Юбилей в Чуяновском дворике
Есть в Городце краеведческий музей. Всякий раз, когда известный нижегородский журналист Сергей ЧУЯНОВ, бесконечно влюбленный в этот город и людей приезжал туда и, случалось, выходил курить трубку во внутренний дворик, восхищался его красотой, поражаясь одновременно запустением и окружающим неблагообразием. Это стало хорошей пищей для ума городской власти. Через некоторое время дворик преобразился, и с легкой руки администрации стали его называть Чуяновским. Именно здесь сегодня открывает выставку “Сокровища малого Китежа” из своей коллекции Городецкой резьбы и росписи и справляет шестидесятилетний юбилей Сергей Чуянов. “Это очень дорого! Я мечтал о том, чтобы отметить эту дату на Городецкой земле. Для меня это родной город!” — восклицает журналист, с которым мы встретились накануне юбилея и говорили о профессии.
Справка
Сергей Чуянов, журналист, заслуженный работник культуры России, лауреат премии Нижнего Новгорода, лауреат Пушкинской и Горьковской премий, член президиума правления Нижегородской организации Союза журналистов России, член правления Нижегородской организации союза театральных деятелей, член союза профессиональных литераторов, член Международного творческого союза художников.
Автор книг “Альма-матер Нижегородского балета”, “Городецкие праздники”, “Городецкие диковины”, “Древо красоты”, “Ограбление в Неаполе или выжитый лимон”.
Коллекционер народных художественных промыслов.
В 1967 году окончил историко-филологический факультет ННГУ.
В разное время работал в газетах “Автозаводец”, “Ленинская смена”, “Нижегородские Новости”, “Нижегородская правда”, директором дома культуры строителей, зам. директора дома работников просвещения. Публиковался в центральных изданиях: “Литературная газета”, “Культура”, “Театральная жизнь”, “Театр”, “Музыкальная жизнь”, “Балет”. Делал передачи на областном радио, материалы для радиовещательной компании “Голос России”. На ТВ — 23 года. В настоящее время — шеф-редактор художественного вещания студии ННТВ. Стаж работы в журналистике более 40 лет.
Не будь любви, не будет гнева
В последнее время все больше говорят о недоверии к средствам массовой информации. К счастью, есть еще люди, высоко держащие планку своей профессии.
Сергей Чуянов один из тех журналистов, читая, слушая, которых, можешь не только доверять, но познавать и удивляться чему-то новому. Он всегда знает, о чем говорит, и что хочет сказать зрителю и читателю. — Настоящие знания и профессию, я считаю, получил, работая в газете “Автозаводец”, хотя начинал писать еще в университете и школе. Тогда это была молодежная тематика и, конечно, культура. Перед глазами были авторитетнейшие люди. У многих из них я учился. Это драматург Тамара Глебова, зав. отделом культуры газеты “Нижегородская правда” Николай Барсуков, искусствовед Юлий Волчек, талантливые журналисты старшего поколения. Я всем им бесконечно благодарен.
Как я любил завод, как я любил людей, которые там работали! От любви очень многое идет! Ведь если нет любви, нет и гнева чистого. Я имею в виду — критики. Не поддевки и создание каких-то искусственно скандальных материалов и ерничества, а постановки проблем, критических замечаний, реакций на них и, в конечном счете, желания разобраться в причинах негативных явлений.
Телевизионная журналистика стала основной частью профессии позже, когда меня пригласила Рогнеда Шабарова на работу в молодежное объединение “Факел”, которое она возглавляла в то время. Несколько лет я с удовольствием занимался теми же проблемами, но тогда в идеологическом плане было не просто. И однажды в 70-м году наступил трагический момент, когда с телевидением пришлось расстаться. Меня отправили, как я сейчас говорю, в ссылку руководить домом культуры. Но именно тогда жизнь заставила выработать определенную модель поведения. Многие в аналогичных ситуациях просто терялись, спивались и т.д. Нужно было что-то делать, как-то определяться. Я для себя решил окончательно, что буду заниматься культурой. Стал активно публиковаться в центральных газетах и журналах. Эти годы пошли на пользу еще и в другом плане. Почему сейчас я могу свободно говорить на темы “культура и экономика”, “организация культурного строительства”, “финансирование культуры” и другие. Потому, что я знаю ее изнутри и этим занимался непосредственно.
Потом наступила перестройка, меня вновь пригласили на телевидение в редакцию художественно-драматических программ, где работаю и по сей день.
