Соцгород Автозавода

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.

Соцгород Автозавода расположен в центре Автозаводского района, который находится в Заречной части города, в его южной части. На 2016 год население Автозаводского района составляло 300 436 человек. Это самый большой по численности населения район Нижнего Новгорода. Соцгород совпадает с границами исторической территории Нижнего Новгорода «Соцгород Автозавода». Возник он на месте деревни Монастырки на низком левом берегу Оки в связи со строительством Горьковского автомобильного завода, который вступил в строй в 1932 году. В настоящее время историческая территория «Соцгород» входит в состав Автозаводского района наряду с основными микрорайонами и жилыми массивами (Нагулино, Доскино, Мончегорский, Северный, Гнилицы, Стригино). Это один из самых молодых районов древнего города.

Рельеф застроенной территории спокойный и не имеет явно выраженного уклона, поэтому основные визуальные связи и бассейны видимости исторической застройки района определяются традиционно с перекрестков и вдоль основных направлений, а также вблизи парка и сквера около Дворца культуры. Историческая застройка не имеет обособленных градостроительных высотных доминант; при этом наблюдаются небольшие архитектурные акценты локального характера. Новыми доминантами стали односекционные жилые дома по Молодежному проспекту и построенный в 2000-е годы жилой комплекс на том же проспекте напротив радиусного дома. В системе современного города Нижнего Новгорода функциональное значение исследуемой территории в целом не претерпело существенных изменений. На этой территории наблюдается принцип преемственности использования жилой территории, исторически связанной с существующим поблизости автозаводом.

В 1925 г. страна вступила на путь индустриализации, которая и стала определять основное содержание градостроительства. В 1929 году в стране был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства. В нем предусматривалось строительство новых городов и крупных промышленных центров, реконструкция старых, жилищное строительство. В Советском Союзе началось сооружение гигантов советской индустрии: Нижегородского автозавода, Магнитогорского и Новокузнецкого металлургических комбинатов, Сталинградского тракторного завода, Днепрогэса и др. При них вырастали новые социалистические города. Был проведен ряд всесоюзных конкурсов на их проектирование. Поиски архитекторов были направлены на решение социальных проблем и коренное улучшение жизни всего народа. Это обстоятельство выдвигало на первое место преобразовательную функцию архитектуры — решение проблемы социальных преобразований, связанных с необходимостью комплексного создания благоприятных условий труда, быта и отдыха, что означало тогда полную революцию во взглядах на архитектуру. Однако ясного представления о существе этих проблем у большинства архитекторов не было.

Поэтому наряду с решением совершенно конкретных задач текущего строительства, где конкретная экономика четко очерчивала границы возможного, возникали смелые идеи, которые характеризовали только личный творческий потенциал их авторов и были оторваны от содержания и форм социалистической действительности. Вокруг проблемы строительства соцгородов в стране развернулись широкие дискуссии. В это время было написано большое количество статей и создано множество градостроительных проектов.

Теоретические концепции, планировочные схемы, конкретные проекты соцгородов и соцпоселков широко обсуждались архитектурной общественностью. Сторонники концепции «соцгорода» видели основу социалистического расселения в создании компактных поселений при строящихся промышленных предприятиях. Соцгород рассматривался как поселение с обобществленным бытом, коллективными формами жилища, как градостроительное образование (город-коммуна), состоящее из типовых структурных элементов — жилых комбинатов, рассчитанных на две-четыре тысячи человек. Жилкомбинат рассматривали и как разросшийся до масштаба квартала дом-коммуну, и как городской квартал, жилые и общественные здания которого соединены переходами. Идея создания соцгородов из отдельных жилых комбинатов получила в годы первой пятилетки широкое распространение. В 1929 г. Нижний Новгород стал одним из центров притяжения новых архитектурных замыслов. Поскольку уже в первые послереволюционные годы около Нижнего Новгорода находились мощные производительные силы, организовывались промышленные узлы, то именно индустриализация способствовала концентрации небольших городов вблизи крупного промышленного центра и созданию взаимосвязанных населенных мест. Спокойный рельеф левобережья между Волгой и Окой также обеспечил создание и развитие новых соцгородов и соцпоселков.

