Незримый подвиг в тылу

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Маслов В. Незримый подвиг в тылу : [автозаводский школьник Виктор Маслов рассказывает о трудовой жизни в годы войны своей прабабушки Бедновой Матрены Дмитриевны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 130-131

Промозглый декабрьский день... Дорожка от подъезда до траурного катафалка усыпана розами...

Хоронят старушку, а тротуар весь усыпан цветами, как будто провожают в последний путь известную актрису, – ухмыльнулась какая-то девчонка.

Она заслужила эти последние в своей жизни цветы, хотя при жизни ей редко дарили их, – кротко ответила этой девочке двоюродная сестра моей мамы, внучка той самой старушки.

В тот скорбный день, когда хоронили бабулю моей мамы, мою прабабушку Беднову Матрену Дмитриевну, я был слишком мал, но о ней я знаю по маминым рассказам.

Поначалу жизнь её складывалась как у большинства женщин: рано вышла замуж, родились дети...

Но мирный быт советских людей оборвало нападение фашистской нечисти. В одночасье семейные радости и заботы, учеба, успехи на производстве – все рухнуло. Её мужа, моего прадеда, красноармейца Сорокина Ивана Григорьевича, в первые недели войны призвали в ряды Красной армии «бить фашистов», как тогда говорили. Матрена Дмитриевна, оставшись одна с тремя сыновьями, младшему из которых (моему будущему деду) было два года, пошла работать в эвакогоспиталь санитаркой, ухаживать за ранеными бойцами.

Госпиталь располагался в здании школы № 14. Это ещё одна страница трудовой доблести нашего города во время Великой Отечественной войны. Все горьковчане оказывали посильную помощь фронту. Вот и здания, ранее предназначавшиеся для мирного использования – обучения детишек, превратились в госпитали. 6 июля 1941 г. на совместном собрании преподавателей и учащихся школы № 14 было принято решение: передать здание школы на нужды фронта. Четырнадцатая школа, таким образом, чуть ли не первой в стране выступила с подобной инициативой. Многие учителя ушли на фронт, в том числе и директор школы. По призыву комсомола ушли и ученики 9-х и 10-х классов. Ушли и не вернулись. Многие из них погибли смертью храбрых. Оставшиеся ученики достойно встретили тяготы военного времени. Занятия проходили в разных зданиях города (в кинотеатрах, в Доме связи, в педагогическом институте, речном училище, Госбанке). Занятия начинались очень рано, а после их окончания, учителя и ученики шли в родную школу. В одних кабинетах были операционные, в других располагались кровати и больничные тумбочки.

Школа-госпиталь находилась в Холодном переулке, а Матрена Дмитриевна, Мотенька, как её ласково называли раненые, жила неподалеку, на улице Алексеевской. Часто приходилось вставать по тревоге: на крышах дежурить, разбирать развалины разбомблённых домов, убираться на улицах. Зимой было особенно тяжело. Надо было своими силами топить те помещения, которые предоставлялись для занятий. Дети часто сидели одетыми из-за холода. Плохо слушались пальцы, замерзали чернила, приходилось работать карандашами, хоть и в них была острая нужда. В течение всего учебного периода учителя работали в школе и в госпитале, а в весенне-летний период – на заводах и в колхозах. Был организован широкомасштабный сбор и отправка на фронт посылок. Комсомольцам школы удалось собрать достаточно денег даже на строительство танковой колонны.

В 1944 году сам генеральный секретарь ВКП И. В. Сталин прислал благодарственное письмо на имя комсомольцев школы № 14. Обратить на себя внимание самого Сталина было по тем временам делом невозможным. За работу, проделанную в 1930-1945 годах, школе решением Верховного Совета СССР было присвоено имя замечательного писателя-гуманиста и общественного деятеля В. Г. Короленко (в декабре 1946 г.).

А красноармеец Иван Григорьевич Сорокин с войны не вернулся. Пропал без вести 16 марта 1943 года. О чем Матрене Дмитриевне пришло извещение из Свердловского райвоенкомата города Горького... С тех пор для моей прабабушки День Победы стал праздником «...со слезами на глазах».

После войны у неё была ещё долгая трудовая жизнь: она подняла и вывела в люди детей, помогла детям воспитать внуков и всегда работала. Вот и весь рассказ о неприметной старушке... Но её судьба отражает судьбы миллионов таких же, как она, тех, кто приближал долгожданную, выстраданную Победу! Я горжусь трудовым подвигом моего города, я горжусь, что к трудовой и военной славе причастна моя семья!

Виктор Маслов,
5 «В», школа № 12

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Полный кавалер Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022).
2 Крылатая история Автозавода Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории).
3 Мальчишки-девчонки военной поры Бурданова П. Мальчишки-девчонки военной поры : [автозаводская школьница Полина Бурданова рассказывает о трудовом героизме своих прабабушки и прадедушки в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 115
4 В труде – как в бою! Дорогина З. В труде – как в бою! : [автозаводская школьница Злата Дорогина рассказывает о боевом пути своего прадеда Тарасова Леонида Романовича и мирном труде прабабушки Тарасовой Алевтины Ивановны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 181-182
5 О чем мечтали на фронте Курбакова В. О чем мечтали на фронте : [автозаводская школьница Вероника Курбакова рассказывает о нелегкой военной судьбе своей прабабушки Обрядовой Нины Павловны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 186-187
6 Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки Пашкова Д. Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки : [эссе написано автозаводской школьницей Дианой Пашковой на основе дневников военных лет автозаводца М.И. Воробьева. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 116-124
7 Секрет долголетия большой династии Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137
8 Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180
9 Верой и правдой служили Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27
10 Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32.

Страницы