Творцы нового

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Шерстинский В. Творцы нового : [конструкторы ГАЗа К.В. Солдатов и Н.М. Гурьев] // Автозаводец. – 2020. – 12 марта (№11). – С. 16. – (Страницы из прошлого).

На этой неделе отмечаются памятные даты двух видных разработчиков, внесших неоценимый вклад в развитие конструкторской школы Горьковского автозавода. 13 марта исполнится 100 лет со дня рождения Константина Васильевича Солдатова, а на следующий день приходится 105-летие Николая Михайловича Гурьева.

Конструктор-фронтовик

Жизнь Константина Васильевича Солдатова сложилась так, что трудовым подвигам в ней предшествовали ратные. Великая Отечественная война застала его на действительной службе в рядах Красной армии. В 1941-м К. Солдатов попал в окружение и оказался в партизанском отряде. Там хорошо зарекомендовал себя, за что впоследствии был награжден медалями «За отвагу» и «Партизан Великой Отечественной войны».

В дальнейшем он прошел всю войну, удостоился медалей «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», ордена Отечественной войны II степени.

В 1946 году, после демобилизации, К. Солдатов вернулся в родной Горький, поступил в автомеханический техникум и успешно его окончил в 1948-м. По распределению был направлен на Горьковский автозавод – техником-конструктором в КБ кузовов конструкторско-экспериментального отдела (КЭО).

Константин Васильевич проработал на ГАЗе 33 года, окончил курсы повышения квалификации при Горьковском политехническом институте, со временем возглавил конструкторскую группу. Занимался разработкой узлов кузовов ГАЗ-12 (ЗИМ), ГАЗ-69, ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», корпусов вездеходов ГАЗ-47 и ГАЗ-41. После реорганизации КЭО был переведен в КБ серийных автомобилей, где направил свой творческий потенциал на разработку новых моделей техники.

К. Солдатов проявил себя и как активный общественник: его избирали заместителем председателя, а затем и председателем цехового профсоюзного комитета. Его имя неоднократно заносилось на Доску почета, в Книгу почета отдела и завода. Выйдя на заслуженный отдых в 1981 году, Константин Васильевич продолжал поддерживать связь с родным коллективом конструкторского отдела серийных автомобилей, живо интересовался достижениями коллег.

Главный по рамам

Рамная конструкция была и остается важным конкурентным преимуществом автомобилей «ГАЗ». Огромный вклад в ее развитие внес в свое время Николай Михайлович Гурьев, отдавший Горьковскому автозаводу 60 лет.

Еще в апреле 1931-го поступил в «Автострой» учеником чертежника, в августе того же года был переведен в отдел главного механика, где уже в ноябре занял должность конструктора. В 1937 году Н. Гурьев перешел на работу техником-конструктором в КБ кузовов технического отдела. Здесь получил хорошую производственную закалку, изучил методы проектирования объемных деталей и работы с различными инструментами: лекалами, рейками и так далее. Опытные специалисты помогали советами, показывали оптимальные способы выполнения работ. Очень быстро он освоил все премудрости, и ему стали поручать самостоятельную разработку узлов и деталей. Поскольку коллектив КБ был немногочисленным, то задания приходилось выполнять самые разнообразные, и это развивало его творческие способности. Став старшим техником-конструктором, Н. Гурьев активно участвовал в модернизации ГАЗ-М-1 и создании различных опытных образцов автомобилей.

Пришла военная пора, и Николай Михайлович включился в работу по созданию бронетехники на базе машин Горьковского автозавода. В частности, он участвовал в разработке кузова внедорожника ГАЗ-64 и корпуса бронеавтомобиля БА-64.

В 1943 году началась разработка легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» и грузового автомобиля ГАЗ-51. Н. Гурьев стал активным участником этого процесса, разработал брызговики двигателей, рамы и бамперы для этих моделей.

Среди его заслуг – создание пола несущего кузова ЗИМ (ГАЗ-12). За эти и другие творческие достижения Николая Михайловича назначили ведущим конструктором, а затем он возглавил группу разработчиков рам и бамперов в КБ грузовых автомобилей. Плодами его труда стали, в частности, рамные конструкции системы выпуска газов для ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66.

Успешная и плодотворная деятельность Н. Гурьева отмечена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг.», «Ветеран труда», медалью ВДНХ, почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР», «Отличник соцсоревнования Министерства автомобильной промышленности СССР», «Изобретатель СССР». Ему было присвоено звание «Лучший конструктор завода».

Находясь на заслуженном отдыхе, Николай Михайлович продолжал помогать коллегам при проектировании автомобилей «ГАЗель» и «Соболь». Его дело продолжило молодое поколение конструкторов – создателей рам для семейств «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT».

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 «Мы – машиностроительная страна»! «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда).
2 Человек с горячим сердцем Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15
3 Создатель легенд Мухина Е. Создатель легенд : [о главном конструкторе легковых автомобилей ГАЗ В.Н. Носакове] // Автозаводец. – 2020. – 30 апр. (№ 18). – С. 15.
4 Мастер сварки Шерстинский В. Мастер сварки : [о лучшем сварщике конструкторского отдела ГАЗ И.Н. Рябинине] // Автозаводец. – 2020. – 26 марта (№13). – С. 14.
5 Виртуозный испытатель Шерстинский В. Виртуозный испытатель : [об инженере-испытателе ГАЗа Н.Л. Соколове] // Автозаводец. – 2020. – 5 марта (№10). – С. 16.
6 Профессионалы второго поколения Шерстинский В. Профессионалы второго поколения : [о конструкторах ГАЗа А. Семине, В. Дубкове] // Автозаводец. – 2020. – 30 янв. (№5). – С. 16. – (История в лицах).
7 Испытатель и ученый Шерстинский В. Испытатель и ученый : [о конструкторе ГАЗ Н.М. Кислицине] // Автозаводец. – 2020. – 16 янв. (№3). – С. 17.
8 Архитектор кузовов и кабин Шерстинский В. Архитектор кузовов и кабин : [о конструкторе кузовов ГАЗ Ю.А. Фокине] //Автозаводец. – 2020. – 2 янв. (№ 1). – С. 16.
9 Испытатель агрегатов Шерстинский, В. Испытатель агрегатов : [о руководителе КБ КЭО ГАЗ по доводке и испытаниям агрегатов] / В. Шерстинский. – Текст : непосредственный // Автозаводец. – 2019. – 14 нояб. (№ 46). – С. 16.
10 Незаурядный талант Шерстинский В. Незаурядный талант : [о заместителе главного конструктора легковых автомобилей ГАЗ В.М. Малявине] // Автозаводец. – 2019. – 3 окт. (№ 40). – С. 16.

Страницы