Строительная площадка для гиганта-автозавода и соцгорода при нем была выбрана на низком левом берегу реки Оки на пустыре вблизи деревни Монастырки. В проектах города-коммуны «должны быть предусмотрены материально-технические условия для социалистической перестройки быта», — писали в то время. Всесоюзный конкурс на проектирование соцгорода при автозаводе на рубеже 1929-1930 гг. отразил формировавшиеся в тот период принципы советского градостроительства. Конкурсные проекты позволяют ознакомиться с градостроительными концепциями различных творческих группировок. Материалы по рассмотрению проектов имеются в Центральном архиве Нижегородской области. При всей своей схематичности они носили поисковый, экспериментальный характер. Основу всех проектов составляла идея четкого функционального зонирования территории. Выделялись жилая, промышленная, парковая зоны и общественный центр. Особый интерес для современного градостроительства представляет концепция зонального города Н. А. Милютина, которая относится к наиболее перспективным в градостроительной теории XX века. Она нашла свое отражение в проектном предложении для соцгорода Автозавода в Нижнем Новгороде, выполненном Н. А. Милютиным в 1930 г. (поточная схема планировки соцгорода и автозавода). Он предлагал зонирование территории нового города в виде параллельных полос, которые располагались в следующем порядке: территория железнодорожных путей; зона производственных и коммунальных предприятий, складов, станционных сооружений, а также связанных с ними научных и технических учебных заведений; зеленая полоса (защитная зона) с шоссейной магистралью; жилая зона; парковая зона с учреждениями для отдыха, площадками для физкультуры, водным бассейном; зона садовых и молочно-огородных совхозов. «Каждый населенный пункт мы должны рассматривать как единое целое, в котором наиболее разумно, рационально, целесообразно располагаются и увязываются между собой его основные части: промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, энергетика, управление, быт, воспитание, учеба», — писал Н. А. Милютин на страницах своей книги.

Так идея постройки города-коммуны возникла в СССР именно в недрах «Автостроя» — соцгорода при Автозаводе на р. Оке рядом с Нижним Новгородом. Проектирование города-коммуны предусматривало решение целого ряда основных вопросов быта: проблему семьи, проблему раскрепощения женщины от домашнего хозяйства и вовлечение ее в производство, проблему общественного воспитания детей, общественного питания, культурно-воспитательной работы, проблему жилья и ряд других.

Всесоюзный конкурс на проект соцгорода при автогиганте в Нижнем Новгороде в 1929 г. был самым представительным из когда-либо проводившихся в городе архитектурных конкурсов и по числу участников, и по количеству представленных проектов. В конкурсе приняли участие зодчие Московского архитектурного общества (МАО), Ассоциации революционных урбанистов (АРУ), Объединения современных архитекторов (ОСА), архитектурные факультеты Московского высшего технического училища (МВТУ) и Художественного института (ВХУТЕИН), Цекомбанк, а также американская фирма «Остин компани», проектировавшая автозавод. В конкурсных предложениях зарождалось новое понимание города не как сложившейся законченной формы компактного поселения, а как динамически развивающегося в пространстве и времени организма.

В результате конкурса был принят проект, выполненный коллективом из 18 студентов МВТУ (членов ВОПРА) под руководством архитектора А. Г. Мордвинова. В основе планировки лежала схема, основанная на трех магистралях, одна из которых имела значение парадной улицы, а две другие связывали соцгород с окружающими поселениями и с окским берегом. Территория между магистралями разбивалась на равные прямоугольные участки, занятые кварталами. В проекте отражено стремление авторов предоставить возможность каждому жителю пройти или проехать по кратчайшему пути к месту работы. Все улицы направлены по диагоналям к заводской территории. В центре города парк, который связан с зоной отдыха на берегу реки Оки. Каждый из кварталов озеленен. Внутри квартала — два дома-коммуны. Во избежание монотонности застройки авторы предлагали в качестве интересного дополнения к общей композиции квартала ряд беседок, киосков, и малых архитектурных форм. При рассмотрении и утверждении проектов соцгорода А. П. Иваницкий дал следующую оценку проекту МВТУ: «Проект планировки разумен, прост и экономичен, организует удачно график движения к заводу и окрестностям, дает основу широкой и вместе с тем четкой организации обобществленного быта. Проект жизненный и принципиально верный». Планировка города, разработанная коллективом МВТУ, была признана наиболее целесообразной, так как предусматривала удобные связи населения с производством, с зоной отдыха, а также удачно решала транспортную проблему, наиболее экономичное решение домов-коммун. Академик архитектуры А. В. Щусев, участвовавший в рассмотрении конкурсных проектов, дал им высокую оценку и отметил, что в теперешних условиях всякий конкурс, прежде всего, является общественной работой по выработке идеи социалистического строительства городов. «Проекты поселка при Нижегородском Автозаводе были самыми важными из всего, что было сделано в архитектурном воплощении общей идеи соцгорода», — отмечала известный искусствовед В. Э. Хазанова. Проведение конкурса на проектирование соцгорода при автозаводе имело большое значение. Весь материал и накопленный опыт пригодились при дальнейшем проектировании и строительстве соцгородов в стране. Хотя целый ряд предложений оказался оторванным от возможностей тех лет, а порой и просто утопией, в них, тем не менее, были заложены теоретические основы советского градостроительства. Многие из них представляют большой практический интерес и для современной градостроительной науки и практики.

