Акварельная терапия

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день
10 мая — с 10:00 до 17:00
11 мая — выходной день
12 мая — с 10:00 до 17:00

Зинина М. Акварельная терапия : [о художнике И.Н. Ворожейкине, участнике выставки «Рождественские мотивы» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2009. – 6 янв. – С. 2

Рождественские мотивы

В детстве он мечтал стать актером, затем военным. Став постарше, решил связать жизнь с речным флотом. Но, как говорится, если хотите посмешить Бога, расскажите о своих планах. Сейчас Иван ВОРОЖЕЙКИН — известный живописец, председатель секции графики нижегородской областной организации Союза художников РФ. Его работы находятся у ценителей живописи из России, США, Австралии и других стран. А до 20 января тонкие лиричные акварели Ворожейкина можно увидеть и в Автозаводском выставочном зале, в рамках экспозиции «Рождественские мотивы».

Волжский исток творчества

«Я родился с карандашом в руках», — с улыбкой говорит о себе Иван Николаевич. Но рисовать, не руководствуясь канонами живописи, все равно что производить автомобили, не зная технологии, — результат получается неказистый. А почерпнуть эти правила маленькому Ване было попросту негде — жили Ворожейкины в Ленинском районе, художественной школы поблизости не было. Естественно, без базового образования о художественном училище нечего было и мечтать.

— Тогда я решил стать речником, — рассказывает Иван Николаевич. — Поступил после школы в Горьковское речное училище, на отделение эксплуатации водных путей. Учился с полным ощущением того, что нахожусь на своем месте. Потом с удовольствием отработал несколько навигаций. Меня и сейчас переполняет гордость, когда весной вижу на реке первый теплоход. Возможно, именно благодаря волжским пейзажам я и стал художником. Волга была, есть и будет источником вдохновения для русских живописцев. И я такой не один — лично знаю многих речников, которые в свободное от работы время увлекаются искусством.

Но в середине 80-х для флота настали тяжелые времена, и с речной романтикой пришлось распрощаться.

Профессиональный путь Ворожейкина сделал крутой поворот — бывший речник решил стать... историком. Тогда страна переживала всплеск интереса к своему прошлому, получив ключ к большинству его загадок. Иван Николаевич поступил на истфак университета имени Лобачевского, а в свободное от учебы время продолжал писать картины. Он много времени проводил в библиотеках и архивах, уделяя особое внимание истории Нижегородского кремля, а затем воплощая его образ в своих картинах.

— Но быть «дилетантом от живописи» мне не хотелось, и я отправился за академическими знаниями в Москву, — вспоминает И. Н. Ворожейкин. — В 1998 году я окончил художественно-графический факультет Московского педагогического университета. В принципе, изучать искусство можно и самостоятельно. Но есть риск потратить на это всю жизнь, и я решил ускорить процесс, — улыбается он.

Живописный дуэт

Светлана, жена моего собеседника, — тоже художница. Но сопоставить ее дорогу в искусство с тем путем, что проделал муж, — все равно что сравнить прямую асфальтовую дорожку с извилистой горной тропой. Светлана Ворожейкина родом из Адлера, вся инфраструктура которого подчинена отдыху. Среди небольшого числа учебных заведений в этом курортном городке имелась художественная школа, ее-то Светлана и окончила. А потом были Городецкое художественное училище и худграф Чебоксарского пединститута. Светлана Ворожейкина в совершенстве владеет техникой батика. Ее яркие декоративные композиции всегда пользовались вниманием и симпатией зрителей. В отличие от жены Иван Николаевич воспевает российские красоты не в фольклорном, а в сугубо реалистическом ключе. Большинство пейзажей написаны им с натуры или по воспоминаниям. На картинах Ворожейкина — раздольные речные дали, лесные и луговые берега с лепниной городов и сел — неброская, но трогающая сердце красота исконной Руси.

— Моя песня — средняя полоса России: Волга, Ветлуга, Керженец. Еще люблю горные реки — например, Мзымту, — с теплыми нотками в голосе перечисляет он.

Акварельные пейзажи Ворожейкина написаны яркими цветовыми пятнами, чистыми и словно прозрачными, придающими его работам сходство с картинами Сурикова. Он пишет по влажному листу, использует и многослойную технику, что создает впечатление масляной живописи.

Как перехитрить... подсветку

Иван Николаевич участвовал во многих выставках, но рождественской симпатизирует особо. Этот вернисаж проводится уже 15 лет подряд, и каждый раз среди работ нижегородских художников можно увидеть картины Ворожейкина.

— Рождественская выставка очень важна для художников, которые являются выразителями традиционной духовности, тесно связанной с православием, — считает он. — Причем не важно, в каком жанре работает живописец. Я пейзажист и, создавая очередную картину, в очередной раз понимаю, что красота природы – это отражение воли божьей. Хочется поделиться своими чувствами с коллегами и зрителями, а эта выставка как раз предоставляет такую возможность...