Журналистом надо родиться
Сейчас появилось много факультетов, где обучают журналисткой профессии. Но мое глубокое убеждение, что журналистом по большому счету надо родиться, как поэтом или художником. Это вещь штучная. Безусловно, людей обучают, дают определенные знания, на практике приобретаются навыки. Но кроме них, нужно огромное желание делать что-то своими мозгами, душой, накапливать знания и полностью отдаваться этой профессии. Если же рассматривать это дело только как предмет заработка (хотя, разумеется, работа должна оплачиваться, об этом не может быть и речи), то ничего не получится. К сожалению, сейчас очень многие молодые люди, приходят в журналистику именно с такой позицией.
В начале 90-х годов журналистика вообще стала превращаться в сферу обслуживания разных структур, избирательных кампаний и т.д. Я всегда гордился этой профессией, но тогда было просто стыдно. Теперь все-таки ситуация немного меняется. Есть очень талантливые ребята.
Советское время, конечно, тоже ни без изъянов. Цензура и идеологическое давление были еще те! Сейчас на телевидении и в печати большей частью господствует диктат денег и вкусовщины. Безусловно, среди бизнесменов есть чрезвычайно образованные высококультурные люди, но их так мало! В основном, это вкус на уровне сериалов, “развлекаловки”. Я искренне заинтересован в их просвещении, приобщении к настоящим ценностям. К счастью, сейчас есть с чем сравнивать. Много поездив по миру, убедился, что крупные, серьезные бизнесмены не вкладывают деньги в дешевую масс-культуру. Они спонсируют настоящее искусство — театры, музеи, классическую музыку.
Всю жизнь в космосе
Хотя последние лет 25 я, в основном, занимаюсь культурой, думаю, что в принципе, журналист, если он настоящий профессионал, должен уметь делать материал на любую тему. Важно изучить проблему, понять, вникнуть в суть вопроса, прочитать какую-то литературу. То есть, быть подготовленным, не важно, что это будет — заметка в несколько строчек, минутный сюжет или большая передача. Несколько лет назад был такой случай. Очень захотелось снять фильм о нашей космонавтике. Я его снял. Это были 4 серии под названием “Звездный город”. После его показа руководитель Звездного городка, космонавт Петр Климук сказал: — Вот, сразу видно, что человек всю жизнь космосом занимался!.. Это к вопросу о профессии.
Ведь почему так легко сейчас я могу говорить, например, о балете, или о Городецкой росписи, или о живописи. Только потому, что долгие годы изучал все это, сам прочитал огромное количество литературы, встречался с выдающимися людьми и накапливал знания. Благодаря своим архивным материалам я пишу новые книги. Есть беспокойство, что колоссальное количество книг еще не прочитано и много своих материалов не опубликовано и не показано. Но это и дисциплинирует, подстегивает.
Его первая книга “Альма-матер Нижегородского балета” вышла в 1992 году. Потом были еще пять. У него огромная библиотека. Она занимает большую часть квартиры. Книги о балете, музыке, живописи, народных промыслах, литературные произведения, различные энциклопедии, справочники… Половина прочитана от начала до конца. К другим периодически приходится обращаться. Все прочитать не возможно, — говорит журналист. Но появляются они в квартире не в качестве предметов мебели или просто для того, чтобы быть. Это необходимая составляющая профессии.
Накопленные журналистом знания, неиссякаемый энтузиазм и поражающая трудоспособность, любовь к тому благому делу, которому служит, позволяют ему создавать новые программы и осуществлять большие телевизионные проекты.
Нам хочется жить!
Наша студия одна из немногих, которая проводит большую просветительскую работу и делает такие крупные культурные телепроекты, как марафоны, посвященные творчеству Пушкина, Горького, Шаляпина. Во время и после которых, люди с благодарностью и удивлением говорят, что ничего подобного не было на ТВ. Или проект “Душа России” — видеоэнциклопедия жизни губернии на рубеже веков, над которым работала большая творческая группа и я в том числе. Вот где была работа! — История малых городов, современное развитие, экономика, предпринимательство, промышленность, культура… — такой кладезь!
И зрители испытывали гордость за свой город. — Вы дали нам крылья, нам хочется жить! — говорили они. Это ли не то, ради чего стоит заниматься профессией! Или вот совсем новый проект — цикл программ “Имена истории” — о людях Нижегородской земли, ставших частью истории России. Это — Пожарский, Минин, Сахаров, Короленко и т. д. На днях мы вернулись из Владимира, где снимали первый фильм этой серии о князе Юрии Всеволодовиче. В августе он выйдет на канале ННТВ.
