Дом-крепость на четырех улицах

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
10 мая — с 10:00 до 17:00
11 мая — выходной день
12 мая — с 10:00 до 17:00

Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).

Какой дом в Нижнем Новгороде самый длинный? Настолько протяженный, что считается полноценным городским кварталом и располагается сразу на четырех улицах? В каком доме 59 (!) подъездов, а занимаемая площадь строения равна половине территории Нижегородского кремля? Правильно – так называемый серобусыгинский квартал, построенный в 1938 году для работников Горьковского автомобильного завода.

Бусыгин и Лоскутов

Начало Соцгороду положили три квартала. Один – на Молодежном проспекте (со знаменитым Радиусным домом). Еще два – на проспекте Октября (так называемые серобусыгинский и желтобусыгинский кварталы – по цвету домов). Одним из жильцов желтого квартала стал зачинатель стахановского движения в машиностроении кузнец Горьковского автозавода Александр Бусыгин. Но память о знаменитом рабочем-ударнике почему-то почтили в соседнем сером квартале, установив его бюст возле дома № 23 на проспекте Октября перед Домом ветеранов ГАЗа.

В сентябре 1935 года бригада Бусыгина установила рекорд, отковав за смену 1001 коленчатый вал при норме 675. Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского.

 

Серый квартал еще называют директорским или лоскутовским – по имени руководителя ГАЗа в 1938–1948 годах Ивана Лоскутова. Проект квартала разработан в московской архитектурной мастерской братьев Весниных. Представляет собой комплекс из 6 домов разной этажности – от 5 до 8 этажей. Главная часть сооружения выходит на проспект Октября. Два 8-этажных дома до сих пор называют башнями. На момент постройки это были самые высокие здания в городе. А самым элитным считался дом между «башнями». Здесь большие квартиры, в которых предусмотрены комнаты для обслуживающего персонала. В 1930-е годы некоторые стали коммунальными квартирами на несколько семей. С годами коммуналок становилось все больше.

«Он из серобусыгинских»

Серые бусыгинские дома и сегодня выглядят монументально и величественно. А уж в 1930–1950-е годы, когда вокруг стояли деревянные бараки… Историки утверждают, что разделение между представителями партийно-советской элиты и заводскими рабочими чувствовалось во всем – во внешнем виде, привычках, одежде. Например, жители серого квартала носили главным образом шляпы. А обитатели барачно-щитковых конструкций – пролетарские кепки. В огромных квартирах дома-крепости (иногда по 6 комнат) с высокими потолками стояли рояли, а у ответственных квартиросъемщиков имелись собственные автомобили (у некоторых – с персональным шофером). В бараках же семья из 5–6 человек порой ютилась в одной-единственной комнате.

Простые люди, приехавшие на строительство ГАЗа преимущественно из сельской местности, часто не знали, что такое постельное белье – спали на шубейках, которыми и укрывались. Но люди радовались тому, что есть. Потому что в родной деревне жизнь зачастую была не в пример тяжелее. В городе бывшие крестьяне быстро забыли, что такое голод и лишения. Но… Вечерами сельская молодежь собиралась возле бараков и вела привычный образ жизни деревенских жителей – лузгала семечки, пила чай из самоваров (и не только чай), танцевала. Мужская половина порой выясняла отношения на кулаках. Самые отчаянные устраивали посиделки прямо на крышах соседних каменных домов, вызывая недовольство жителей верхних этажей серобусыгинского квартала.

Со временем деревенские жители неизбежно становились городскими. Женщины меняли блузы и красные платки на платья и шляпки. Мужчины снимали лапти и покупали кожаные полуботинки. Молодые парни и девушки шли учиться на вечерние факультеты вузов и техникумов, получали диплом инженера, должность мастера, прораба или начальника цеха, а затем и квартиру от Горьковского автозавода. Обретали, так сказать, новый социальный статус. Про жильцов дома-крепости говорили с уважением и завистью: «Он из серобусыгинских».

Самый красивый дом

В августе уходящего года исторический квартал благоустроили по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды». В частности, облагородили новый сквер, который местные жители называют «детским». «Окружающая архитектура обязывала обновить территорию так, чтобы сквер стал гармоничной частью пространства», – объяснил глава города Юрий Шалабаев. Жители довольны.

«Мы просили посадить нам елку. Теперь она здесь есть, и с подсветкой. Будем встречать Новый год в нашем дворе», – делится радостью жительница дома-квартала Елена Тахтаева.

Костина Варвара, ученица лицея № 36: «Наш серобусыгинский дом входит в неофициальный топ-5 самых длинных домов России. Его длина – 1130 метров. Но если бы существовала номинация «Самый длинный и самый красивый дом в России», то он, несомненно, занял бы первое место».

 

Среднестатистический турист на Автозавод чаще всего не заглядывает. В то же время ценители архитектурного наследия советских времен приезжают сюда со всей России с большим удовольствием. Они хотят видеть «музыку в камне», в которой отразилась история нашей страны, собственными глазами.

 

Сергей Анисимов

Фото из открытых источников

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
2 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
3 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
4 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
5 Прогулка в прошлое Прогулка в прошлое : [экскурсия по архитектурным достопримечательностям Автозаводского района] / сост. Н. Колесникова // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 7. – (Маршрут хорошего настроения)
6 Единственный в районе Честнова И. Единственный в районе : [об истории памятника «Горький и дети» у лицея № 36] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
7 Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу Новикова В. Что общего у советского идеального дома и современного ЖК. Идем на экскурсию по Автозаводу / В. Новикова ; фото Н. Бурухиной, И. Иванова, из архива библиотеки имени О. Кошевого // Сетевое издание «NN.RU». – 2017. – 24 окт. – Режим доступа: https://www.nn.ru/news/articles/chto_obschego_u_sovetskogo_idealnogo_doma_i_sovremennogo _zhk_idem_na_ekskursiyu_po_avtozavodu/51396431/. – 10.10.2018.
8 Благородная кривизна Честнова И. Благородная кривизна : [о радиусном доме в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2017. – 11 июля. – С. 3
9 Здание школы № 126 теперь под защитой государства Здание школы № 126 теперь под защитой государства : [о включении здания школы № 126 в список объектов культурного наследия Нижегородской области] / подгот. Е Крюкова // День города. Нижний Новгород. – 2016. – 29 июня-5 июля (№ 50). – С. 5
10 Парк советского периода Штейман М. Парк советского периода : [об Автозаводском парке культуры и отдыха]. – Патриоты Нижнего Новгорода. – 2015. – 3 июня (№ 19). – С. 12-13

Страницы