История и виртуальность
Реконструкция музея - это 500 млн рублей инвестиций, а еще - невероятный объем того, что не измеряется в цифрах: огромная исследовательская работа с участием работников ГАЗа, историков, автомобильных экспертов, дизайнеров, строителей, программистов. Уникальные экспонаты, необычно организованное пространство и самые передовые музейные технологии, а также высокотехнологичная образовательная среда - на 5000 кв. м трех этажей разместился целый город.
Но главное достижение проекта, пожалуй, в том, что, благодаря современным мультимедийным технологиям, автомобили и уникальные экспонаты оживают в своей родной среде, с помощью дополненной реальности можно увидеть и услышать различные исторические эпохи, погрузиться в них.
Цифровой инструментарий обширный: видеопроекции и анимация, сенсорные экраны и аудиоточки, видеоскопы и VR и много чего еще - порядка 90 интерактивных локаций. Посмотрим, как все это работает.
ОБРАЗЫ: ОЖИВАЮЩИЕ ЭПОХИ
Стены в Музее истории «ГАЗ» оживают с первых же шагов - экспонаты окружает контекст соответствующей эпохи. Весь период строительства завода можно увидеть не только в вещах, но и в фотографиях и видеосъемке. Здесь - и деревня Монастырка на месте высоток улицы Веденяпина, и болотистое мелко лесье на месте будущего автогиганта, и сами первостроители. Можно даже потрогать их инструменты - это не просто предметы, а элементы управления сенсорной панелью, с помощью которых на экранах возникают картины.
Каждый экспонат не стоит на полке, а живет в своем времени, настолько реальном, что уже не понять, мультимедиа дополняют экспонаты или наоборот. Например, в разделе, посвященном Великой Отечественной войне, сменяются видеообразы автозаводцев, работающих в тяжелейших условиях бомбежек. Здесь же вещи, документы, предметы быта и, конечно, автомобили. ГАЗ-675, известный своей многофункциональностью и неприхотливостью.
Или легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 - можно сказать, новая глава советского автомобилестроения. После войны модель передали в Ульяновск, на завод УльЗИС, который после начала производства этого нашего автомобиля был переименован в УАЗ, как, собственно, и автомобиль. Да, прародителем первых УАЗов был ГАЗ!
Звуковое сопровождение есть у многих экспонатов. Но имеется в музее и отдельный аудиоэкспонат - радио времен войны, которое в те годы транслировало боевые сводки. Сейчас с помощью этой аудиоточки можно услышать настоящие голоса ветеранов - воспоминания легендарных автозаводцев, фронтовиков. Особенность в том, что можно не только включить уникальные записи, но и подержать в руках сам экспонат. Ну и для полноты ощущений постоять рядом с предвоенным грузовиком повышенной проходимости ГАЗ-ААА, в те годы самым массовым в своем классе, а сейчас раритетом - до наших дней дошло всего пять таких автомобилей.
«Поражают масштабы музейных залов, насыщенных мультимедийными средствами передачи информации и представляющих блестящую коллекцию заводской продукции»!
ТАМАРА КОВАЛЕВА, председатель правления
региональной общественной организации
«Нижегородский центр поддержки и развития музеев»
Таким образом, в новом пространстве музея посетитель оказывается не на выставке автомобилей и вещей, а непрерывно перемещается по дорожке времени через все этапы 90-лет- него пути разных поколений автозаводцев.
ПРИКОСНУТЬСЯ В НЕВОЗМОЖНОМУ
После реконструкции почти у каждого экспоната в музее появились сенсорные экраны. Благодаря этому стали доступны большие объемы информации, фото и архивные документы, которые ранее хранились в запасниках. Например, можно погрузиться в оцифрованную инженерную документацию по ГАЗ-Ml и узнать всю историю создания автомобиля. Это делает музей интересным не только для широкой публики, но и для специалистов автомобилестроения.
На таких же экранах можно изучать и биографии знаменитых автозаводцев. Уникальность подхода в организации экспозиции газовского музея в том, чтобы не только показать автомобили, но и отразить судьбы людей, их создававших. Здесь эпохальное соседствует с бытовым: личные вещи, документы, предметы обихода как бы оживляют сами автомобили, делают их не просто продуктом промышленного производства, а творением рук человеческих.
УВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ
Здесь можно увидеть и все поколения «Волги», начиная с символа хрущевской оттепели с двадцать первой. И, конечно, знаменитые грузовики, в разные годы вытягивающие на себе стройки века: ГАЗ-51, ГАЗ-53, могучую «шишигу» и другие газовские автомобили поднимавшие индустрию и сельское хозяйство. По поверхности грузов, установленных в кузове, также идут видеохроники тех времен.
Полуторка ГАЗ-АА представлена не только отлично сохранившимся экспонатом, но и дополненной реальностью: надев VR-шлем, вы оказываетесь в цеху и видите выпуск машины на конвейере, слышите звук бомбежек завода в военные годы, холодом обдает вас лед Ладожского озера, где по Дороге жизни газовоская полуторка доставляла продукты и грузы в блокадный Ленинград, перевезла тысячи людей из замерзающего города...
Завершает автомобильную экспозицию современный модельный ряд ГАЗа. В этой части музея сосредоточился передовой автопром: среднетоннажник «ГАЗон», спортивный «Садко» и, конечно, семейство «ГАЗелей» - вся история создания народного грузовика, не имевшего аналогов в 1990-е, и лидера рынка коммерческих автомобилей дня сегодняшнего. Можно также посидеть за рулем самого нового автомобиля - «ГАЗели NN», не с помощью мультимедиа, а по-настоящему.
«К несомненным достоинствам нового музея следует отнести стилистическое единство и грамотную расстановку визуальных акцентов в экспозиции, сочетание натурных экспонатов и мультимедийных комплексов, построение композиций вокруг реальных автомобилей»!
АЛЕКСАНДР КАЗАРИН, член-корреспондент
Российской академии художеств
ОБРАЗОВАНИЕ: ПОПАСТЬ В ЗАПРЕТНЫЕ ЗОНЫ
Но, пожалуй, самая технологически продвинутая зона - образовательная площадка. Она занимает целый этаж и создана специально для развития и профориентации молодого поколения. Здесь можно ознакомиться со множеством профессий сферы автомобилестроения: инженера, логиста, сварщика, оператора конвейера, специалиста сервисных служб и тд. Выбирая на экране нужные опции, можно сконструировать свой автомобиль, и умная техника испытает его на треке.
А еще VR-технологии. Они позволяют попасть в мир производственных технологий ГАЗа. Конечно, на экскурсию на завод можно попасть и в реальности, но там нельзя участвовать в процессе сборки. В музее же можно все рассмотреть детально. А с помощью VR-шлемов - начать осваивать реальные профессии. Например, поработать сварочным аппаратом или проехать по цеху на погрузчике.
Конечно, музей - слишком узкое понятие для такого явления, как ГАЗ. Это школа воспитания подрастающего поколения, делающего первый шаг в профессию, и огромное поле самостоятельной работы для взрослых - как профессионалов, так и тех, кто просто любит историю и автомобили. Здесь можно увидеть, как из достижений прошлого рождаются технологии, устремленные в будущее.
Ольга Панова
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Музейный бум | Мухина Е. Музейный бум : [об обновленном Музее истории «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2023. – 2 февр. (№5). – С. 5. – (Путешествие во времени). |
2 | Пошли в музей! | Честнова, И. Пошли в музей! : [об открытии после реставрации Музея истории "ГАЗ"] / И. Честнова // Автозаводец. - 2022. - 29 сент. (№ 39). - С. 2-3. |
3 | Экспозиция будущего | Целибеев С. Экспозиция будущего : [о реновации Музея ОАО ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 12 авг. (№32). – С. 6. – (Проект). |
4 | Профессия – историк ГАЗа | Мухина Е. Профессия – историк ГАЗа : [к юбилею директора Музея истории ГАЗ Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2021. – 24 июня (№ 25). – С. 14. – (Юбилей). |
5 | Фан-зона в музее ГАЗа | Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2 |
6 | Музей аэропорта | Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017) |
7 | Музей авиации | Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017) |
8 | Самолет-самолет, забери меня в полет | Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017) |
9 | На урок в музей | Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2 |
10 | Музей профсоюзного значения | Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2 |