И это еще одна возможность окунуться в глубины истории, познать и получить такое колоссальное внутреннее обогащение, которое несравнимо ни с чем! Разве только с общением с величайшими людьми нашего времени, а их было не мало. Например, после встречи с Солженицыным я почувствовал в себе уверенность, такую жизненную стойкость и силу! Передо мной был человек, прошедший и переживший все, который знает, зачем он пришел на эту землю и который продолжает выполнять свою миссию. А чего стоит беседа с Дмитрием Лихачевым и другими, обладающими такими колоссальными знаниями, которые просто потрясают! Сразу же бежишь что-то делать, не спишь ночами, начинаешь больше читать, узнавать, фиксировать и перерабатывать в свою творческую работу и потом рассказывать зрителю или читателю.
Такие встречи — это еще и подтверждение правильности своих жизненных позиций, убеждений и того, что занимаешься своим делом. Без этого в профессии трудно. Результатом этих многочисленных встреч в скором будущем станет книга мемуаров Сергея Чуянова, над которой он начинает работать. Один список имен составляет около трех страниц. Среди них те, с которыми уже ни одному журналисту встретиться не суждено. Каждое из них — легенда. Анастасия Цветаева, Махмуд Эсамбаев, Илья Эренбург, Игорь Ильинский, Тур Хейердал, Клавдия Шульженко, Марис Лиепа… Это другие известные люди нашего времени — Марина Шаляпина, Людмила Касаткина, Ирина Архипова, Владимир Васильев… Над ней работать еще предстоит.
А вот три новые, написанные книги, выйдут в этом году. Первая — “На Болдинском на плоту” — о традициях культуры Болдинского края, следующая — «Театральная люстра» составлена из портретов Нижегородских актеров, третья — “Дивная роза балета” посвящена творчеству Майи Плисецкой. Это еще одна особая страница в профессиональной судьбе журналиста и своеобразный итог накопленных впечатлений от тридцатилетнего знакомства с выдающейся балериной. Надпись на недавно подаренном ему альбоме — календаре, сделанном из ее шикарных черно-белых фотографий, говорит о многом: “Моему дорогому другу Сереже Чуянову с самыми теплыми чувствами”. Майя Плисецкая.
Светлана ИСАЕВА
Фото Вячеслава СЕННИКОВА
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | 50 лет творческой деятельности Сергея Чуянова | 50 лет творческой деятельности Сергея Чуянова [Электронный ресурс] // ННТВ. – 2013. – 20 февр. – Режим доступа: http://nntv.tv/?id=76082 (Дата обращения: 19.03.2015) |
2 | Сергей Чуянов: «Говорить правду можно всегда» | Земская О. Сергей Чуянов: «Говорить правду можно всегда» // Нижегородские новости. – 2013. – 20 февр. (№ 31). – С. 23 |
3 | Чуянов Сергей Петрович | Чуянов Сергей Петрович [Электронный ресурс] : [Чуянов и г. Городец]. // Волжский перекресток. – 2008. – 12 мая. – Режим доступа: http://radilov.ru/lits/616-chuyanovsp.html (Дата обращения: 19.03.2015) |
4 | Чуянов Сергей Петрович | Чуянов Сергей Петрович [Электронный ресурс] : [о журналисте] // Проект “Старый Нижний”. – 2007. – Режим доступа: http://www.oldnn.info/ru/nasledie/jzl/93 (Дата обращения: 19.03.2015) |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
5 | Станислав Николаевич Кондрашов: биография | Станислав Николаевич Кондрашов: биография [Электронный ресурс]. // people.su – Режим доступа: http://www.people.su/55799 (Дата обращения: 19.03.2015) |
6 | Человек, пропитанный историей | Орлов К. Человек, пропитанный историей [Электронный ресурс] : [интервью с журналистом-международником С.Н. Кондрашовым]. // peoples.ru. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/state/citizen/kondrashov/ (Дата обращения: 18.03.2015) |
7 | Памяти Станислава Кондрашова | Памяти Станислава Кондрашова [Электронный ресурс] : [коллеги о журналисте]. // peoples.ru – Режим доступа: http://www.peoples.ru/state/citizen/kondrashov/history.html (Дата обращения: 18.03.2015) |
8 | Легенды старой школы | Легенды старой школы : [об истории школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2012. – 31 окт. – С. 3 |
9 | Возвращение Станислава Кондрашова | Мамонтов В. Возвращение Станислава Кондрашова [Электронный ресурс] : [воспоминания о журналисте-международнике]. // Известия. – 2009. – 20 мая. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/348741 (Дата обращения19.03.2015) |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
10 | Нас подружила газета | Махин В. Нас подружила газета : [воспоминания журналиста В. Махина о работе в газете «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2020. – 9 апр. (№ 15). – С. 14. |