— Посоветуйте нашим читателям, на какие работы стоит обратить особое внимание?

— Например, на картины Нины Ждановой. Она использует редкую технику — пишет акварелью по сырой бумаге. Материал довольно капризный, на пленэре не поработаешь, тем не менее Нина ухитряется писать великолепные лиричные пейзажи. Эту технику предпочитает Александр Терентьев, вот его работа — видите, какая тонкая, вдохновенная... Валерий Хазов — певец Большого Болдина, его акварели есть почти во всех пушкинских музеях нашей страны, а теперь их можно увидеть и в Автозаводском выставочном зале. Очень необычный пейзаж представил Александр Стариков. Сделаю небольшое отступление: я считаю, что Нижний Новгород испорчен вездесущей подсветкой...

Почему? Многим ночная иллюминация нравится — ярко, контрастно, современно...

— Возможно, но художники от этого не в восторге, потому что подсветка искажает естественный колорит. Раньше, помню, проснешься часика в три ночи, придешь на мост и наблюдаешь, как просыпается город. У меня тогда мастерская была на Рождественской, и я с замиранием сердца смотрел, как оживают улицы, пробуждаются храмы... А сейчас? Ночью светло, как днем, и естественная «аура» города деформирована. А Саша Стариков умудрился оставить искусственное освещение «за скобками» и создал прекрасный, «живой» пейзаж.

— Иван Николаевич, на ваш взгляд, на каком уровне находится графическое искусство в Нижнем Новгороде?

— Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, поскольку графика объединяет в себе несколько видов искусства: акварель, офорт, аквантина, гравюра и так далее. У них разные технологии исполнения, разные задачи, поэтому сложно подвести их «к общему знаменателю». Скажу одно: когда в сферу графики вторглись компьютерные технологии, искусство как таковое стало утрачивать социальную значимость. Сейчас молодежь учится прежде всего работать на компьютере, законы графики изучаются постольку поскольку, и все это называется модным нынче словом «дизайнер». Хотя последовательность должна быть противоположной — художник всегда сможет освоить компьютерные программы, а станет ли рядовой пользователь хорошим живописцем, это еще вопрос. Конечно, в Нижнем много художников, чьи работы являются блестящими образцами графики, — Мидов, Рыбаков, Фуфачев, Агудин, Быкова... Талантливых живописцев «старой закалки» много, а вот молодежь можно пересчитать по пальцам.

«Акварель — это хорошая девушка» — полагал шолоховский дед Щукарь. Ошибался, конечно, но общая позитивная тональность верна. Нежные чарующие пейзажи деликатно выдворяют из сердца сумятицу, создавая умиротворенно-лиричное настроение.

Хотите испытать на себе действие «акварельной терапии»? Добро пожаловать на выставку «Рождественские мотивы». Адрес: проспект Кирова, дом 6, Центр деловой и правовой информации. Напомню, экспозиция действует до 20 января.

Мария ЗИНИНА. • Фото автора.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Небо над Соцгородом Честнова И. Небо над Соцгородом : [об открытии выставки «Свой район» в выставочном зале ЦДПИ] // Автозаводец. – 2020. – 9 янв. (№ 2). – С. 19.
2 Живопись и самоирония Честнова И. Живопись и самоирония : [о выставке Липы Грузмана в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2018. – 29 мая (№ 57). – С. 3.
3 Визит нижегородского Пиросмани Штурмина Л. Визит нижегородского Пиросмани : [об открытии выставки работ художника Липы Грузмана в ЦДПИ] // День города. Нижний Новгород. – 2018. – 23-29 мая (№ 42). – С. 11
4 Арт-мир Андрея Сафонова Гусев А. Арт-мир Андрея Сафонова : [о выставке А. Сафонова в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2017. – 29 июля. – С. 7
5 Тепло души — в полотнах мастеров Кулькова И. Тепло души — в полотнах мастеров : [о выставке «Мы творчеством славим любимый район» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 7.
6 Путешествие в сказку Кей Н. Путешествие в сказку : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 5 августа (№30). – С. 34
7 Большое кукольное путешествие Большое кукольное путешествие : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 18 июля (№ 79). – С. 8
8 Словно брызги радуги Калюлина Г. Словно брызги радуги : [о мастер-классе В. Смирновой по созданию батика в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 2 июля (№ 72). – С. 6
9 Путешествие в цветные сны Кей Н. Путешествие в цветные сны : [о выставке В. Смирновой в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 17 июня (№23). – С. 34-35
10 Победа добра Калюлина Г. Победа добра : [об открытии выставки «Вечно славная Победа!» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 10

Страницы