Танки Великой Отечественной

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Шерстинский В. Танки Великой Отечественной : [о выпуске ГАЗом военной продукции] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С.4

Выпуск легких танков на Горьковском автозаводе начался 75 лет назад. Срочно наладить производство боеспособной техники ГАЗу пришлось в октябре 1941-го, когда фашистские войска уже находились на подступах к Москве.

Первый плавающий танк Т-40 в нашей стране разработали специалисты конструкторского бюро столичного завода № 37 перед Великой Отечественной. Оригинальная, не имевшая прототипов машина весила всего 5,5 тонны, оснащалась шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, форсированным до 85 л.с, усиленной броней и вооружением. Именно для серийного производства этого танка впервые в Советском Союзе стали использовать индивидуальную торсионную подвеску всех катков. Т-40 получился простым, дешевым и надежным. Но уже в первые дни войны стало ясно, что машины с противопульной защитой не способны противостоять немецким танкам.

В срочном порядке решили взамен Т-40 начать на московском заводе № 37 изготовление разработанного в Ленинграде Т-50, более сложного с точки зрения конструкции и технологий. Правда, выяснилось, что танковый завод в столице не может в нужный срок освоить 14,5-тонную машину: для этого не было технологической оснастки, а цеха оказались слишком малы, грузоподъемные средства слабы.

С октября по декабрь 1941 года ГАЗ выпустил 1320 танков Т-60

И тогда Николай Александрович Астров, главный конструктор танкового завода № 37, вместе с коллегами всего за две с половиной недели разработал на базе Т-40 сухопутный танк уменьшенного габарита, но с усиленной броней и пушечным вооружением. Новая машина получила название Т-60, весила 6,4 тонны, имела удачный наклон лобовой брони толщиной 35 мм и башню из наклонных листов. Вооружили его скорострельной 20-миллиметровой авиационной пушкой, позднее изготовили специальную танковую пушку.

В августе Н. А. Астров и старший военный представитель завода № 37 Василий Окунев обратились к Иосифу Сталину с ходатайством о принятии нового танка на вооружение. Постановление Совета министров об этом вышло через несколько дней вместе с поручением освоить технику на трех головных заводах: кроме московского к проекту подключили Харьковский тракторный и Горьковский автомобильный. Правда, из-за скорой эвакуации на Урал и ХТЗ, и московский завод не смогли продолжать выпуск танков, и полноценным производственным поставщиком остался лишь ГАЗ. Еще несколько отечественных заводов выпускали эти машины в меньших объемах.

Без права на ошибку

В сентябре 1941-го Николай Александрович Астров прибыл в Горький прямо на танке Т-60, преодолев путь всего за 14 часов. У специалистов не было возможности дожидаться, когда в город на Стрелке передадут всю техническую документацию, которая, впрочем, все еще дорабатывалась. Поэтому Н. А. Астров решил продемонстрировать конструкторам машину «живьем». Именно Николай Александрович с первого дня курировал проект освоения производства. Он стал на Горьковском автомобильном заместителем главного конструктора по танкостроению.

Когда специалисты кузнечных и литейных цехов ГАЗа приступили к освоению наиболее крупных деталей танка, выяснилось, что предложенная заводом № 37 технология изготовления «не стыкуется» с действующим оборудованием. Решили перейти на штамповку деталей, требующих минимальной обработки. Но для этого пришлось значительно скорректировать конструкцию компонентов танка.

Непростая задача, на выполнение которой в мирное время понадобились бы месяцы, была решена в считаные дни благодаря огромному опыту, инициативности и таланту специалистов технической службы Горьковского автозавода. Руководителем цеха сборки и испытаний танков назначили Герасима Парышева — первого начальника главного конвейера ГАЗа. Прекрасный организатор, человек, умеющий принимать быстрые и четкие решения, как нельзя лучше подходил для руководства коллективом в напряженный момент. Вместе с талантливым инженером Константином Власовым — главным технологом завода — он создал в цехе своеобразный мозговой центр, куда «переселились» конструкторы во главе с Андреем Липгартом и Николаем Астровым.

Работа шла почти круглосуточно — танк делали более «технологичным». Ни темпы, ни масштабы этой переработки не имели аналогов: в течение нескольких дней нужно было определить пригодную для штамповки геометрию деталей танка (ковочные уклоны, радиусы переходов и т.д.), припуски и допуски на обработку, а также предусмотреть возможность установки новых деталей в общую компоновку узлов. Предстояло также изготовить рабочую документацию. И ни у кого не было права на ошибку: фронт с нетерпением ждал танки.

Все штампы, приспособления для механической обработки деталей коллектив конструкторов и технологов спроектировал за 5-6 суток. Конвейер по выпуску танков начал работу в срок, соответствующий правительственному заданию.

При переходе на военную продукцию на ГАЗе внедрялись новые технологии: сварка вместо клепки, литье вместо ковки и т.д. Также была освоена автоматическая сварка под слоем флюса, почти не применявшаяся в те годы в автомобильной промышленности.

В результате напряженной работы с октября по декабрь 1941 года на заводе выпустили 1320 танков Т-60. А с учетом других предприятий, задействованных в этом процессе, объем производства Т-60 за три месяца составил 4800 единиц.

За своевременную организацию конвейерного (первого в Союзе) серийного производства легких танков директор Горьковского автозавода Иван Лоскутов и начальник цеха сборки и испытаний Герасим Парышев были награждены орденами Ленина, а главный технолог Константин Власов, представитель заказчика Василий Окунев, руководитель СКВ Владимир Дедков и конструктор Михаил Казаков удостоились орденов Красной Звезды.

