Жизнь Горького как художественное произведение

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Прибутковская, Н. Жизнь Горького как художественное произведение : беседа с драматургом Н. Прибутковской / Н. Прибутковская ; беседовала О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 22 мая (№ 18). – С. 13.

29 и 30 мая в нижегородском театре «Комедiя» состоится премьера исторического детектива «Затмение Солнца» (16+) – заключительная часть трилогии пьес драматурга Нины Прибутковской, посвященных нашему земляку Алексею Максимовичу Пешкову (М. Горькому). В основе сюжета – загадочная смерть писателя, его непростые отношения с властью и близкими людьми, а в названии спектакля отражено символичное историческое совпадение: Горький умер в день солнечного затмения 18 июня 1936 года.

Накануне премьеры, когда идут последние репетиции и уже закуплено новое мультимедийное оборудование, благодаря которому постановка будет по-настоящему современной, в театре прошла встреча с драматургом Ниной Прибутковской, где она рассказала о работе над пьесами и о том, что ждет зрителей.

– Какая из ваших трех пьес о Горьком, появилась первой?

– Эта – она называлась «Три финала одной жизни». На тот момент министр культуры Нижегородской области Сергей Александрович Горин почему-то решил, что я должна писать пьесы о Горьком. Он познакомил меня с приехавшими сюда его потомками. Я тогда думала, что писать о Горьком – это просто, ну как о ком-то другом, и согласилась.

Меня всегда занимал вопрос конечной стадии жизни и интересовал Горький: был ли он гениальным и кем он в итоге стал. В институте мы проходили его прозу, и я влюбилась в «Дело Артамоновых», в его язык и какой-то «напряженный эротизм» прозы. У него есть совершенно потрясающие рассказы на библейские темы «Каин и Артем», «Челкаш». И если на него смотреть не только в рамках школьной литературы, а со своей точки зрения, то очень многое можно увидеть не просто интересного, а могущественного. И в пьесе «Дети Солнца», которую все охаяли в свое время, он прекрасно видел, что пролетариат уже наступает. Это вопрос для другой темы, но пролетариату Горький был в большей степени нужен, чем они ему.

– А для себя вы как в итоге определили: Горький – подлец или жертва?

– Главное, что я поняла, Горький – это человек с огромными наростами неискренности в 25 слоев. Он думал, что сможет перехитрить, договориться со Сталиным и его окружением. Но не туда попал. Он, как и все мы, просто мог не предположить всю ширину и глубину этого зла. Я могу говорить только то, что сама почувствовала – он сам очень мучился от своей неискренности и понимал, что играет с людьми в кошки-мышки.

Сами судите, жертва он или кто. К 20 годам у него было отбито все: печень, почки, сердце и так далее. Как я понимаю, у Горького была очень изранена душа. Он очень многим сам себе обязан, потому что смог выбраться из этой серой обывательщины и безграмотности. У него ведь всего несколько классов образования, писал с ошибками. Ничего хорошего он в жизни не видел – одну грязь. Жил среди садистов. И единственный человек, который его любил, – это бабушка, но своеобразно, с жесткостью, как человек, много страдавший.

Мне кажется, все мы проживаем минимум четыре жизни – у Горького их было даже больше. И в каждой из них мы – разные. Человек меняется, и это самое ужасное, когда у тебя умирают близкие. Во-вторых, когда ты попадаешь к новым людям, и тогда ты тоже перерождаешься. Для меня он – великий, и это перекрывает все остальное.

– Не была ли в таком случае приукрашенным мифом, пиаром, как сейчас принято говорить, история о его детстве?

– «Детство» было написано в 1913 году в Италии, когда ему пиар уже был не нужен. Человек с незнанием жизни такой двухтомник рассказов, который всколыхнет всю Россию и весь мир, в 1898 году не написал бы. Он сразу же получил огромную популярность. В Италии его от парохода несли на руках. Вот в последние годы – это был «пиар», но только не трудного детства. Как профессиональный писатель я понимаю, что история всегда обрастает какими-то байками, становится легендой. Но это не «пиар», а жизнь как художественное произведение, и так делают все великие люди, пишущие свою биографию.

– До сих пор не умолкают споры вокруг смерти Горького и его сына. Решается ли у вас в пьесе этот вопрос?

