«Волга» — наша «ласточка»

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Приближается 9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне, один из самых важных, трогательных и славных праздников. Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни:

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
10 мая — с 10:00 до 17:00
11 мая — выходной день
12 мая — с 10:00 до 17:00

С 13 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Кто-то верно подметил: умер Сталин, началась «оттепель», и в КБ ГАЗа начались работы над «Волгой»... Да, «Волга» — дитя «оттепели», это верно. К работе приступили в ноябре 1953 года. Главным конструктором машины, которая должна была сменить «Победу», назначили Александра Михайловича Невзорова, который ранее занимался компоновкой «ЗиМа». Его помощниками были Н. Юшманов и Г. Вассерман — все соратники и ученики Липгарта. Художниками машины были уже известный по работе над «ЗиМом» Лев Еремеев и более молодой специалист Борис Лебедев. Для машины разработали совершенно новый верхнеклапанный мотор с полусферическими камерами сгорания и цепным приводом распредвала. Сейчас цепные приводы считаются надёжнейшими, а в те времена, наоборот, были сырыми и с этим приводом конструкторы немало «пострадали». Спереди у нового автомобиля была использована «победовская» независимая подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Сзади — зависимая — мост на полуэллиптических рессорах. Первый опытный образец был изготовлен в 1954 году. Уже для этой машины Лев Еремеев создал знаменитую фигурку прыгающего оленя, которая потом стала символом ГАЗа. Начались испытания двигателя, но с новым «движком» не заладилось. Решено было вернуться к «победовскому» нижнеклапаннику, правда, двигатель для «Волги» модифицировали — увеличили объём до 2,436 л. (объём «победовского» — 2,1 л.) и получили мощность 65 л.с.. Для машины были разработаны две коробки передач: механическая трёхступенчатая и автоматическая гидромеханическая — планетарный редуктор с гидротрансформатором.

Первая «Волга» (со звездой на решетке радиаторе)

3 мая 1955 года три «Волги» ГАЗ-21 — одна с «механикой», две с «автоматом», отправились в пробег Москва-Крым. Это были государственные испытания. Многим тогда довелось увидеть красивые «диковинные» автомобили, оставляющие на месте стоянки лужицы машинного масла. Дело в том, что первые «Волги» были оборудованы экспериментальной централизованной системой смазки ходовой части. При нажатии водителем на специальную педаль, жидкое масло подавалось по системе трубок к 19 точкам смазки в подвеске автомобиля, орошая шарниры! Естественно, что машина оставляла после себя лужицы на асфальте! Конечно, такая экзотика не прижилась, — вы знаете, чем всё это закончилось — ЦСС упразднили, а то же множество точек смазки стало нужно регулярно «тавотить». Это знают все «волгари», потому что «тавотили» все «Волги» почти до наших дней.

В октябре 1956 года начался выпуск ГАЗ-21 на конвейере, правда, в начале в небольшом количестве — ещё шла доводка, а «Победу» продолжали выпускать параллельно с «Волгой» до конца 1958 года. Первая 21-я «Волга» образца 1956 года выглядела так. Облицовка радиатора — три хромированных толстых бруса, на центральном брусе — крупная пятиконечная звезда. По свидетельствам очевидцев, на госприёмке машины присутствовал маршал Г. К. Жуков, и именно он был инициатором украшения звездой передка машины. На торце капота была помещена хромированная фигурка скачущего оленя — очень красивая, но опасная штука: говорят, что этими оленями было убито немало пешеходов. Через год, после начала производства, к концу 1957 года, был доведён «до ума» новый верхнеклапанный мотор. Цепь из привода ГРМ выбросили, и распредвал вращался текстолитовыми шестерёнками, камеры сгорания были уже коническими. По сравнению с предшественником, это был крайне передовой мотор: он имел не чугунный, а алюминиевый блок с «мокрыми» гильзами — более лёгкая конструкция. Двигатель объёмом 2,445 л. развивал 70 л.с. при 4000 об./мин..

За год было продано около 700 машин с автоматической коробкой, все они, ДО ЕДИНОЙ, встали «на прикол». Дело оказалось «тухлым» — в стране не было высококачественного гидротурбинного масла (ныне ATF или Dexron), а от «веретёнки», которую пытались использовать, автомат выходил из строя. C 1958 года было принято решение снять с производства модификацию с «автоматом». В этом же году в продажу пустили новую модификацию — с обновлённой внешностью (решётка радиатора не с хромированными брусьями, а с вертикальными прорезями — «акулья пасть») и верхнеклапанным мотором. С новым мотором машина улучшила динамику на 11 секунд и разгонялась до сотни за 34 секунды. Максимальная скорость составила 130 км./ч. — больше, чем у 95-сильного «ЗиМа».

В том же 1958 году, Горьковский автозавод выставил на Всемирную выставку в Брюсселе целую экспозицию: ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52. И вот — триумф! Автомобили ГАЗа получили в Брюсселе Гран-при! С этого знаменательного события Горьковский автозавод стал фирмой с МИРОВЫМ ИМЕНЕМ. Начался экспорт! Этого на ГАЗе не было никогда. Русские машины были лучшими в мире. Даже если и не так (принимая во внимание США, которые не участвовали в конкурсе), то лучшими в Европе — это уж точно. 21-я «Волга» продавалась в 75 стран мира. Какое, вы думаете, было самое популярное такси в Афинах в 60-х годах? А вот и не угадали — не «Мерседес», а «Волга».