Ситуационный план начала 1930-х годов ярко демонстрирует, что площадь нового строящегося Соцгорода Автозавода превышает территорию, которую занимает Нижний Новгород в нагорной части. От конкурсных проектов зодчие перешли к реальному градостроительству, на практике делались попытки осуществить идеи организации принципиально новой жизненной среды. Следующим этапом после конкурса в 1930-1931 гг. стала разработка планировки города московским архитектором А. Э. Зильбертом на основе проекта МВТУ — он попытался развить новые принципы организации пространства, предложенные в конкурсных проектах. Архитектор сохранил планировочную схему с тремя пересекающимися магистралями и общественным центром на стыке трех функциональных зон (производственной, селитебной и зоной отдыха) с учетом его одинаковой доступности из разных кварталов города. Парк также занимал доминирующее положение в структуре города. На его территории был запроектирован спортивный центр с большим стадионом, летний театр и ряд культурных учреждений. Каждый жилой квартал состоял из двух линий домов. Во внутренней части квартала располагались детские дошкольные учреждения и зеленая зона. В Соцгороде 30% всей площади занимали зеленые насаждения, по сравнению с 0,5% — в старом Нижнем. Жилая территория была отделена городской магистралью с зелеными насаждениями по ее сторонам от промышленной зоны. Магистраль, идущая параллельно реке Оке, удобно связывала соцгород с Нижним Новгородом (с 1932 года — городом Горьким). Жилая зона его представляла собой благоустроенную озелененную территорию, разбитую на ряды прямоугольных кварталов в соответствии с рельефом местности. Здесь применен укрупненный тип квартала, рассчитанный более чем на две тысячи жителей. В основу организации жилой зоны была положена регулярная схема. Прямоугольно-параллельная сетка улиц членит ее на крупные квартальные массивы и обеспечивает кратчайшие подходы к заводу. Здесь запроектированы широкие улицы-бульвары с проезжей частью.

Город представлял единый комплексный организм. Здесь был применен принцип новой организации быта в виде дифференцированной, ступенчатой системы общественного обслуживания. Первоначально, по проекту Мордвинова, каждый жилой комбинат (так назывался крупный по размерам дом-коммуна), которыми предполагалось застроить город-коммуну, был дифференцирован по возрастам на семь корпусов, связанных крытыми переходами между собой, с культурным центром и детскими учреждениями. В центре комбината располагался корпус для школьников, где на втором этаже размещались кружковые комнаты. Помещения этого этажа являлись продолжением клуба и связующей частью с корпусом детского сада. С обеих сторон корпус школьников фланкировался корпусами молодежи и далее двумя корпусами для взрослых, имеющих детей. Последние корпуса были связаны переходами с яслями, размещенными в двух отдельных блоках. В состав культурного центра входил вестибюль с гардеробом, холл с почтово-телеграфным отделением, киосками для предметов первой необходимости, столовая, зал собраний, физкультурный зал, библиотека-читальня. Размещение отдельных блоков представляло в общем логичную функциональную схему, но авторы проекта не добились различной пространственной характеристики блоков с различными возрастными группами, снизив тем самым выразительность принятой композиции. Переходы по второму этажу опирались на столбы, что давало возможность видеть пространство озелененного и благоустроенного двора с детскими игровыми площадками. Весь жилой комбинат был рассчитан на 1370 человек. Архитектор А. Э. Зильберт, который дорабатывал проект МВТУ, предложил построить часть домов с полным обобществлением быта, а часть — квартирного типа — в расчете на то, что их можно было бы легко при желании жителей перестроить в дома-коммуны. В целях экономии средств он предложил строить дома не из семи, а из пяти четырехэтажных корпусов. В квартале располагалось по два жилых дома-коммуны (каждый на 1000 жителей). В структуру дома-коммуны входили детские сады и ясли. На проспекте Жданова (ныне пр. Молодежный) был построен первый дом-коммуна, который состоял из пяти параллельных жилых корпусов, соединенных между собой переходами на уровне второго этажа, а также связанного с объемом клубного корпуса. Детские блоки не были осуществлены строительством, были выполнены только фундаменты. Здесь по проекту предусматривалось расселение жильцов по возрастам. Каждый жилой блок имел коридорную планировочную структуру. Вдоль коридора по обе стороны размещались жилые комнаты на 9, 13 и 23 кв. м. Помещения общего пользования находились в конце коридора. В настоящее время жилые корпуса отданы под административные учреждения и гостиничные номера. В общественно-культурном секторе долгое время с успехом функционировал Дом культуры школьников.

Сеть обслуживания дополнялась межквартальными учреждениями: банями, прачечными, фабриками-кухнями, предприятиями торговли и питания. Между параллельными жилыми корпусами имелись физкультурные и игровые площадки. В эту первичную систему обслуживания входили и клубы, расположенные в структуре дома-коммуны. Ее дополняли различные социально-культурные учреждения (киноконцертный зал, Дворец культуры), расположенные в общественной зоне. В жилой зоне выделялись школьные учреждения, спортивные со стадионами. Самым важным было комплексное решение застройки. Соцгород был построен вблизи реки Оки, вблизи лесного массива — Стригинского бора, который рассматривался как место отдыха жителей города. В центре Соцгорода был разбит городской парк. Жилые корпуса строились перпендикулярно к магистралям (строчная застройка), что создавало идеальную проветриваемость дворовых пространств.

