Социальное жилье: вчера и сегодня

Сысоева Е. Социальное жилье: вчера и сегодня [Электронный ресурс] : [интервью с С.В. Пословым о МЖК]. // Биржа плюс. – 2006. – 28 авг. – Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/dom/?12498 (Дата обращения: 13.01.2016)

В этом году нижегородской городской общественно-политической организации "Молодежный жилой комплекс "ГАЗ" исполнилось 20 лет. С момента образования МЖК многое изменилось, но и сейчас он продолжает работать, строить жилье и социальные объекты.

Как работал Молодежный жилой комплекс раньше и что он может предложить жителям города сейчас? Об этом мы беседуем с председателем МЖК “ГАЗ” Сергеем Васильевичем ПОСЛОВЫМ.

БОЙЦЫ-СТРОИТЕЛИ

— Расскажите, как был основан Молодежный строительный комплекс?

— В середине 80-х годов на Горьковском автомобильном заводе было достаточно много молодых работников, нуждающихся в жилье. МЖК был организован для того, чтобы они могли получить квартиры, работая на заводских стройках в районе. Сначала наиболее активные работники проходили курсы в ПТУ без отрыва от производства и получали строительные профессии. К концу 1985 года уже были обучены первые бойцы КМСО — комсомольских молодежных строительных отрядов (так они назывались). За два года работы на объектах строительства автозавода (тогда госпредприятие) молодежь зарабатывала себе квартиру. Зачастую работали по 10-12 часов на самых тяжелых участках. Стоит только вспомнить разгрузку 10 тысяч тонн цемента в мешках.

— Где были построены первые дома и социальные объекты?

— В районе 13-й больницы, это микрорайон “Аэродромный”, получивший наименование по названию близлежащей улицы. Такая тогда была традиция у проектантов. Это сейчас пошли звучные имена: “Медвежья Долина”, “Столичный”, “Окский”, а тогда все было попроще. Не было архитектурных изысков: строительный комбинат ЗКПД-1 выпускал стандартные панели, поэтому дома все получались похожими один на другой. Тогда, после организации МЖК, мы направили на комбинат 80 работников ГАЗа, чтобы увеличить выпуск панелей. Дополнительная продукция направлялась на строительство домов и социальных учреждений. В феврале 1986 года была забита первая свая дома на улице Аркадия Гайдара, а в декабре 100 молодых семей праздновали новоселье.

— Насколько было важно, что на заводских стройках работали “свои” люди?

— Когда формируется команда строителей — будущих жителей дома, — они могут посмотреть, что было запроектировано, чего не хватает. Например, в комплексе “Аэродромный” не было сберкассы, почты, недостаточно магазинов, служб быта. Мы их перед началом строительства предусмотрели. Когда начали строить школу № 58, выяснилось, что нужен четвертый этаж, потому что через три года всех школьников она не вместит. Мы уже знали возраст всех ребятишек и могли посчитать, когда кто пойдет в первый класс. Помимо классов мы расширили “эстетический блок”: зал хореографии, хорового пения, изостудии.

— Какие еще преимущества получили будущие жители Автозаводского района от организации МЖК?

— Один пример. Строительство жилых домов предусматривало тогда 50-процентную телефонизацию, согласно норме того времени. Мы настояли на том, чтобы трубы для кабелей были проложены ко всем домам на 100 процентов. Через два года в районе появилась новая телефонная станция, и жители домов сразу смогли получить номера и установить телефоны. А если бы труб не было, неизвестно, сколько бы им пришлось еще ждать. Это очень важно, что земельный участок под строительство отдается тем людям, кто в этом доме или в этом микрорайоне будет жить.

СПРАВКА

В состав МЖК входят три жилых дома на улице Гайдара, 18, 26 и 28 (в общей сложности на 1000 квартир), общественно-торговый центр, два детских садика (№ 18 и 90), школа № 58, физкультурный комплекс, ЖЭУ.

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

— Как изменилась деятельность МЖК в 1992 году, после того как у россиян появилась возможность приватизировать жилье?