ГАЗ-21! Известен случай из прессы тех лет: в Бельгии «Волга», раскатившись с горки, врезалась в трамвай. Трамвай опрокинулся на бок. После этого в газетах шутили: «Русские танки в Брюсселе!». А шведы вообще прозвали «Волжанку» — «Танк во фраке». А у нас «Волгу» звали «Ласточкой»...

В 1962 году «Волга» подверглась рестайлингу: толстые перекладины радиатора заменили на тонкие — «китовый ус», с бамперов убрали клыки, а переднюю подвеску оснастили телескопическими амортизаторами. Передняя и задняя эмблемы были с небольшими изменениями позаимствованы у «Чайки». Эта модель называлась ГАЗ-21Л. Машина стала красивее и стройнее! В этом же году появился универсал — ГАЗ-22 и «скорая помощь» на основе последнего. Кроме этих моделей, в тираж пошёл новый автомобиль-такси с раздельными передними сиденьями. Это были последние серьёзные изменения в жизни 21-й «Волги». Были ещё изменения 1965 года, но они касались в основном двигателя — была увеличена мощность до 75 л.с.

В 1965 году Эльдар Рязанов снял свой знаменитый фильм «Берегись автомобиля», в котором всеми любимый страховой агент Юрий Деточкин фатально угнал автомобиль «Волга» ГАЗ-21Л (модель 1962 года) у жулика Димы Семицветова.

Приближался закат «Ласточки» — в 1967 году, когда «Битлз» напели «Сержанта Пеппера», была выпущена экспортная модификация ГАЗ-21УС — улучшенной отделки, эта машина и была последней в ряду 21-х — она выпускалась до 1970 года, когда ей на смену пришла «Волга», уже 24-я. Закончилась в жизни нашего народа эпоха «Ласточек» и началась чудовищно долгая и грустная эпоха «барж». До 70- х лет завод построил около 640000 машин ГАЗ-21. На этих машинах ездили лучшие люди нашей страны: космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов, балерина Майя Плисецкая, клоун Юрий Никулин и... страховой агент Юрий Деточкин, а также контрабандисты Геша Козодоев и Лёлик.

Да, чуть не забыл про «догонялку». В середине 60-х специально для КГБ была выпущена «Волга» ГАЗ-23 с двигателем V8, мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой от «Чайки». Впрочем, это уже была не «Ласточка», а «Носорог»...

C 1970 года на конвейер пришла «Волга» ГАЗ-24, а в стране наступил «развитой социализм» под руководством Л.И.Брежнева. Новая «Волга» уже не была лучшей машиной мира — только лучшей в «Соцлагере». ГАЗ-24 получила золотые медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 г.) и Лейпциге (1970 г.). Сама по себе «двадцатьчетвёрка» для своего времени была вполне передовой. К её конструированию причастны знаменитые конструкторы ГАЗа: А. Д. Просвирнин, Н. А. Юшманов, Н. Г. Мозохин, В. И. Борисов, Г. В. Эварт. Дизайн машины, как вы понимаете, делали уже совсем другие художники — Л. И. Циколенко, Н. И. Киреев, А. И. Мешков.

Двигатель новой машины — ЗМЗ-24 — родился в результате плавного совершенствования прежнего мотора ЗМЗ-21. При том же объёме — 2,445 литра, путём форсировки была получена мощность 98 л.с., но мотор требовал уже не 72-го, а 93-го бензина. Выросла и максимальная скорость — 145 км/ч. Тормозная система получила гидровакуумный усилитель — впервые на ГАЗе. Одновременно с базовой моделью сразу были созданы такси, пикап и универсал. Качество машин ГАЗ-24, выпущенных в 70-х годах, было очень и очень высоким: общеизвестен факт, что такси на базе 24-й — ГАЗ-2401 — выхаживали до 500000 км без капитального ремонта, при заявленном заводском ресурсе — 350000 км. После «Волги» ГАЗ-24 в нашей стране больше не строили легковых машин с таким ресурсом.

Тимофей МИТИН

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Под знаком цифровизации Целибеев С. Под знаком цифровизации : [о пребывании премьер-министра Михаила Мишустина на ГАЗе в дни проведения ЦИПР-2023] / С. Целибеев, Е. Мухина // Автозаводец. – 2023. – 8 июня (№ 23). – С. 1-3. – (Событие).
2 Сказка из железа и бетона Гусев А. Сказка из железа и бетона : [1 ноября 2021 года исполнилось 90 лет со дня окончания строительства первой очереди ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 4 нояб. (№ 44). – С. 5. – (Дата).
3 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
4 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
5 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
6 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
7 Классика жанра Целибеев С. Классика жанра : [автомобиль ГАЗ-51] // Автозаводец. – 2021. – 4 февр. (№ 5). – С. 6. – (Машины времени)
8 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
9 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
10 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).

Страницы