От деревни Завод до автогиганта

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Калюлина Г. От деревни Завод до автогиганта : [о трудовой династии Обрядиных] // Автозаводец. – 2015. – 17 марта (№ 39). – С. 2

Заводская династия Обрядиных, на первый взгляд, небольшая. Это супруги Александра Павловна и Николай Дмитриевич, а также их дочь Антонина Николаевна Чернова. Но стоит сложить их общий трудовой стаж на Горьковском автомобильном заводе, как срок получается внушительным — более 130 лет. Знакомясь с историей их семьи, понимаешь, что судьба, связанная с автогигантом, была им предопределена.

Пешочком в новую жизнь

Более пятидесяти лет проработала на ГАЗе Александра Павловна Обрядина (в девичестве — Сычева). В 1946 году она поступила шлифовщицей в моторный цех №4 тогда еще ЗИМа — Государственного ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени автомобильного завода им. Молотова. С далекого послевоенного времени вся ее трудовая деятельность и была связана с автозаводом.

Родина Александры Павловны — Воскресенский район Нижегородской области, деревня с необычным для сельской местности названием Завод. В здешних местах очень хорошая глина, которая годилась для изготовления кирпичей. В деревне был заложен кирпичный заводик, по аналогии с ним стали называть и населенный пункт.

Так уж сложилось, что Саша рано потеряла родителей и до пятнадцати лет жила у своих родственников, работать начала с десятилетнего возраста: в коровнике помогала, бегала почтальоном каждый день 12 километров из одной деревни в другую. Председателем колхоза тогда была Ирина Поляшова, добрая и мудрая женщина, она понимала, что Александре нужно помочь найти свой собственный путь. Когда в 1945 году автозавод приглашал молодежь на ФЗО (фабрично-заводское обучение), председатель в первую очередь предложила одно из направлений Саше Сычевой.

— Я рада была куда угодно отправиться, — рассказывает Александра Павловна. — Помню, приехал за нами сопровождающий с автозавода. Нас набралось пятьдесят ребят. Погрузили нехитрый скарб на телегу, и пошли мы пешочком из Воскресенского до станции Ветлужской, где была железная дорога. А путь не близкий, 60 километров, шли два дня. Дело было в октябре, мы в лаптях, фуфайках, ночевали в какой-то школе, спали на полу. На второй день мне повстречался земляк, дядя Вася Зеленов, из нашей деревни. «Батюшки, — говорит, — ты куда это в лаптях-то?» Он знал про наше сиротство. Я рассказала, вот так, мол, и так. Дядя Вася вытащил из своей сумки все припасы, поделился со мной, чем мог. Я никогда его не забуду!

Профессия в руках

С вокзала приехавшую молодежь привезли на Северный поселок, где поселили в бараки. Это традиционное для того времени жилище было поделено на секции, в каждой размещалось по тридцать человек. В качестве отопления — русская печка, из мебели — койки, заправленные одеялами и подушками.

— Хлебушка выдавали нам по 500-600 граммов в день на человека, — вспоминает Александра Павловна. — У нас была тетя Шура, которую мы звали «хлеборезкой». Очень добрая, все жалела нас. Оформит, бывало, карточки на хлеб на полнедели вперед. Мы же съедим все в один день, а потом опять голодные ходим. Очень хотелось хоть раз наесться досыта. Ну, ничего, с голоду никто не умер.

ФЗО длилось шесть месяцев, будущих автозаводцев обучали работе на станках. По окончании курсов Александра Павловна Сычева стала шлифовщицей. Так, у молодой девчонки, имеющей образование всего три класса, появилась профессия. Трудиться приходилось с полной отдачей, норма — 500 деталей.

— Как хочешь, а выполняй, — говорит Александра Павловна. — Иной раз успевала работать на пяти станках сразу. Я безотказная, выполняла все задания руководства.

В 1967 году Александре Павловне пришлось уволиться из-за болезни. Но через десять лет она вновь вернулась на родное предприятие, устроилась токарем-полуавтоматчиком в цех мостов ГАЗ-66 и проработала до самой пенсии. За многолетний, добросовестный труд Александра Павловна награждена памятной медалью.

Счастливая встреча

...Вторую половину барака, где жила Александра Сычева, занимали молодые ребята, среди них — Николай Обрядин. Родом с Украины, в наш город попал во время эвакуации. Здесь-то он и познакомился с красавицей и своей ровесницей Александрой Сычевой.

