Самолет-самолет, забери меня в полет
В музей авиации Нижегородского аэропорта мы попали мимоходом. Но «мимоход» этот растянулся весьма надолго и существенно пополнил копилку впечатлений.
Сам музей небольшой и занимает, по сути, один большой зал. Но число ярких экспонатов зашкаливает.
— Как правило, я начинаю рассказывать с самого зарождения авиации, — говорит заведующий музеем Евгений Жиряков, — показываю схему мертвой петли Петра Нестерова, говорю о Валерии Чкалове, совершившем беспосадочный перелет из СССР в США. Кстати, знаете, как его называли? Небесный хулиган.
— Ну правильно, под мостом летать — вполне хулиганский поступок, — хвастаюсь я своими знаниями истории авиации.
Впрочем, Чкалов — это уже не зарождение, а развитие авиации. Первое регулярное пассажирское авиасообщение, между прочим, было открыто в 1923 году, по маршруту Москва — Нижний Новгород (и наоборот).
Вместимость «Юнкерсов Ф-13» была невелика, всего 6 человек, в Москве они взлетали с Ходынского поля, в Нижнем приземлялись на взлетно-посадочную полосу возле Московского вокзала. Вообще-то ВПП была весьма условной и представляла собой большое огороженное поле. Никаких бетонных плит или асфальта не было в помине, все это появилось гораздо позже.
— Летали самолеты только днем, — рассказывает Евгений Жиряков, — при этом не поднимаясь выше 700-800 метров.
— Боялись замерзнуть? — шучу я и неожиданно попадаю в точку.
— Да, первые самолеты не отапливались (но при этом летали и зимой), так что пилотам в обязательном порядке выдавали теплые валенки, тулупы и варежки, пассажирам — пледы, — отвечает Евгений Борисович. — Но главное — навигационных приборов практически не было. В общем-то, лучшим прибором тогда служила железная дорога. Летали четко над ней, сверяя свой курс с проложенными рельсами.
Ночные полеты начали практиковать лишь ближе к 40-м годам ХХ века, и то пилотам приходилась управлять самолетами вручную.
Современные автопилоты появились не так давно. В музее стоит фрагмент рабочего места пилота Ту-134, самолета, на котором хоть раз летал, пожалуй, каждый второй житель нашей страны.
Смотрю на стройные ряды кнопочек, тумблеров и датчиков и понимаю, что я бы не справилась с этим хозяйством никогда. Я бы просто не запомнила, какой тумблер что означает. А ведь их нужно включать-выключать в правильном сочетании, чтобы достичь нужного эффекта. По сравнению с этим «пультом управления» обычная автомобильная панель приборов выглядит как деревянные счеты рядом с суперкомпьютером.
— И все-таки у Ту-134 какие-то операции уже выполнялись в автоматическом режиме, — говорит Евгений Жиряков. — А вот самолетом Ан-2 нужно было управлять вручную. Смотрите сами! — и широким жестом он приглашает меня в узенькую кабину Ан-2, сохранившуюся в музее в полностью рабочем состоянии.
Первое, что поражает — не панель приборов и не говорящая рация (она настроена на волну аэропорта). Сиденья. В следующий раз, когда будете ругать неудобные сиденья в маршрутках (или, например, лавочки в поликлиниках), вспомните про пилотов Ан-2. Кажется, что низенькие, узенькие, жесткенькие стульчики делали для детей старшей группы детского сада — чтоб ребятишки отдохнули пару минут, и дальше играть. Ан нет. Для пилотов. Взрослых мужчин, которым приходится проводить в кабине по несколько часов. И они не жаловались на дискомфорт. Надо — значит, надо. И вот здесь уже обычные автомобильные кресла по сравнению с «пилотскими» выглядят как суперкомпьютер рядом с деревянными счетами.
Вытащить себя из музея удается с трудом. Здесь и реальные детали самолета, и разбитое стекло Ан-26, которое треснуло от того, что в него попала птица («Да, птицы очень мешают самолетами, — произносит Евгений Жиряков и тут же философски замечает: — Впрочем, многие говорят, что это самолеты мешают птицам»), и макет аэропорта «Стригино» с подсвечивающейся взлетно-посадочной полосой. Есть и черные ящики — которые, как замечает Евгений Борисович, немного не черные и чуть-чуть не ящики. Они — оранжевые шары, и этот факт известен почти всем. Но увидеть такой ящик вживую удается лишь посетителям музея. Мне удалось.
Светлана Иконникова
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Пошли в музей! | Честнова, И. Пошли в музей! : [об открытии после реставрации Музея истории "ГАЗ"] / И. Честнова // Автозаводец. - 2022. - 29 сент. (№ 39). - С. 2-3. |
2 | Экспозиция будущего | Целибеев С. Экспозиция будущего : [о реновации Музея ОАО ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 12 авг. (№32). – С. 6. – (Проект). |
3 | Профессия – историк ГАЗа | Мухина Е. Профессия – историк ГАЗа : [к юбилею директора Музея истории ГАЗ Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2021. – 24 июня (№ 25). – С. 14. – (Юбилей). |
4 | Фан-зона в музее ГАЗа | Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2 |
5 | Музей аэропорта | Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017) |
6 | Музей авиации | Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017) |
7 | На урок в музей | Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2 |
8 | Музей профсоюзного значения | Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2 |
9 | Едем дальше | Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7 |
10 | В память о воинской славе | Яковлева Г. В память о воинской славе : [об открытии музея боевой славы в Нижегородском индустриальном колледже в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2015. – 15 окт. – С. 5 |