Ансамбль кварталов и всего Соцгорода в целом слагался из однотипных стандартных элементов, что диктовалось условиями массового строительства. Активная роль отводилась зелени, сочетаемой с геометрией строгих архитектурных форм. Проект соцгорода создавался как образец нового социалистического быта с развитым культурно-бытовым обслуживанием и высоким уровнем благоустройства. Система культурного обслуживания намечалась на разных уровнях: это были красные уголки в домах-коммунах, клубы в структуре домов-коммун, Дворец культуры с театром, кино, кружками для художественной работы, с библиотекой. Установка проекта была на стопроцентный охват населения общественным питанием: столовые в домах-коммунах, фабрика-кухня для их обслуживания.

Осенью 1930 г. по проекту А. Э. Зильберта началось строительство города на 50-60 тысяч жителей. Но уже в начале 1930-х гг. наметился отход от коридорных домов-коммун (сыграло роль постановление ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта» от 16 мая 1930 г.). В Соцгороде прекратилось экспериментальное строительство ортодоксальных домов-коммун. Задуманное в проекте функционирование домов-коммун нарушилось. Дом-коммуна перестал существовать как единый организм и превратился в неудобное для жизни семейное общежитие. Жилые корпуса стали перестраивать в обычные секционные четырехэтажные дома, образующие строчную застройку.

Сроки строительства жилых домов нарушались, при остром недостатке в жилищах дома заселялись еще до окончания всех строительных работ. Намеченные проектом нормы не соблюдались. Фабрика-кухня, которая должна была обслуживать питанием жильцов домов-коммун, была начата строительством только в 1931 г.

Дома-коммуны отражали дух своего времени. Они были важным этапом в становлении советской архитектуры и ярко характеризовали социальные поиски архитекторов при строительстве массового жилья. Но скоро расчеты были опровергнуты жизнью. Из-за недостатка материальных ресурсов ВСНХ предложил перейти на строительство домов облегченного типа. В 1931 г. в Нижнем Новгороде была разработана программа строительства одноэтажных деревянных домов. Возможности выполнить ее также не было. Трест «Стандартгорпроект» предложил повысить их этажность до двух этажей и застроить ими квартал в северной части Соцгорода. Таким образом, переход на барачное и облегченное строительство оказался вынужденным.

В этом же году в юго-восточной части Соцгорода ближе к берегу р. Оки был построен временный «американский» поселок для расселения приглашенных на строительство ГАЗа американских специалистов с семьями. В нем проживало 1600 человек. Приокский поселок занимал территорию в 21 гектар и состоял из 30 одно-двухэтажных и трехэтажных деревянных каркасных оштукатуренных домов типа «коттедж», а также дома директора и дома финской коммуны «Цемент». Здесь же размещалась интернациональная школа, клуб, детский сад, магазины (промтоварный и продуктовый), ресторан, медпункт, баня, котельная. До настоящего времени строения поселка не сохранились. В начале 1932 г. «Стандартгорпроект» выполнил новый на основе проекта А. Э. Зильберта, но на 80 тысяч жителей. В 1933 г. коллектив «Горстройпроекта» под руководством архитектора Д. С. Меерсона приступил к разработке планировки города уже на 125 тысяч жителей. По замыслу автора, дальнейший рост Соцгорода шел в сторону современного Канавинского района города Горького.

К этому времени застройка северной части Соцгорода уже была осуществлена (восемь кварталов и школьная зона между ними), по основным улицам были проложены коммуникации, выстроены общественные здания, расположенные в наиболее ответственных местах города (клуб с домом-коммуной, поликлиника, фабрика-кухня, хлебозавод, прачечная, бани и т. д.). В результате дальнейшего совершенствования проекта застройка Соцгорода получила выход к р. Оке. В проекте Д. С. Меерсона 1934 г. сказался уже реальный опыт градостроительства тех лет, тогда как архитектурные конкурсные проекты в своих решениях несли определенную абстрактность и концептуальность. Был пересмотрен централизованный характер коммунально-бытовых предприятий по обслуживанию жителей, от установки на стопроцентный охват населения общественным питанием отказались. Была намечена сеть детских учреждений с учетом детей, живущих в квартирных домах.

Сравнивая проекты А. Г. Мордвинова, А. Э. Зильберта и Д. С. Меерсона, можно отметить, что все они имеют общие черты, но проект Меерсона отличается своим архитектурно-планировочным и градостроительным решением. Сохраняя четкость функциональных качеств предшествующих проектов, Д. С. Меерсон сообщил генплану черты художественной выразительности, что было связано с общим изменением творческой направленности советской архитектуры. Наметился переход от строчной застройки к квартальной. Квартал строился как социально организованный организм. Несколько жилых домов с первичным бытовым обслуживанием образовывали жилой комплекс. Несколько кварталов образовывали район, который имел дополнительное общерайонное обслуживание. Районы объединялись рядом общегородских сооружений в единый город. То есть появлялся принцип ступенчатого обслуживания населения: квартальное, районное, городское.