Николай Дмитриевич трудился на ГАЗе токарем, в 1951 году ушел служить в армию, где освоил еще и профессию водителя. Выполнив воинский долг, вернулся на автозавод и устроился работать в ПУАТ на тягаче. Более пятидесяти лет он отдал автогиганту, за высокие показатели в социалистическом соревновании его портрет не раз помещался на Доску почета. Сейчас Николая Дмитриевича уже нет, но его семья до сих пор скорбит о любимом муже и отце.

— Коля у меня был золотой, — с теплотой говорит Александра Павловна. — Работал отлично и очень мне помогал: и готовил, и стирал, когда нужно было. Порой на работе женщины переживают: «Ой, из садика муж забудет ребенка взять». У меня такой заботы не было. Чтобы муж пришел и не накормил детей?! Да он скорее сам голодным останется! Троих воспитали без помощи бабушек и дедушек, работали в разные смены, чтобы только не оставлять ребят без внимания. Я с мужем горя не знала.

Вот ведь не зря говорят, что кто-то нас по жизни ведет и нам помогает. Казалось, судьба у Саши Сычевой была сиротской, беспросветной, но на ее пути всегда встречались хорошие люди — земляки, наставники в профессии, а самое главное, любимый человек, ее муж, с которым они создали прекрасную семью и вырастили троих замечательных детей. Поэтому никогда не стоит унывать и черстветь сердцем...

Танюша-Антонина

В династии Обрядиных так получилось, что единственную дочку называют и Татьяной, и Антониной. Сейчас двойные имена в моде, но раньше об этом не думали.

— Когда я ходила беременной, — поясняет Александра Павловна, — старший сынок гладил мой живот и говорил: «А мама Танечку родит!» С самого начала так и повелось — Таня и Танечка. Регистрировать дочь отправился Николай, а в ЗАГСе не расслышали и вместо Тани дочку записали Тоней. Исправить не получилось — кончились чистые бланки...

Антонина Николаевна Чернова привыкла, что дома ее называют одним именем, а на работе — другим. Никакого раздвоения личности не испытывает.

Совсем молодой девушкой пошла она по стопам родителей. Правда, сначала мечтала о поступлении в фармучилище, но аллергическая реакция на препараты заставила забыть об этих планах. А вот созданная вскорости семья, рождение ребенка потребовали быстрого поиска работы. На Горьковском автомобильном заводе зарплаты достойные, поэтому, не раздумывая, Антонина отправилась туда.

Сначала устроилась на должность распределителя работ в цех сборки ГАЗ-66, трудилась на этом месте десять лет. Затем освоила контактную сварку, а в 1984 году поступила в автомеханический техникум на вечернее отделение по термообработке металлов. По словам Антонины, частенько на лекции приходилось брать и маленькую дочку. С трудностями справились, ведь безвыходных ситуаций не бывает. Когда, например, перестали выпускать ГАЗ-66, Антонина, не раздумывая, научилась водить автопогрузчик.

— Всегда страшно терять работу, но, говорят, закроется одна дверь, откроется другая. Не надо бояться осваивать новое, — рассуждает Антонина Николаевна. — Мне на автозаводе такую возможность давали. Сейчас я руководитель группы в цехе окраски кузовов проекта VW/Skoda. Работа ответственная, очень высокие требования к качеству покрытия, но трудиться в хороших условиях, на современном оборудовании приятно. Не жалею, что тридцать лет своей жизни отдала автозаводу. Нашему поколению есть что вспомнить: мы вели активную общественную работу, занимались спортом, путешествовали по стране, иногда и за рубежом. Всеми своими важными профессиональными достижениями я обязана ГАЗу...

Галина КАЛЮЛИНА.

Фото из семейного архива.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Работали честно... Калюлина Г. Работали честно... : [о трудовой династии Жулиных] // Автозаводец. – 2015. – 23 апр. (№ 45). – С. 5
2 Одно счастье на двоих Власова Е. Одно счастье на двоих : [о супружеской паре Гридиных] // Автозаводец. – 2012. – 28 авг. – С. 3
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
4 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
5 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
6 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
7 Честно служить — ни о чем не тужить Честнова И. Честно служить — ни о чем не тужить : [о рабочей династии Моисеевых] // Автозаводец. – 2017. – 21 фев. (№ 20). – С. 2
8 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
9 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
10 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17

Страницы