— Стройки в 1992-1995 годах практически не было. Заводу было невыгодно вкладывать в строительство свои средства, потому что человек, получивший квартиру, мог приватизировать ее и уйти с завода. У ГАЗа было приостановлено строительство 16 домов. Мы объединились с другими жилищными комплексами России, поехали в Москву и с помощью Ельцина и Хасбулатова решили вопрос о выделении нам средств из федерального бюджета.

— На строительство жилья для работников автозавода?

— Да. Многие, кто отработал на стройке, не успели получить свои квартиры, и мы были обязаны их обеспечить жильем. Федеральные деньги, а также средства, которые добавил завод, помогли нам достроить пять подъездов в доме на улице Гайдара, 26. А оставшиеся четыре подъезда, построенные до 4-го этажа, простояли еще четыре года. Тех денег, которые выделяла Федерация, не хватало. Тогда мы договорились с ЗКПД-4, привлекли его как дольщика, забрали дом у автомобильного завода и достраивали его уже своими силами. Те, кто работал в строительных отрядах завода, получили в этом доме в 2005 году бесплатно 28 квартир.

НОВОЕ ЖИЛЬЕ

— Сейчас МЖК занимается строительством?

— Да. Последние два подъезда жилого дома на ул. Гайдара, 26 (угловой дом-пристрой), приходится перепроектировать, так как ЗКПД-4 обанкротился, и вместо панельного дома будет уже кирпичный 14-этажный. Но это к лучшему: кирпичный дом намного комфортнее. Проектирует дом Мастерская Борисюка. Мы рассчитываем сдать его на следующий год. Рядом еще одна строительная площадка, мы надеемся к концу года получить паспорт и разрешение на строительство. Это будет двухподъездный дом в 16 этажей. У нас, кстати, много заявлений от детей тех, кто участвовал в строительстве Молодежного жилого комплекса 20 лет назад.

— Есть ли у вас в планах еще какие-нибудь объекты, помимо жилых домов?

— Да, существует проект торгового центра, который появится недалеко от новых домов. Остался еще с конца 80-х годов незавершенный физкультурный комплекс. Спортивный зал был построен и работает, а вот для 25-метрового бассейна были сделаны только фундамент и каркас здания. Пока в районе, насчитывающем 320 тысяч жителей, бассейн только один, и второй на юго-западе района, безусловно, нужен.

— Теперь вы — коммерческая организация?

— Нет, мы не обычные застройщики, которым нужно только строить и продавать жилье. Жилье теперь и у нас будет коммерческим, так как появилась жилищная собственность. Но мы надеемся, что и сейчас МЖК сможет помогать жителям Автозаводского района. У нас есть опыт участия в федеральной программе “Молодой семье — доступное жилье”, так что мы с удовольствием будем помогать молодым автозаводцам. В новом доме мы планируем открыть муниципальную женскую консультацию. Конечно, проще отдать первые этажи под магазины, офисы. Однако где же тогда оказывать помощь молодым семьям, повышать рождаемость? И общественно-торговый центр хотим сделать удобным для посещения людей: продумываем его структуру сами с привлечением ассоциации предпринимателей Автозаводского района. Им пора переходить из мини-маркетов в стационарные магазины, более функциональные и удобные для торговли и сферы услуг. Изменились экономические отношения, завод уже не занимается строительством, заканчивать комплексную застройку микрорайона приходится нам.

ДЛЯ СПРАВКИ

По федеральной программе “Молодой семье — доступное жилье” семьи могут получить либо субсидии (от 5 до 70 процентов от стоимости жилья в зависимости от своих доходов), либо снижение процентной ставки банка на получение кредитадля покупки квартиры.

Беседовала Елена Сысоева

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
2 История создания МЖК в Автозаводском районе Нижнего Новгорода История создания МЖК в Автозаводском районе Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. // LIVEJOURNAL. – 2012. – 23 нояб. – Режим доступа: http://mgkgaz.livejournal.com/968.html (Дата обращения: 13.01.2016)
3 Жильё для молодых Сторожук С. Жильё для молодых : [о МЖК в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2007. – 12 дек. – С. 6
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
5 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
6 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
9 Соцгород Автозавода Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.
10 Окнами на Оку Смирнова Л. Окнами на Оку : [о микрорайоне «Юг» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 16 апр. (№ 42). – С. 7

Страницы