Строкин Николай Иванович

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Николай Иванович Строкин (1906–1972гг.). «Если бы мне сейчас сказали: «Назовите еще человека на заводе, который был бы похож на Николая Ивановича Строкина», я бы растерялся. Нет у меня перед глазами такого человека, которого можно было бы поставить вровень с ним», — это слова И. И. Кисилева, бывшего Генерального директора ГАЗа».

«Родился я в 1906 году. В Москве, — писал в своей автобиографии Н. И. Строкин. — Отец — слепой музыкант, мать — хористка. Оба пели в церковном хоре. В 1919 году мать, тогда работавшая уже в Наркомфине, отправила меня и двух сестер в детскую сельскохозяйственную колонию, где мы учились и работали. В 1923 году я поступил в Московский механический институт, а в 1929 году пошел работать в Автострой. Меня откомандировали на строящийся автомобильный завод в г. Горьком». Так появился в Нижнем Новгороде Николай Иванович Строкин.

Сначала он работал инженером-руководителем работ по проектированию механических цехов. В 1932 году его в составе группы молодых специалистов отправили в США на заводы Форда обучаться. И уже здесь он был замечен. И кем — самим основателем фирмы. Строкину с большим трудом удалось получить разрешение на выезд из Америки обратно в Союз. После окончания стажировки его долго не выпускали. Причем, совершенно определенно, в этом был замешан сам Форд, который все делал для того, чтобы, грубо говоря, сманить «Строкина к себе на работу» (из воспоминаний И. И. Кисилева). Случай явно не рядовой.

Впрочем, Николаю Ивановичу все же удалось вернуться. Однако, когда спустя много лет, уже во времена Хрущева, он в составе советской делегации вновь приехал в США, «…Строкина обступили со всех сторон и просили, чтобы он вновь остался. Строкин, видя такую обстановку, попросился уехать от греха подальше» (из воспоминаний Ф. Д. Чинченко, бывшего главного инженера завода). Как оказалось, Николая Ивановича на «Форде» не просто приметили, а запомнили и лелеяли мечту «заполучить» его к себе. Классный специалист — что тут добавить.

Его ценили и в Советском Союзе. Маленькая деталь — в партию Строкин вступил лишь в 1950 году, в то время он работал уже главным инженером ГАЗа. Столь высокую должность Николай Иванович получил будучи беспартийным — нонсенс для советской эпохи. «Он видел те ошибки, которые допускались партийным руководством. Но ему казалось, что после войны все постепенно проходит. И только тогда он решил вступить в партию». (из воспоминаний Ф. Д. Чинченко).

Говорят, высокая должность, власть, развращают. С Николаем Ивановичем этого не случилось. «Он был настолько прост в обращении с людьми, что не чувствовался вес его должности. С ним можно было просто, сердечно поговорить» (из воспоминаний И. Г. Сторожко, ветерана завода). «Это было в начале 50-х. Стояла большая проблема: качество новой машины «Волги». Чувствовалось, что у среднего командного состава: начальников цехов, начальников ОТК не хватает знаний. Мы организовали курсы для них, и первым, кто записался на эти курсы, был главный инженер Строкин» (из воспоминаний Ф. Д. Чинченко). Тот самый Строкин, которого так мечтали видеть своим работником руководители «Форда».

В 1955 году Николай Иванович Строкин стал министром автомобильной промышленности, в 1957-м — заместителем председателя Госплана СССР. Он умер на работе, в 66 лет. «Мы прямо не подчинялись Строкину, — вспоминает Ф. Д. Чинченко, — но, несмотря на это, если нужно было решить какой-нибудь вопрос в Москве, обращались к нему. Последний раз — это был 1972 год. Меня вызвали по экономии металла. Я — к Николаю Ивановичу. Как инженер, он понимал, что экономить, не имея ничего, нельзя. Надо менять технологию, оборудование… Мы начали беседу, но Строкина срочно вызвали в комиссию партийного контроля поэтому же вопросу. Часа через два он вернулся, лицо у него было серо-зеленое. Я такого не видел никогда! Строкин говорит: «Знаешь что, Федор, ты езжай домой, сегодня мы с тобой не сможем поговорить». Я уехал. По дороге в Горький узнал, что ночью он умер от разрыва сердца». Н. Строкин умер в 1972 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о бывшем директоре Горьковского автозавода одна из улиц Автозаводского района была названа его именем.

За заслуги перед Родиной Николай Иванович Строкин награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и медалями.

Ссылки:

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Строкин Николай Иванович (1893-1980) Рубцов Б.И. Строкин Николай Иванович (1893-1980) // Улицы помнят их имена : Биографические очерки о людях, именами которых названы улицы Нижнего Новгорода / Б.И. Рубцов. – Н.Новгород, 2010. – с. 44
2 Директор завода, министр и просто хороший человек Колесникова Н. Директор завода, министр и просто хороший человек : [о Н.И. Строкине, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 2006. – 11 ноября (№ 172). – С. 3
3 Форд не хотел его отпускать Сторожук С. Форд не хотел его отпускать // Автозаводец. – 1999. – 20 февр. – С. 2
4 Он умел руководить и подчинять Седых М.В. Он умел руководить и подчинять : [о Н.И. Строкине, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 1991. – 14 ноября.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
6 Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный Алешин А. Виктор Коноваленко: всемирно известный и очень скромный // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 28 апр. – 4 мая (№ 32). – С. 22. – (Знай наших).
7 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
8 Легенда № 20 Гусев А. Легенда № 20 : [о знаменитом хоккейном вратаре В.С. Коноваленко] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6
9 Ценность для истории Честнова И. Ценность для истории : [о гашении конверта в честь 100-летнего юбилея бывшего директора ГАЗа И.И. Киселева] // Автозаводец. — 2017. — 7 окт. (№ 114). — С. 1.
10 Столетие легендарного директора Колесникова Н. Столетие легендарного директора : [о директоре ГАЗа И.И. Киселеве] // Автозаводец. – 2017. – 23 сент. (№ 108). – С. 7

Страницы