Этот прогрессивный опыт подготовил позднее появление современных микрорайонов. Недалеко от заводской площади был построен учебный комбинат автопромышленности, проект которого был разработан архитекторами Г. Б. и М. Г. Бархиными, что позволяло теоретическую подготовку кадров связывать с производством. Схема транспорта решалась с таким учетом, чтобы расстояние от жилых домов до автобусных и трамвайных линий не превышало 500 метров. Соцгород впечатлял своими перспективами широких проспектов и бульваров, большим пространством площадей и внутриквартальных дворов. Таким образом, новые принципы социалистического градостроительства отразились в планировке и застройке Соцгорода.

В середине 1930-х гг. Горький представлял собой город-«созвездие», образованное самостоятельными, территориально изолированными районами: Автозаводским, Сормовским, Канавинским, а также рядом мелких разобщенных поселков. В дальнейшем эти территориальные разрывы между районами постепенно заполнялись аморфной малоэтажной застройкой. В 1930-е гг. первая очередь Соцгорода стала композиционным ядром растущего городского организма. В эти годы наметился переход к ансамблевой застройке кварталами. В центре квартала располагалась зеленая зона со спортивными и детскими площадками и обслуживающими учреждениями: детскими яслями, детсадами. Парк культуры и отдыха в Соцгороде площадью в 62,9 га был запроектирован в 1934 г. архитектором А. С. Никольским («Горстройпроект»).

Соцгород образовал в 1933 г. ядро нового района города Горького, отражающего исторический путь становления советской архитектуры и градостроительства 1920-1930-х гг. Масштаб социальных и градостроительных преобразований Соцгорода позволил превратить город Горький в один из крупнейших промышленных центров страны.

В годы первых пятилеток в связи с интенсивным ростом города назрела необходимость в его новом генеральном плане. Как известно, проектно-планировочные работы по Большому Нижнему Новгороду были начаты в 1928 г. и до 1935 г. велись под руководством профессора А. П. Иваницкого производственной комиссией Нижегородского университета и Московским «Гипрогором».

Весной 1935 г. проектные работы по городу были переданы «Гипрогору» РСФСР в Ленинграде, который составил схему распределения территории, утвержденную экспертной комиссией ВСКХ при ЦИК СССР, научно-техническим Советом Наркомхоза, Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР, Совнаркомом РСФСР и Горьковским крайисполкомом и крайкомом ВКП(б). Архитектурно-планировочная часть проекта была выполнена коллективом под руководством архитектора Н. А. Солофненко. В основу планировки была положена градостроительная концепция компактного города на обоих берегах Оки, предложенная А. П. Иваницким. В состав генерального проекта планировки города Горького был включен генплан Автозаводского района, разработанный в «Горстройпроекте». Работа по генплану была закончена в 1937 г. В середине 1930-х гг. началась квартальная застройка Соцгорода, она осуществлялась по проектам архитектурных мастерских Москвы, возглавляемых выдающимися советскими зодчими братьями Весниными, И. А. Голосовым (4-я архитектурная мастерская Моссовета), а также архитектурной мастерской Автозавода.

К уникальным примерам жилых домов (объектам культурного наследия федерального значения) относится квартал № 8 по проспекту Молодежному (бывший проспект Жданова) с радиусным домом (арх. Н. Красильников и Н. Полюдов). Этот дом выделяется своей оригинальной объемно-пространственной композицией. Энергичная пластика строения определяется вогнутой дугой фасада, на которой в шахматном порядке расположены полукруглые балконы. Верхний этаж, венчающий фасад, подчеркнут изящной колоннадой, поддерживающей выступающую дугу-навес над балконом верхнего этажа.

Квартал № 4 в Соцгороде Автозавода (проф. И. А. Голосов, арх. Л. Дюбек) объединил внутреннее пространство двора с помощью гигантских арочных проемов в восьмиэтажных жилых корпусах. За стройка квартала отличается монументальностью и представительностью. Его ценность — в целостности созданного ансамбля, этот квартал в Соцгороде Автозавода выделяется своими пропорциями, масштабом. Парадно решена центральная часть протяженного фасада вдоль проспекта Октября. Здесь создан курдонер, боковые корпуса его достигают восьми этажей. Их по проекту должны были венчать скульптуры атлантов (не были осуществлены). Фасады в центре курдонера обработаны пилястрами, напоминая тему накладного портика.

