Создатели истории

Шерстинский В. Создатели истории : [о конструкторах ГАЗа Р.Я. Ушакове и С.И. Плеховиче] // Автозаводец. – 2018. – 18 сент. (№ 104). – С. 3

В сентябре коллектив КЭО-УКЭР Горьковского автозавода вспоминает о тех, кто создавал машины марки «ГАЗ», вошедшие в историю. Среди таких людей Рудольф Яковлевич Ушаков, которому 16 сентября исполнилось бы 80 лет, и Сергей Иванович Плехович, родившийся 18 сентября 1933-го.

ПЕРВОПРОХОДЕЦ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Рудольф Яковлевич Ушаков с 1972-го по 1996 год был заместителем начальника опытного производства УКЭР. Коренной горьковчанин с детства увлекался работой по дереву. Первое образование — столярно-плотницкое получил в техническом училище. В 1957-м молодой человек по распределению попал на Горьковский автозавод, в экспериментальный цех КЭО, где был назначен модельщиком. Рудольф Яковлевич занялся  изготовлением кузовных деталей.

В послевоенные годы страна испытывала серьезные трудности с продовольствием. Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур было решено осваивать целинные и залежные земли на южном Урале и в Казахстане. Туда активно призывали комсомольцев. Всюду создавались отряды целинников, в которые входили и автозаводцы. Рудольф Ушаков тоже отправился в Казахстан, где вместе со сверстниками строил совхозы, осваивал новые земли, собирал урожаи пшеницы. Его труд за эти годы оценили, вручив молодому специалисту медаль «За освоение целинных земель». Через несколько лет он вернулся в родной город. Рудольфа Яковлевича вновь приняли на модельный участок КЭО. Параллельно с работой он стал учиться на вечернем отделении Горьковского политехнического института по специальности «Автомобили и тракторы». Диплом инженера-механика получил в 1966-м, а вскоре был назначен сначала нормировщиком, потом мастером, чуть позднее — начальником участка. Рудольф Ушаков и его коллеги изготавливали оснастку для опытных образцов автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-66, ГАЗ-62, ГАЗ-56, ГАЗ-21 различных модификаций, ГАЗ-54, ГАЗ-24, ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-4301, ГАЗ-3301, ГАЗ-3302 «ГАЗель», специальных машин ГАЗ-71, ГАЗ-73, ГАЗ-4905 (БТР-70) и многих других. Рудольф Яковлевич Ушаков уделял немало времени общественной жизни, участвовал в спортивных заводских мероприятиях, делился опытом с начинающими коллегами.

Через некоторое время его назначили заместителем начальника опытного производства УКЭР по производству. На перспективного специалиста возложили ответственность за выпуск опытных образцов автомобилей и спецтехники.

Благодаря Рудольфу Яковлевичу в опытном производстве были внедрены новые технологии, материалы, освоено современное на тот момент оборудование, улучшена окраска опытных образцов изделий. В должности руководителя Р. Я. Ушаков работал до октября 1996 года. Он ушел из жизни скоропостижно. Но на Горьковском автомобильном его до сих пор помнят.

Рудольф Яковлевич — обладатель высоких наград: медалей «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», почетных знаков «Отличник соцсоревнования Министерства автомобильной промышленности СССР», «Ветеран автомобильной промышленности СССР». Его имя занесено в Книгу почета ГАЗа и УКЭР.

Светлая и добрая память об этом человеке — грамотном специалисте, умелом руководителе и организаторе — сохранилась в сердцах тех, кто работал с ним долгие годы.

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ

Сергей Иванович Плехович с 1988-го по 1994 год являлся главным конструктором электрооборудования КЭО-УКЭР. Выпускник механического факультета Горьковского политехнического института по направлению «Автомобили и тракторы», получивший диплом инженера-механика, тоже попал на ГАЗ по распределению. Его приняли в конструкторское бюро кузовов и поручили заниматься приборами, фарами, фонарями легковых и грузовых машин.

Сергей Иванович знакомился с новинками электрооборудования, изучал основы разработки криволинейных поверхностей кузовных деталей. Освоение этой теории очень помогло ему в будущем при отработке сопряжения узлов электрооборудования с кузовными деталями.

