Дети автозаводского Арбата

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
10 мая — с 10:00 до 17:00
11 мая — выходной день
12 мая — с 10:00 до 17:00

Степанова И. Дети автозаводского Арбата: [об истории пр. Кирова] // Народная весть. – 2004. – 3 дек. (№ 47). – С. 12-13

Проспекту Кирова пророчили большое будущее — он должен был стать Покровкой…

Первые застройки на Кирова начались в 30-е годы. Так называемый желто-бусыгинский квартал был спроектирован американской фирмой "Остин" — эти дома без преувеличения можно назвать памятником архитектуры. После желто-бусыгинских построек шли простые деревянные бараки. А чуть подальше, там, где сейчас находится рынок на Краснодонцев, ежедневно разворачивала свою работу настоящая ярмарка.

Под занавесом тайны

Имя Кирова этой улице дали не случайно. В ту пору Сергей Киров был настоящим героем-большевиком и кумиром советской молодежи. Огромная популярность этого человека привела к тому, что он стал неудобен. Такой конкуренции Сталин вытерпеть не мог. В 1934 году Киров был убит. Тогда, естественно, никто даже догадаться не смел об истинной причине трагедии. Похоронили большевика у кремлевской стены с большими почестями, и еще долго тайна его гибели находилась под завесой. А улицу в городе Горьком, как и в других городах страны, даже и не думали переименовывать. Для всех Киров был национальным героем, погибшим от руки врагов коммунизма. Кстати, именно в эти дни очередные серии киноромана "Дети Арбата", снятого по знаменитой книге Анатолия Рыбакова, рассказывают об этом периоде жизни страны и одном из своих героев — Сергее Кирове.

Большая деревня

Бывший начальник лаборатории конструкторско-экспериментального цеха ГАЗа Борис Греков многое может рассказать о тех временах.

— Кирова знали как лучшего большевика, и, конечно, гордились улицей названной в его честь, старались сделать ее красивой, — рассказывает он. — 70 лет тому назад улица напоминала большую дружную деревню. В бараках даже ночью не закрывали дверей. Люди пили чай прямо на улицах. А летом, душными ночами, спали во дворах на кушетках. На огромных железных калитках дворов (их ставили для красоты, а не от жуликов) любили кататься мы, тогда еще мальчишки. А улица утопала в липах и благоухала медом. Кружили пчелы, потому что во дворах люди держали целые пасеки... Теперь все не то: и люди стали замкнутыми, и улица поменяла свой облик до неузнаваемости.

Автозаводский паровозик

Вместо трамвая в 30-е годы по улице ездил настоящий паровоз. Именно таким образом на завод доставляли стройматериал. Чуть позже, когда завод заработал на полную мощь, по Кирова стал двигаться первый в районе трамвай — двенадцатый.

Туалеты — снести!

В 1935 году в наш город приезжал известный политический деятель Серго Орджоникидзе. Посмотрев на проспект Кирова, он всерьез озаботился жилищной проблемой автозаводчан. Деревянные сараи и туалеты на улице, протекшие крыши бараков и маленькие комнаты на несколько человек поразили его. Руководство завода схлопотало за бараки по полной программе, и уже через неделю в Доме техники висел готовый проект застройки — дома по типу желто-бусыгинского квартала должны были украсить всю улицу. Но — судьба распорядилась по-иному.

Сталинки и хрущевки

Все силы были брошены на фронт, и уж естественно, о застройках улиц не могло быть и речи.

В послевоенное время ещё несколько домов по проспекту Кирова удалось построить в прежнем стиле — четырехэтажки в стиле сталинского ампира, с колоннами и арками.

Ну, а во времена правления Хрущева строить стали пятиэтажные хрущевки. Они-то, по мнению ведущих архитекторов города, и испортили весь вид улицы.

— Улица Кирова, — рассказывает Александр Фокин, ветеран ГАЗа, посвятивший благоустройству района практически всю свою жизнь, — показатель неграмотности архитекторов. От эпохи бараков и от эпохи щитковых домов не осталось ничего. Но ансамбль желто-бусыгинской архитектуры нельзя было нарушать хрущевками ни в коем случае!

Но тогда у завода не было ни средств, ни времени строить что-то другое. Поэтому проспект Кирова так и остался памятником времени довоенной и послевоенной истории, своеобразным автозаводским Арбатом, и до сих пор сочетает в себе величие довоенного советского прошлого и серость послевоенного настоящего.

По одну сторону проспекта настоящие памятники архитектуры, по другую — безликие серые пятиэтажки.

Конечно, любое время устанавливает свои каноны — и в стиле одежды, и в стиле архитектуры, и в стиле самой жизни. Автогигант рос и развивался, новые люди приезжали работать на завод, обзаводились семьями. Понятно, что их надо было расселять, и уже не важны были ни дружественные связи, ни теплые отношения. И все же сегодняшние автозаводские старики частенько возвращаются в своей памяти назад, в то прошлое старых кировских бараков. А их внукам и правнукам сейчас и поверить трудно в то, что когда-то люди не закрывались друг от друга на мощные заграничные замки и жили как одна большая семья...

Ирина СТЕПАНОВА

Фото Владимир ЧЕСТНОВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15
2 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
3 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
4 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
5 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
6 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
7 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).
8 Суровая судьба Блюхера Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15
9 Эклектика на Бестужева Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15
10 В честь героя Ляхова Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15

Страницы