Наряду с экспериментами в области жилищного строительства в 1930-е гг. видное место занимал поиск новых типов общественных зданий. В Соцгороде Автозавода велось строительство универмага на проспекте Октября, 2а (арх. Л. М. Наппельбаум, 1936-1938 гг.), школы № 126 на проспекте Жданова (ныне пр. Молодежный, 30а), гостиницы на проспекте Ленина при въезде в Соцгород со стороны Нижнего Новгорода (пр. Ленина, 98, арх. В. А. Орельский, 1934-1936 гг.), киноконцертного зала «Мир» на центральной площади соцгорода (арх. А. З. Гринберг, 1936-1939 гг.) и других зданий, представляющих интерес с точки зрения выявления художественных возможностей нового рационалистического направления в архитектуре эпохи советского авангарда.

Значимое градостроительное положение занимает здание универмага в Автозаводском районе, расположенное при въезде в Соцгород на пересечении проспекта Ленина и проспекта Октября. Оно было построено в 1934-1938 гг. по проекту московского архитектора Л. М. Наппельбаума. Здание решено в простых и крупных формах. Центральная, мягко скругленная часть фасада остеклена, подчеркнута вертикальными пилястрами и увенчана аттиком из сквозных рам, в которые органично вкомпонована надпись «Универмаг». Открытая в интерьере парадная лестница, идущая по плавной дуге, объединяет все три этажа и придает пластическую выразительность пространству здания. Торговые залы располагаются в крыльях по обе стороны от парадной лестницы. Эта структура хорошо выявлена на фасадах. Форма всего сооружения логично выведена из четкой функциональной организации внутреннего пространства. Над центральным холлом, куда стекаются все потоки покупателей, расположен световой фонарь в виде стеклянной пирамиды. На плоской крыше этого здания планировалось размещение летнего открытого кафе. Глухие поверхности стен противопоставлены прозрачным стеклянным витражам, идущим почти по всей длине боковых фасадов и заключенным в гигантские профилированные рамы. Они прерываются лишь пятнами порталов боковых выходов, нарушающих общий горизонтальный строй. Общая планировочная схема здания носит асимметричный характер за счет крыла, вытянутого вдоль проспекта Ленина, так как в его торце располагаются конторские и складские помещения.

Здание школы № 126 на Молодежном проспекте построено в духе постконструктивизма по проекту архитектора Л. М. Наппельбаума в 1934-1936 гг. Оно фиксирует пересечение проспекта со Школьной улицей, на которой было построено шесть школьных зданий. Двухэтажное оштукатуренное здание имеет развитую объемно-пространственную композицию, подчиненную Г-образной конфигурации. Главный вход решен с угла, подчеркнут скругленной террасой второго этажа, поддерживаемой опорами по первому этажу (в настоящее время первый этаж входной части застеклен). В основе планировки лежит четкое функциональное зонирование с выявлением в общей структуре здания отдельных групп помещений. Для школьного здания характерна скульптурная проработка объема, приводящая к образной выразительности сооружения. Оригинальность постройки подчеркивает наличие в ней обсерватории.

Четырехэтажное здание гостиницы «Волна» находится при въезде в Соцгород со стороны Нижнего Новгорода. Оно построено по проекту архитектора В. А. Орельского в середине 1930-х гг. и стоит параллельно проспекту Ленина с отступом от его красной линии, так что его бассейн видимости достаточно велик. Градостроительная значимость данной постройки определяется как в масштабах района Соцгорода Автозавода, так и города в целом. Ее динамичная композиция обусловлена «сдвижкой» двух корпусов и введением скругленного выступающего объема лестничной клетки. Фасады членятся ритмом балконов, которые подчеркивают и углы здания. Характерным конструктивистским элементом композиции служит выступающий скругленный объем лестничной клетки. Пластика дворового фасада определяется ритмом балконов, расположенных в шахматном порядке. Здание представляет большой интерес как типологический образец гостиничных построек советской архитектуры, выполненных в стиле конструктивизма начала 1930-х гг.

В начале 1930-х гг. на главной площади Соцгорода предполагалось строительство комплекса Дворца культуры, на который был объявлен Всесоюзный конкурс. К исполнению был выбран проект А. З. Гринберга, автора Дома Советов в Нижегородском кремле. Комплекс состоял из нескольких зданий. Но осуществлен строительством был только киноконцертный зал, который занял участок на границе с парком культуры и отдыха. Зал был рассчитан на 850 мест. Здание кинотеатра (киноконцертного зала) «Мир» в Соцгороде Автозавода, сооруженное в 1935-1938 гг. по проекту московского архитектора А. З. Гринберга, относится к характерным произведениям постконструктивизма в Соцгороде. Композиционное решение построено на пространственной  врезке  контрастных по габаритам и трактовке параллелепипедов. На фоне частого ритма колонн квадратного сечения четко прочитывается ряд скульптурных фигур рабочих и работниц, спортсменов и спортсменок, установленных на парапете обходной галереи. Профилированная рама портала подчеркивает вход с витражом над ним. Здание кинотеатра отделано терразитовой штукатуркой серого цвета с целью имитировать новый строительный материал — железобетон. Высокий парапет скрывает скатную кровлю, и этот прием также имитирует плоскую кровлю. Это — один из первых кинотеатров в городе (кроме встроенных в первые этажи жилых домов), построенных в предвоенные годы.

