиться три здания, в числе которых был и Дворец культуры ГАЗ, который не был реализован. Дворец культуры Автозавода был построен уже к 1962 году – это самое позднее эхо сталинской архитектуры, хотя хронологически относится к хрущевскому времени.

Бусыгинская крепость и элитарное жилье

Во время второй пятилетки (1933–1937) происходит осознанный отказ от строительства соцгорода, и мы приходим к элитному жилью – оно представлено Радиусным, Желто-бусыгинским и Серобусыгинским домами – по ним можно отследить эволюцию стиля застройки района: с социалистическим равноправием домов-коммун распрощались навсегда.

Радиусный дом (Молодежный проспект, 32) – это постройка архитекторов из мастерской братьев Весниных, первый дом с лифтами на Автозаводе. По расположению он относится к территории Соцгорода, но по идеологии нет: это элитное жилье, самый высокий дом, который во время войны использовался для расположения зениток для защиты ГАЗа.

Желто-бусыгинский дом (проспект Кирова, 4) – интереснейший дом, ранняя сталинка, это дом квартальной застройки, построенный по проекту архитекторов Розанова и Любофеева. Розанов, который начинал архитектором на ГАЗе, в 1958 году выиграл конкурс на постройку жилого дома, который лег в основу постройки 1-464 серии жилых домов – панельных хрущевок и брежневок.

Люди объединялись не потому, что их объединяло жилище дома-коммуны, а потому что их объединяли условия жизни, обстоятельства

Дальше Серобусыгинский дом, который представляет собой крепость устрашающе серого цвета, в 1937 году построенный архитектором Голосовым. Серобусыгинский дом фактически является домом для стахановцев и мог бы стать горьковским аналогом «Дома на набережной» в Москве, но информации, что из него массово забирали и репрессировали людей, нет. Нет за ним также и славы дома, в котором жила бы только элита и дирекция завода – там жили начальники цехов, но семикомнатные квартиры заселялись как коммуналки.

Был ли Соцгород социалистическим экспериментом? По моим наблюдениям, я увидела дух коммунности в большей степени у жителей бараков. Люди объединялись не потому, что их объединяло жилище дома-коммуны, а потому что их объединяли условия жизни, обстоятельства. Значит, условия жизни все-таки могут влиять определенным образом на людей, объединять их или разобщать.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Гагарин в Горьком Знаменский В. Гагарин в Горьком: два дня в феврале 1963 года : [о пребывании Ю.А. Гагарина в г. Горьком, в том числе и в Автозаводском районе] // День Города. Нижний Новгород. – 2023. – 1-7 марта (№ 16). – С. 6-7. (Как это было).
2 Храбрые на море, надежные на земле и в небе Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193
3 Корни и крона Земли Нижегородской Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276
4 Прадедушку заставили получить квартиру… Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195
5 Почему Виктория гордится своей семьей Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185
6 Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227
7 Сделать шаг в сторону добра Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191
8 История моей семьи уходит корнями в далекие времена… Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199
9 Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев Чеботарева В. Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев : [воспоминая З.И. Нерословой о работе на автозаводе в годы войны] // Нижегородские новости. – 2020. – 11 марта (№ 20). – С. 11. – (75 лет Победы).
10 Военное детство Панова О. Военное детство : [воспоминания З.И. Нерословой о военных годах на Автозаводе] // Автозаводец. – 2020. – 5 марта (№ 10). – С. 17. – (75 лет Победе).

Страницы