Микрорайон на камнях

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Горбанев Ю. Микрорайон на камнях : [о микрорайоне «Северный», ул. Львовской] // Нижегородские вести. – 2006. – 29 июня. – С. 4

Территория, на которой впоследствии появится Северный поселок Автозавода, в начале прошлого века не была даже окраиной города Горького. И выполняла ту же функцию, которую в наши дни отвели землям в районе Игумнова: говоря по-современному, здесь в те годы располагался полигон для захоронения твердых бытовых отходов.

После консервации полигона о землях забыли. Пустоши, возникшие на месте свалки, понадобятся в 30-х, когда начнет стремительно разрастаться новый, Автозаводский район. В центре, на месте будущих проспектов Молодежного и Октября, район растет прежде всего вверх, в четыре-пять этажей каменного социалистического города. По окраинам — вширь, одноэтажными бараками и двухэтажными домами народной стройки.

Ул. Львовская, начало 80-х гг.

Северный поселок в основном застраивался бараками. Было их здесь аж 180, по весне утопавших в цвете яблонево-вишневых садов, буйных из-за перегнившего мусора. Строили бараки как временное жилье, без удобств. Но рабочим ГАЗа эти домики верой и правдой прослужили почти 40 лет.

Речь о сносе барачного фонда заходит лишь в 1965-м, когда застроили юго-запад района: молох автогиганта требовал все новой и новой рабочей силы, а расползаться вширь уже было нельзя. И Северный поселок был определен как территория под высотное капитальное строительство. Для расселения жителей бараков Северного начали строить так называемый Соцгород-II.

Уже через два года институт Гипрогор РСФСР выдал разработку проекта детальной планировки нового Северного поселка, предполагавшего строительство 100 многоэтажных домов, а также школ, детсадов, магазинов... Снос бараков и строительство новых домов начали со стороны озера, пяти- и девятиэтажки двигались вглубь микрорайона. К 1975 году здесь уже построили 75 панельных и 25 кирпичных многоэтажек.

Но улица Львовская все еще оставалась такой, как была, — барачной, в яблонево-вишневых садах. Под бульдозер этим баракам суждено было угодить позже.

Купленная в Америке технология производства автомобиля 20-х годов кардинальным образом не менялась на протяжении всех лет существования советской власти. На непрестижные участки технологической цепочки рабсилу вербовали, где только это было возможно, покупая квартирой: "Отработал пять лет — получил". Ради жилья люди были готовы на все. Посему следовало строить, строить и строить.

В 80-х годах партия и правительство ставят стране задачу. "К 2000 году каждой семье — отдельную квартиру!" Руководство ГАЗа, как тогда говорили, выдвигает встречную инициативу. "Каждой семье автозаводцев — квартиру к 1995 году". Производственный конвейер перетек в быт: человек устраивается на завод — получает койкоместо в общежитии, женится — переезжает в "малосемейку", рожает детей — получает квартиру.

Инициативу ГАЗа поддержало Политбюро ЦК КПСС. На претворение инициативы в жизнь работал весь город. ГАЗовские очередники, составлявшие только пятую часть всех очередников областного центра, забирали треть жилья, ежегодно вводимого ведущей строительной организацией города "Главволговятскстроем", — 140 тысяч квадратных метров. Плюс ГАЗ строил и сам.

Полигоном по отработке жилищного конвейера и стал микрорайон улицы Львовской. Как строили? По словам тогдашнего заместителя секретаря парткома ГАЗа Г. Н. Сокольникова, "...любой ценой. Для нас это вопрос чести, надо сдержать слово" (взято из интервью в периодике. — Авт.).

Дома росли как грибы. "Главволговятскстрой" монтировал коробку, делая себе объемы, и... уходил. До "ключа" дом доводили работники ГАЗа — с соответствующим качеством, любой ценой. В одной из «малосемеек» сплошняком с девятого по первый этаж, зимой промерзает наружная стена. Ее укрывают проволочной сетью, делают бетонную шубу. Перед сдачей Госкомиссии каждого очередного дома по периметру долго ездит бульдозер, втаптывая кирпичи, осколки бетонных конструкций... Все это сверху присыпают землей. Поэтому дворы на Львовской до сих пор голы — там просто ничего не растет.

Ул. Львовская, 2006 год

Ливневая канализация в микрорайоне присутствует только на старых чертежах "Горьковгражданпроекта". В этом же состоянии долгое время пребывала и инфраструктура. Из всей "социалки" Генплана ввели лишь один магазин, парикмахерскую и сберкассу. Детская поликлиника на долгое время попала в разряд недостроя.

Из домов четной нумерации успели сдать только три. Все остававшиеся до проспекта Бусыгина коробки достраивали, получив ордера, сами жители во внерабочее время... Красивые пристрой к этим домам стали реальностью лишь наступившего времени. В одном из них размещен крупнейший на Львовской магазин "Новый век".

А жилищный конвейер ГАЗа так и не заработал. Въехавшие в "малосемейки" молодожены сегодня уже нянчатся с внуками, продолжая ощущать на себе все прелести "барачной" системы. Только это уже девятиэтажные бараки нового времени.

Юрий ГОРБАНЕВ

Фото из архива музея ГАЗа и Сергея СЕРОВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Улица из детства Сенюткина Л. Улица из детства : [об улице Детской в Автозаводском районе] // Патриоты Нижнего. – 2014. – 05 дек. (№ 40). – С. 17
2 Как строился Автозаводский район. Северный поселок Как строился Автозаводский район. Северный поселок [Электронный ресурс] // Автозаводцы - Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 19 сент. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_3400%2Fall. (Дата обращения: 22.04.2015)
3 Улица счастья: от Дьяконова до Бусыгина Юрлова Д. Улица счастья: от Дьяконова до Бусыгина : [экскурсия] / Д. Юрлова, Ю. Воронина // Автозаводские прогулки : [экскурсии по району] / [под ред. Л.А. Гончар]. – Нижний Новгород, 2012. – С. 50-69.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 Загадки Соцгорода Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было).
5 Город мечты Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17.
6 На старт, «Торпедо»! Мухина Е. На старт, «Торпедо»! : [о начале строительства микрорайона "Торпедо" в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода] // Автозаводец. – 2018. – 6 сент. (№ 99). – С. 3
7 Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017)
8 Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017)
9 Соцгород Автозавода Соцгород Автозавода // Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд. – Нижний Новгород, 2017. – Кн. 1. – С. 324-357.
10 «МЖК читает» Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7

Страницы