Незримый подвиг в тылу
Промозглый декабрьский день... Дорожка от подъезда до траурного катафалка усыпана розами...
Хоронят старушку, а тротуар весь усыпан цветами, как будто провожают в последний путь известную актрису, – ухмыльнулась какая-то девчонка.
Она заслужила эти последние в своей жизни цветы, хотя при жизни ей редко дарили их, – кротко ответила этой девочке двоюродная сестра моей мамы, внучка той самой старушки.
В тот скорбный день, когда хоронили бабулю моей мамы, мою прабабушку Беднову Матрену Дмитриевну, я был слишком мал, но о ней я знаю по маминым рассказам.
Поначалу жизнь её складывалась как у большинства женщин: рано вышла замуж, родились дети...
Но мирный быт советских людей оборвало нападение фашистской нечисти. В одночасье семейные радости и заботы, учеба, успехи на производстве – все рухнуло. Её мужа, моего прадеда, красноармейца Сорокина Ивана Григорьевича, в первые недели войны призвали в ряды Красной армии «бить фашистов», как тогда говорили. Матрена Дмитриевна, оставшись одна с тремя сыновьями, младшему из которых (моему будущему деду) было два года, пошла работать в эвакогоспиталь санитаркой, ухаживать за ранеными бойцами.
Госпиталь располагался в здании школы № 14. Это ещё одна страница трудовой доблести нашего города во время Великой Отечественной войны. Все горьковчане оказывали посильную помощь фронту. Вот и здания, ранее предназначавшиеся для мирного использования – обучения детишек, превратились в госпитали. 6 июля 1941 г. на совместном собрании преподавателей и учащихся школы № 14 было принято решение: передать здание школы на нужды фронта. Четырнадцатая школа, таким образом, чуть ли не первой в стране выступила с подобной инициативой. Многие учителя ушли на фронт, в том числе и директор школы. По призыву комсомола ушли и ученики 9-х и 10-х классов. Ушли и не вернулись. Многие из них погибли смертью храбрых. Оставшиеся ученики достойно встретили тяготы военного времени. Занятия проходили в разных зданиях города (в кинотеатрах, в Доме связи, в педагогическом институте, речном училище, Госбанке). Занятия начинались очень рано, а после их окончания, учителя и ученики шли в родную школу. В одних кабинетах были операционные, в других располагались кровати и больничные тумбочки.
Школа-госпиталь находилась в Холодном переулке, а Матрена Дмитриевна, Мотенька, как её ласково называли раненые, жила неподалеку, на улице Алексеевской. Часто приходилось вставать по тревоге: на крышах дежурить, разбирать развалины разбомблённых домов, убираться на улицах. Зимой было особенно тяжело. Надо было своими силами топить те помещения, которые предоставлялись для занятий. Дети часто сидели одетыми из-за холода. Плохо слушались пальцы, замерзали чернила, приходилось работать карандашами, хоть и в них была острая нужда. В течение всего учебного периода учителя работали в школе и в госпитале, а в весенне-летний период – на заводах и в колхозах. Был организован широкомасштабный сбор и отправка на фронт посылок. Комсомольцам школы удалось собрать достаточно денег даже на строительство танковой колонны.
В 1944 году сам генеральный секретарь ВКП И. В. Сталин прислал благодарственное письмо на имя комсомольцев школы № 14. Обратить на себя внимание самого Сталина было по тем временам делом невозможным. За работу, проделанную в 1930-1945 годах, школе решением Верховного Совета СССР было присвоено имя замечательного писателя-гуманиста и общественного деятеля В. Г. Короленко (в декабре 1946 г.).
А красноармеец Иван Григорьевич Сорокин с войны не вернулся. Пропал без вести 16 марта 1943 года. О чем Матрене Дмитриевне пришло извещение из Свердловского райвоенкомата города Горького... С тех пор для моей прабабушки День Победы стал праздником «...со слезами на глазах».
После войны у неё была ещё долгая трудовая жизнь: она подняла и вывела в люди детей, помогла детям воспитать внуков и всегда работала. Вот и весь рассказ о неприметной старушке... Но её судьба отражает судьбы миллионов таких же, как она, тех, кто приближал долгожданную, выстраданную Победу! Я горжусь трудовым подвигом моего города, я горжусь, что к трудовой и военной славе причастна моя семья!
Виктор Маслов,
5 «В», школа № 12
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Полный кавалер | Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022). |
2 | Крылатая история Автозавода | Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории). |
3 | Мальчишки-девчонки военной поры | Бурданова П. Мальчишки-девчонки военной поры : [автозаводская школьница Полина Бурданова рассказывает о трудовом героизме своих прабабушки и прадедушки в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 115 |
4 | В труде – как в бою! | Дорогина З. В труде – как в бою! : [автозаводская школьница Злата Дорогина рассказывает о боевом пути своего прадеда Тарасова Леонида Романовича и мирном труде прабабушки Тарасовой Алевтины Ивановны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 181-182 |
5 | О чем мечтали на фронте | Курбакова В. О чем мечтали на фронте : [автозаводская школьница Вероника Курбакова рассказывает о нелегкой военной судьбе своей прабабушки Обрядовой Нины Павловны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 186-187 |
6 | Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки | Пашкова Д. Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки : [эссе написано автозаводской школьницей Дианой Пашковой на основе дневников военных лет автозаводца М.И. Воробьева. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 116-124 |
7 | Секрет долголетия большой династии | Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137 |
8 | Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! | Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180 |
9 | Верой и правдой служили | Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27 |
10 | Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов | Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32. |