На окраине Соцгорода на улице Дьяконова в 1939 г. было построено здание станции «Счастливая» Горьковской детской железной дороги (арх. Б. М. Анисимов), с 2003 г. — Дворец бракосочетания Автозаводского района. Здесь автор обратился к стилю ар-деко, который сочетал в себе элементы современной архитектуры, модерна и упрощенного неоклассицизма. В своем развитии советский ар-деко претерпевал изменения. Если на ранней стадии он был больше подвержен влиянию современной архитектуры, то затем в нем усилилась неоклассицистическая линия. Главный фасад подчеркнуто симметричен. По оси симметрии имеется портик с квадратными колоннами, который поддерживает балкон-террасу. Ограждение террасы имеет столбики, на которых были установлены скульптуры пионеров с горном и знаменем (до настоящего времени не сохранились). Первый этаж от второго отделяет широкий декоративный пояс с растительным орнаментом. Над зданием возвышается надстройка со шпилем. Стены главного фасада имеют геометрический орнамент в виде ромбовидного руста.

Годы первых пятилеток являются важным этапом в становлении и формировании современной архитектуры XX века и в Нижнем Новгороде. Именно тогда закладывались фундаментальные основы советского зодчества. Во все последующие периоды градостроительства архитектура жилых и общественных зданий продолжала традиции того времени.

В этот период в Нижнем Новгороде отмечалось широкое участие в проектировании и строительстве известных московских зодчих. Соцгород Автозавода ярко демонстрирует наследие эпохи советского авангарда, периода конструктивизма, постконструктивизма 1920-1930-х гг. В облике застройки соцгорода просматриваются грандиозные преобразования тех лет. Необходимо отметить, что дальнейшие проектно-планировочные работы по Автозаводскому району Нижнего Новгорода отличаются преемственностью по отношению к градостроительным идеям эпохи советского авангарда.

Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 г. были определены границы исторической территории «Соцгород Автозавода» и установлены режимы хозяйственной деятельности, направленные на сохранение этого градостроительного образования как памятника эпохи социалистического строительства.

История Соцгорода продолжала свое развитие и в послевоенные годы. Так, в 1961 г. на главной площади на пересечении трех проспектов — Ленина, Октября и Молодежного (бывш. Жданова) — закончено строительством каменное здание Дворца культуры ГАЗ (ул. Смирнова, 12, арх. Т. Г. Заикин), которое представляет собой крупномасштабную постройку в виде вытянутого прямоугольника в плане. Архитектурное решение главного фасада трехэтажного здания, обращенного в сторону автозаводского универмага, носит представительный характер. Центральная часть его выделена портиком в шесть колонн, находящимся в общей плоскости фасада, украшенного широкими лопатками с каннелюрами. Стилистика постройки иллюстрирует тот период, когда со сцены архитектуры уходил советский неоклассицизм, уступая место новому рационалистическому направлению 1960-х гг. Сооружение обладает большой градостроительной значимостью благодаря своему планировочному и архитектурно-градостроительному положению. Оно формирует общую композицию центральной площади им. И. И. Киселева (бывш. Дворцовой) и имеет перед собой обширное пространство в виде сквера. Это здание представляет интерес как образец архитектуры общественно-административных зданий переходного периода 1950-1960-х гг.

В 1950-е гг. жилая застройка продолжала традиции квартальной, сформировавшейся в середине 1930-х годов. Эти дома объединяет использование симметричной композиции и периметральной застройки кварталов, центр которых занимает озелененный двор с детскими учреждениями и хозяйственными постройками. Первые этажи корпусов со стороны улицы, как правило, занимали предприятия торговли, бытового обслуживания, либо культурно-досуговые учреждения. В этом прослеживается преемственность с концепцией дома-коммуны, когда в жилой комплекс так же включались все необходимые учреждения первоначального обслуживания жильцов. С начала 1950-х гг. при дальнейшем развитии Соцгорода все большее значение получала застройка крупными жилыми массивами в четыре-пять этажей ввиду их большей рентабельности. Жилые кварталы проектировались также с периметральной застройкой и выделением площади двора для детских учреждений и школ. Так, квартал № 7, запроектированный архитекторами Б. М. Анисимовым, М. Кунцманом, Н. П. Розановом в 1951-1954 гг., объемно-пространственной композицией сориентирован на улицу Краснодонцев. Градостроительное значение квартала велико; он участвует в общем композиционно-планировочном и архитектурном замысле всего района Соцгорода Автозавода, находится в единой планировке и визуальной связи с соседним кварталом, расположенным к югу (жилой квартал Соцгорода № 8 — комплекс Соцгородка и «радиусный» дом). Оформление фасадов еще сравнительно лаконичное. С помощью сдвижек секций, сочетания разновысотных объемов зданий достигается разнообразие планировочного и композиционного решения ансамбля квартала.

