Музей профсоюзного значения
10 мая 2016 года профсоюзная организация Горьковского автозавода отметит 85-летие со дня основания. В календаре юбилейных мероприятий значится событие, призванное объединить прошлое, настоящее и будущее. В учебном центре ГАЗа решено создать музей истории профсоюзного движения. Автозаводцев приглашают принять участие в формировании экспозиции.
— Славную историю нашей профсоюзной организации необходимо сохранить для будущих поколений, — считает инициатор организации музея, заместитель заведующего отделом оргработы профкома ОАО «ГАЗ» Татьяна Волынская. — Стечением времени все сложнее становится найти людей, документы и вещи, рассказывающие о том, «как все начиналось». И мы очень рассчитываем на помощь автозаводцев в комплектовании галереи нашей общей исторической памяти.
В частности, планируется создать книгу памяти. В ней будет собрана информация о лидерах профсоюзной организации разных лет.
По мнению Т. Волынской, экспозиция будет интересна не только профсоюзным работникам, но и всем автозаводцам, а также гостям нашей компании.
— В учебный центр приезжают люди со всей страны, здесь же проводятся различные конкурсы среди молодежи, встречаются ветераны завода. Все они — наши потенциальные посетители.
Оказывается, музей профсоюзного движения мог появиться еще 15 лет назад, к 70-летию профорганизации. Не случилось. Зато удалось открыть постоянно действующую выставку в музее истории Горьковского автозавода.
— За поддержку нашей просветительской миссии мы очень благодарны директору музея истории ОАО «ГАЗ» Наталье Колесниковой, — говорит председатель профкома автозавода Сергей Солодов. — Но мы мечтаем о полноценном профсоюзном музее. Пришло время оценить огромную работу предшествующих поколений, ветеранов профсоюзного движения, отдавших свои силы, знания и энергию делу служения людям труда. В этом благородном деле мы рассчитываем на помощь энтузиастов. Идею локального музея поддержали современные профсоюзные лидеры. Они уже ведут подготовительную работу в своих подразделениях, общаются с ветеранами, организуют сбор материалов.
— Такой музей, безусловно, нужен, — считает председатель совета молодежи профкома ООО «Автозавод «ГАЗ» Елена Загустина. — На нашем предприятии трудятся представители славных автозаводских династий, и, конечно же, любопытные свидетельства профсоюзного прошлого при желании можно отыскать в семейных архивах. Среди моих коллег уже есть те, кто с удовольствием передаст для «открытого доступа к истории» ветхий профсоюзный билет своего прадеда, советские почетные грамоты, фотографии ровесников заводского профсоюза. В свою очередь, профком Автозавода «ГАЗ» готов поделиться увесистыми кубками, завоеванными нашими предшественниками в спортивных соревнованиях.
Документы с историей
В ближайшее время 16 квадратных метров, отведенных под экспозицию на втором этаже учебного центра, предстоит отремонтировать и подготовить к размещению артефактов. А самый первый экспонат, копию бесценной реликвии, любезно согласилась предоставить директор музея истории ОАО «ГАЗ» Наталья Колесникова.
— У нас собрана обширная коллекция, иллюстрирующая деятельность профсоюзной организации на Горьковском автозаводе. Но из-за дефицита выставочного пространства мы не можем показать все, чем располагаем. На небольшой выставке, ставшей частью постоянной музейной экспозиции, представлена лишь малая часть профсоюзного наследия. Но даже по этим свидетельствам эпохи можно составить впечатление о деятельности самой массовой организации трудящихся на нашем предприятии. Одни только колдоговоры 1931 и 1933 годов чего стоят!
И на этих словах директор музея бережно достает из-за стеклянной витрины тематического комплекса ветхие брошюры, разрешая полистать поцарапанные временем страницы первых коллективных договоров автозавода им. Молотова.
Напомним, профсоюзы создавались в 30-е годы прошлого века. В то время ГАЗ еще только строился, и на возведении первенца российского автопрома трудилось 35 тысяч человек! К работам привлекалось несколько строительных организаций. Коллективный договор с ними заключал Автострой, выполнявший административные функции. Основная задача тех первых документов — обеспечить наиболее успешное выполнение заданий в области реконструкции народного хозяйства.
Время отразилось и на содержании первых колдоговоров. Например, в 1933 году работников завода именовали «рабочей силой», самозабвенно заботились о чистоте рядов и оберегали производство от классово чуждых элементов.
Вопросами обеспечения спецодеждой администрация и профсоюзная организация занимались еще в период строительства завода. В колдоговоре 1931 года встречаем исчезающую профессию «конюх». И вот как выглядел список предметов спецодежды для «водителя кобылы»: фартук брезентовый, блуза парусиновая, сапоги кожаные, рукавицы брезентовые, зимой дополнительно выдавались валенки, обшитые кожей.