В два раза мощнее

Т-60 был предельно упрощенной машиной, с одним бензиновым шестицилиндровым двигателем типа ГАЗ-11 (ГАЗ-202) мощностью 70 л.с. Он имел хорошую проходимость, был оснащен предпусковым подогревателем, особенно выручавшим в суровую зиму 1941-1942 годов. Машина участвовала в обороне Москвы, при прорыве блокады Ленинграда, преодолевала Синявинские болота... О фронтовых победах этого танка написала хорошую книгу Ирина Николаевна Левченко, командир Т-60, единственная женщина-танкист, Герой Советского Союза.

В октябре 1941-го коллектив ГАЗа, учитывая опыт военных на фронтах Великой Отечественной, выступил с инициативой создать новый легкий Т-70 с 45-миллиметровой противотанковой пушкой. Машина массой 9,2 тонны обладала хорошей подвижностью. Для нового танка потребовался и двигатель с удвоенной по сравнению с Т-60 мощностью. Заводчане нашли оригинальное решение, спарив последовательно на жесткой раме два двигателя ГАЗ-202. Новая «спарка» мощностью 140 л.с. получила индекс ГАЗ-203, но конструкторам и испытателям пришлось немало потрудиться, чтобы она надежно работала. Большой вклад в этот проект внесли Николай Кокуев, Давид Гороховский, Роберт Клуцис.

15 февраля 1942 года директор Горьковского автозавода И. Лоскутов представил Верховному Главнокомандующему Сталину готовый образец Т-70, прошедший испытания. Машину одобрили и уже в марте 1942-го организовали ее серийный выпуск. До конца 1943 года в армию поступило свыше 8000 танков, из которых около 7000 изготовил ГАЗ.

За создание Т-70 в 1942 году главный конструктор завода Андрей Липгарт и его заместитель Николай Астров были удостоены Сталинской премии первой степени.

Машины Победы

Война требовала постоянного совершенствования оружия. И на ГАЗе приступили к разработке модернизированного легкого танка Т-80, который имел усиленную броню бортов, днища, верхней части корпуса, большой угол подъема пушки и был приспособлен к ведению боя в городских условиях. На танке установили два последовательно спаренных двигателя мощностью 85 л.с. каждый. Т-80 выдержал все испытания и был рекомендован в производство, которое разместили на Мытищинском машиностроительном заводе.

За усовершенствование Т-70 и разработку нового танка Т-80 в 1943 году Сталинской премией второй степени наградили А. Липгарта, Н. Астрова, а также В. Дедкова, заместителя главного конструктора завода, начальника КБ шасси и двигателей Анатолия Кригера и начальника кузовного бюро Юрия Сорочкина.

Даже с прекращением производства легких танков ГАЗ не перестал заниматься бронетехникой. За Т-80 последовал цикл работ, связанных с усилением этой машины, созданием самоходной артиллерийской установки с 76-миллиметровым орудием. Уже в июле 1943-го самоходка с обозначением СУ-76М применялась в сражениях на Курской дуге и хорошо показала себя как в обороне, при отражении атак пехоты, так и в наступлении, при разрушении дотов и дзотов, в борьбе с контратаками вражеских танков. Особенно успешно СУ-76М использовалась в уличных боях, где трудно маневрировать и действовать другим системам.

На СУ-76М, выпуск которой закончился в 1945 году, пришлось 60% всей произведенной в годы Великой Отечественной войны самоходной артиллерии.

Успешное создание новых машин стало возможным благодаря конструкторской школе, сформированной еще Владимиром Ципулиным и продолжавшей развиваться при А. Липгарте. Руководители сумели организовать на заводе эффективное взаимодействие между различными специалистами и рабочими, благодаря усилиям которых выпускалась техника, внесшая достойный вклад в Победу СССР над фашистской Германией.

Вениамин ШЕРСТИНСКИЙ, заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Символ величия Андайкин С. Символ величия : [автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 6. – (Юбилей).
2 Легенда ГАЗа для легенд СССР Алешин, А. Легенда ГАЗа для легенд СССР : [об автомобиле ГАЗ-24] / А. Алешин // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 29 мая – 4 июня (№ 42). – С. 22.
3 Важная птица Гусев А. Важная птица : [о вечере в музее ГАЗ, посвященном 60-летию со дня запуска в серию легендарного автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»] // Автозаводец. – 2019. – 31 янв. (№ 5). – С. 16-17
4 Сто дней и ночей Колесникова Н. Сто дней и ночей : [о восстановлении автозавода после бомбежки 1943 года] // Автозаводец. – 2018. – 23 окт. (№ 119). – С. 3
5 Шаги истории самой Шаги истории самой : [Электронный ресурс] : [история ГАЗа в датах] // Сайт www.biografia.ru. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/nn/avtozavod29.html (дата обращения: 16.03.2017)
6 «Волга» — кроссовер Кальмансон Л. «Волга» — кроссовер : [ об автомобиле ГАЗ 24-95] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 4
7 Юбилей полуторки Шерстинский В. Юбилей полуторки : [история ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 28 янв. (№ 10). – С. 2
8 Восемьдесят пять лет на ходу Бишлетов С. Восемьдесят пять лет на ходу : [о юбилее ГАЗа] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 18 янв. (№ 2). – С. 16-17
9 Путешествие начинается Путешествие начинается : [история ГАЗа в датах. Январь] // Автозаводец. – 2017. – 17 янв. (№ 5). – С. 2
10 Под знаком юбилея Максимова И. Под знаком юбилея : [о праздновании 85-летия ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 7 янв. (№ 1). – С. 1, 2

Страницы