В границах исторической территории Соцгорода в 1990 г. была проведена реконструкция объекта более позднего периода — старого стадиона (ул. Лоскутова, 10). Здесь появился новый Ледовый дворец спорта им. В. С. Коноваленко на 4300 мест. Рядом с поликлиникой в соцгороде, на улице Веденяпина в 2000 г. было возведено здание Автогазбанка по проекту архитекторов Ю. В. Чакрыгина и А. В. Прокопенкова в духе постмодернистской архитектуры.

На проспекте Молодежном в 2001 г. построен секционный жилой дом, во внешнем облике которого прослеживается преемственность с монументальной архитектурой 1930-х годов (арх. Л. Б. Кравченко, Д. А. Волков). В 2003 г. на Молодежном проспекте рядом с ДК школьников появилось небольшое кафе с магазином (арх. А. А. Корнилов), архитектурная композиция которого адаптирована к ближайшему окружению — на стилистическом и композиционном уровне это небольшое сооружение развивает традиции конструктивизма 1920-1930-х гг. На проспекте Ильича (№ 25 и 27) по проекту архитектора А. А. Корнилова в 2002 г. были построены два жилых дома в стиле неоконструктивизма, которые вписались в контекст строчной застройки. В 2008 г. напротив квартала № 8 с радиусным домом появился жилой комплекс «Молодежный» из ряда семнадцатиэтажных жилых домов с торговым центром в самостоятельном блоке (арх. В. Ф. Быков, А. М. Сазонов, Д. М. Слепов).

Большая часть территории Соцгорода (первой очереди, относящейся к 1930-м гг.) состоит из жилых кварталов с соответствующей социальной инфраструктурой, построенных в большинстве своем в 1920-1930-е годы; к югу от нее расположена зона рекреации — Автозаводский парк культуры и отдыха, составляющий с этими жилыми кварталами единую градостроительную концепцию. Градоформирующее значение данной территории в масштабе города крайне велико: этот район имеет богатую градостроительную историю советского периода с явно выраженным художественно-архитектурным  обликом,  проявившимся в его застройке. Последняя обладает стилистической цельностью и отражает собой определенный исторический, архитектурный и градостроительный этап, связанный с развитием индустриального города тех лет. Здания, формирующие здесь кварталы, выполнены в духе конструктивизма, постконструктивизма — так называемого обогащенного конструктивизма с элементами классики.

Степень сохранности представленной здесь исторической застройки велика; почти все здания, формирующие красные линии улиц и проспектов, сохранились в первозданном виде. Новые современные вкрапления не сильно влияют на общее восприятие района Соцгорода Автозавода. Его композиционно-планировочная структура в целом представляет собой прямоугольную сетку проспектов и улиц, ориентированных по сторонам света. Центр района сильно смещен к его юго-восточной границе; здесь имеется ряд общественных зданий — дворец культуры, кинотеатр, универмаг, больница, которые связаны одним бассейном видимости благодаря незастроенному и озелененному пространству между ними. Застройка жилых кварталов определяется главным образом как периметральная (по пр. Октября, ул. Лоскутова, Краснодонцев, Ватутина), чередующаяся со строчной (по пр. Ильича, Молодежному, Кирова). Проспекты и улицы, а также внутридворовые пространства имеют необходимое озеленение. Помимо жилой застройки в районе имеется достаточное количество общественных учреждений культурного, воспитательного, спортивного, торгового и прочего назначения.

В целом в соответствии со сложившейся современной градостроительной ситуацией историческая территория «Соцгород Автозавода» требует принятия особых мер, направленных на сохранение здесь историко-градостроительной среды советского периода, обладающей высокой концентрацией исторически ценных градоформирующих объектов.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
2 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
3 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
4 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
5 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
6 Окнами на Оку Смирнова Л. Окнами на Оку : [о микрорайоне «Юг» в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2016. – 16 апр. (№ 42). – С. 7
7 ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок ЖК «Мончегория» — это красиво, удобно и в срок [Электронный ресурс]. // Полезная площадь. Недвижимость. – 2015. – 4 окт. – Режим доступа: http://www.ppl.nnov.ru/content/21346 (Дата обращения: 11.01.2016)
8 Мончегория на все времена Смирнова Л. Мончегория на все времена : [о строительстве нового микрорайона «Мончегория»] // Автозаводец. – 2015. – 3 окт. – С. 6
9 «Южное» счастье Смирнова Л. «Южное» счастье : [о новостройках в микрорайоне «Юг»] // Автозаводец. – 2015. – 10 сент. (№ 102). – С. 6
10 Красивая Мончегория Красивая Мончегория : [о строительстве нового микрорайона в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2015. – 15 авг. (№ 91). – С. 8

Страницы