В 50-е годы прошлого столетия в СССР вышло несколько нормативных документов и ГОСТов, регламентирующих, в частности, остаточный уровень радиопомех в автомобилях. Сергею Ивановичу довелось разрабатывать схемы защиты приборов от помех. С повышением технико-экономических характеристик машин марки «ГАЗ» увеличилось количество приборов и устройств, а также их разновидность. Все они позволяли обеспечить надежную работу двигателей, безопасное движение транспорта, улучшить управление им и повысить уровень комфорта пассажиров и водителя.

В 1960 году Сергей Иванович вместе с коллегами перевелся в КБ электрооборудования, где довольно быстро прошел путь от инженера-конструктора до руководителя группы радио- и электрооборудования. Позднее С. И. Плехович возглавил КБ радио- и электрооборудования. Он участвовал в разработке новых узлов для автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-56, ГАЗ-62, ГАЗ-52, ГАЗ-66, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-14, ГАЗ-3102 «Волга» и многих других.

В 1988-м Сергея Ивановича Плеховича назначили главным конструктором электрооборудования. Он принимал дела у первого, легендарного руководителя коллектива Виталия Ивановича Борисова, который трудился на ГАЗе с момента создания конструкторского подразделения.

В новой должности С. И. Плехович продолжал участвовать в разработке узлов и электронных систем для автомобилей марки «ГАЗ». Он и его коллеги немало сделали для повышения степени стойкости регуляторов напряжения и защиты генераторов машин от грязи, улучшения стартерных характеристик аккумуляторных батарей различных типов. С. И. Плехович активно участвовал в процессе внедрения светотехники, соответствующей европейским нормам, новых электронных систем, звуковых сигналов.

Сергей Иванович был награжден медалью «Ветеран труда», почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР», «Отличник соцсоревнования Министерства автомобильной промышленности СССР», почетными грамотами Министерства автомобильной промышленности СССР. Ему неоднократно присваивалось звание «Лучший конструктор объединения». Имя С. И. Плеховича занесено в Книгу почета управления.

Сергея Ивановича не стало в 1995 году. Но его дело на ГАЗе продолжили ученики, среди которых Сергей Сергеевич Кузнецов, Александр Петрович Булавкин, Михаил Васильевич Каледин, Игорь Александрович Иванов.

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Автознаменитость Шерстинский В. Автознаменитость : [о конструкторе ГАЗа Н.А. Юшманове] // Автозаводец. – 2018. – 20 сент. (№ 105). – С. 3
2 Мечта сбылась Шерстинский В. Мечта сбылась : [об инженере-испытателе ГАЗ В.В. Гулине] // Автозаводец. – 2018. – 14 авг. (№ 89). – С. 3
3 Эксперимент – его стихия Шерстинский В. Эксперимент – его стихия : [о конструкторе ГАЗ Г.Б. Миллере] // Автозаводец. – 2018. – 4 авг. (№ 85). – С. 7
4 Создатель боевых машин Шерстинский В. Создатель боевых машин : [о конструкторе ГАЗа И.С. Мухине] // Автозаводец. – 2018. – 14 июля (№ 76). – С. 2
5 От катеров до автомобилей Шерстинский В. От катеров до автомобилей : [о конструкторе ГАЗа Г.В. Кондратьеве] // Автозаводец. – 2018. – 12 июля (№ 75). – С. 6
6 Призвание – испытатель Шерстинский В. Призвание – испытатель : [об инженере-испытателе ГАЗа В.А. Красильникове] // Автозаводец. – 30 июня (№ 70). – С. 7
7 Один из лучших конструкторов Шерстинский В. Один из лучших конструкторов : [о конструкторе ГАЗа С.Я. Когане] // Автозаводец. – 2018. – 21 июня (№ 66). – С. 3
8 Таким он человеком был… Честнова И. Таким он человеком был… : [к 120-летию со дня рождения знаменитого конструктора А.А. Липгарта] // Автозаводец. – 2018. – 19 июня (№ 65). – С. 3
9 Вслушиваясь в музыку мотора Шерстинский В. Вслушиваясь в музыку мотора : [о конструкторе ГАЗ Л.А. Горшунове] // Автозаводец. – 2018. – 9 июня (№ 62). – С. 2
10 «Победа» Липгарта Колесникова Н. «Победа» Липгарта : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2018. – 5 июня (№ 60). – С. 3

Страницы