– А какая нам разница, какой смертью они умерли? Доказать это никто не сможет. Конечно же, эта тема в пьесе поднимается. Например, я считаю, что его сына Максима никто не убивал, он умер своей смертью. А Горького, может быть, и отравили или недолечили вовремя.

– О его взаимоотношениях с женщинами остались легенды. Вы собрали их под одной крышей?

– Не всех. Он писал, находясь в Италии: «Каждый день со мной садятся за стол сорок жен». И всех он поил, кормил и так далее. Единственная официальная жена Екатерина Пешкова ненавидела актрису Марию Андрееву. Самое интересное, что к Марии Будберг она относилась нормально, потому что к ней «по наследству» перешло то, что отняла Андреева. Он любил беззаветно только литературу.

– Он у вас Пе́шков или Пешко́в?

– Я определяю ударение так, как говорят его родственники – Пе́шков. У его потоков я спрашивала об этом. И они очень сердятся, когда говорят Пешко́в.

– Как шла работа над пьесой?

– Я сначала согласилась, а потом пришла в отчаяние, потому что поняла, что ничего не могу сделать. После стала изучать и поняла, что из всего того, что о нем пишут, взять мне нечего. Все мемуары изуродованы и письма подчищены лично его женой – по крохам все собиралось. Но пока ты это все не прочувствуешь, все равно ничего не напишешь. И уж лучше, по-моему, написать вымысел.

– Но горьковеды могут возразить на это критикой?

– Да, горьковеды сказали, что вещь получилась очень странной, но оценили они ее высоко. Не нарушив при этом ни единой запятой в истории, мне удалось создать о нем три художественных произведения.

Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Романа БОРОДИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 4
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Нина Прибутковская Нина Прибутковская [Электронный ресурс] : [о жизни и творчестве журналистки]. // ННТВ. – Режим доступа: http://nntv.tv/?id=887 (Дата обращения: 20.03.2015)
2 Прибутковская Нина Прибутковская Нина [Электронный ресурс] : [ироничные размышления о своей жизни] // Знаменитости. – Режим доступа: http://persona.rin.ru/view/f/0/29979/pributkovskaja-nina (Дата обращения: 20.03.2015)
3 Что я помню Прибутковская Н. Что я помню [Электронный ресурс] : [журналистка о своем детстве в Автозаводском районе]. // Личная страница Нины Прибутковской. – Режим доступа: http://www.pributkovskaya.nino.ru/?id=218 (Дата обращения: 20.03.2015)
4 Нина Прибутковская Кукина С. Нина Прибутковская [Электронный ресурс] : [о презентации книги журналистки]. // NewsRoom24. – 2013. – 29 янв. – Режим доступа: http://newsroom24.ru/news/art/51795/ (Дата обращения: 20.03.2015)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 Нас подружила газета Махин В. Нас подружила газета : [воспоминания журналиста В. Махина о работе в газете «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2020. – 9 апр. (№ 15). – С. 14.
6 «У нас было дело» Еремина А. «У нас было дело» [Электронный ресурс] : [беседа с В.В. Махиным автозаводским журналистом] // Молодежное информационное агентство «Мир». – Режим доступа: http://миамир.рф/intervyu/u-nas-byilo-delo.html (Дата обращения: 03.09.2015)
7 Юность длиной в жизнь Махин В. Юность длиной в жизнь [Электронный ресурс] : [о Доме пионеров Автозаводского района, его работе и сотрудниках]. // Стихи.ру. – 2015. – 31 мая. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/05/29/6040 (Дата обращения: 20.08.2015)
8 Станислав Николаевич Кондрашов: биография Станислав Николаевич Кондрашов: биография [Электронный ресурс]. // people.su – Режим доступа: http://www.people.su/55799 (Дата обращения: 19.03.2015)
9 Человек, пропитанный историей Орлов К. Человек, пропитанный историей [Электронный ресурс] : [интервью с журналистом-международником С.Н. Кондрашовым]. // peoples.ru. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/state/citizen/kondrashov/ (Дата обращения: 18.03.2015)
10 Памяти Станислава Кондрашова Памяти Станислава Кондрашова [Электронный ресурс] : [коллеги о журналисте]. // peoples.ru – Режим доступа: http://www.peoples.ru/state/citizen/kondrashov/history.html (Дата обращения: 18.03.2015)

Страницы