Колдоговор 1933 года напечатан на плохой оберточной бумаге. Переворачивая шершавую грязно-серую обложку, видишь вкрапления опилок и чуть ли не куски дерева. Что тут скажешь — небогато жили первостроители завода...
— И еще одна любопытная деталь, — добавляет Н. Колесникова. — Колдоговоры 1931, 1933 и 1965 годов на хранение в музей передал Михаил Васильевич Драгунов. С 1935-го по 1937 год он возглавлял редакцию «Автогиганта» (так до 1946-го называлась газета «Автозаводец»), а позже работал заместителем начальника отдела научной организации труда и зарплаты. Этот человек стоял у истоков создания заводского музея, принимал активное участие в формировании коллекции. Именно Михаилу Драгунову мы обязаны и тем, что в фондах музея сохранился бесценный экспонат, также имеющий непосредственное отношение к профсоюзной организации Горьковского автозавода. Это подлинник письма Ромена Роллана от 30 июня 1936 года.
Французский след в истории завода
В своем письме французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе и ученый-музыковед Ромен Роллан откликнулся на поздравительную телеграмму, полученную от автозаводцев к своему 70-летию. Пространное послание он адресовал председателю заводского комитета, рабочим и инженерно-техническому персоналу Горьковского автомобильного завода им. Молотова. Кстати, в № 49 «Автогиганта» опубликован переводной вариант письма с факсимиле Р. Роллана. Обращают на себя внимание финальные строки текста, написанного 80 лет назад. В них авторитетный общественный деятель называет СССР общей родиной для многих стран, мечтающих стать частью великого союза.
Раритет очень давно не выставлялся — сотрудники заводского музея не могут лишний раз подвергать реликвию воздействию света. 29 января 2016-го исполнилось 150 лет со дня рождения Ромена Роллана. И, вполне возможно, скоро автозаводцы смогут увидеть рукопись французского писателя.
Р. Роллана связывала многолетняя дружба с представителями русской и советской культуры: он активно переписывался со Львом Толстым, общался с Максимом Горьким, на протяжении всей жизни глубоко интересовался историей России. Его жена Мария Кудашева — близкая знакомая русских поэтов Серебряного века Андрея Белого и Вячеслава Иванова.
Народная коллекция
Даже беглый взгляд сквозь толщу времени говорит о том, что коллекционное собрание на профсоюзную тему может получиться весьма обширным и интересным. Старые профбилеты, удостоверения, значки, письма, воспоминания, книги, одежда... Все это представляет ценность для истории. Потому желание создать профсоюзный музей, наполненный любопытными экспонатами, безусловно, оправдано.
— Музейная наука — дело очень непростое, кропотливое, ответственное, но исключительно важное, — считает директор музея истории ОАО «ГАЗ» Наталья Колесникова. — Энтузиастам, отважившимся сохранить историю профсоюзной организации Горьковского автозавода, желаю упорства, терпения и щепетильности в отборе материалов. Нужно помнить, что сформировать коллекцию недостаточно, главное — сделать так, чтобы музей жил, пользовался спросом, а фонды пополнялись ценными экспонатами.
Уже точно известно, что в новом музее найдется место огромному профсоюзному стягу, юбилейным часам, обмундированию участников молодежных форумов, подарочным упаковкам от детских новогодних подарков. И, конечно же, организаторы профсоюзного музея очень рассчитывают на помощь каждого. Оцените свои домашние архивы взглядом исследователя.
Вдруг среди старых вещей найдутся интересные предметы, документы, фотографии, плакаты, имеющие непосредственное отношение к деятельности профсоюзной организации Горьковского автозавода? Музей профкома непременно сохранит их для будущих поколений! Контактные телефоны: 8-951-917-74-13, 3-95-75, 295-90-97.
Ирина ЧЕСТНОВА
Фото из архива музея истории ОАО «ГАЗ»
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Пошли в музей! | Честнова, И. Пошли в музей! : [об открытии после реставрации Музея истории "ГАЗ"] / И. Честнова // Автозаводец. - 2022. - 29 сент. (№ 39). - С. 2-3. |
2 | Экспозиция будущего | Целибеев С. Экспозиция будущего : [о реновации Музея ОАО ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 12 авг. (№32). – С. 6. – (Проект). |
3 | Профессия – историк ГАЗа | Мухина Е. Профессия – историк ГАЗа : [к юбилею директора Музея истории ГАЗ Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2021. – 24 июня (№ 25). – С. 14. – (Юбилей). |
4 | Фан-зона в музее ГАЗа | Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2 |
5 | Музей авиации | Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017) |
6 | Музей аэропорта | Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017) |
7 | Самолет-самолет, забери меня в полет | Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017) |
8 | На урок в музей | Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2 |
9 | Едем дальше | Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7 |
10 | В память о воинской славе | Яковлева Г. В память о воинской славе : [об открытии музея боевой славы в Нижегородском индустриальном колледже в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2015. – 15 окт. – С. 5 |