Строя утопию
В 1930 г. капиталисты и коммунисты вместе начали строить в России завод и город будущего
(Продолжение. Начало в №121, 125, 129, 137, 153, 157, 172, 176, 191).
И поскольку русские рабочие и их руководители лучше разбирались в строительстве жилья, чем в сложных конструкциях строящегося неподалеку автозавода, то вокруг проекта строительства рабочего города возникло много проблем. Формально за этот проект отвечала компания "Остин", и она бы охотно спланировала жилой поселок со всеми вспомогательными службами по типу подобного жилья в американских городах. Но для Советов этот "Первый коммунистический город" был так значим, что они не захотели отдать проект в руки капиталистов. И действительно, после революции это был первый в России город, построенный буквально на пустом месте. И этот город должен был физически представлять принципы революции.
Коммунистическая партия и ведущие московские интеллектуалы проявляли нескрываемый интерес к разработке проекта рабочего города. Однако особенно ясного представления насчет города-коммуны у революции не было. Иосифа Сталина тянуло на монументальные сооружения, и это впоследствии стало советской традицией. Архитектурное жюри отметило, что, "несмотря на оживленную дискуссию вокруг планирования "социалистического города", эти вопросы еще далеки от окончательного решения". Жюри это было специально создано в 1930 г. для оценки проектов строительства рабочего города, представленных пятью советскими ведущими архитектурными мастерскими. В отчете жюри вырисовывались два принципа. Один из них состоял в том, чтобы "с корнем выдрать нормы и правила, присущие дореволюционной практике строительства", как чуждые современным социальным условиям. Другой принцип предусматривал "триединство" социалистической реальности, включавшее "завод, жилые кварталы, культурную зону", находившихся в динамической взаимосвязи.
Жюри практически полностью одобрило план, который разработали восемнадцать студентов Московского высшего технического училища. Он был наименее монументальным, зато уделял много внимания заботе о детях и связывал зону проживания с культурными и образовательными учреждениями. План города, выполненный МВТУ, предусматривал проспект для парадов и площадь для проведения художественных и культурных мероприятий, подобных тем, что были представлены в окончательном плане "Остин". Разработанные студентами жилые блоки были скромнее других, зато более практичными. Они также были подобны окончательным разработкам "Остин".
С этого времени разработка проекта рабочего города продолжалась при непосредственном сотрудничестве между Автостроем, студентами МВТУ и инженерами компании "Остин". 15 марта было решено, что небольшая группа инженеров компании будет наблюдать за разработкой дизайна, основанного на результатах конкурса архитектурных проектов при значительном участии советских инженеров, архитекторов и чертежников. Спустя две недели погодные условия и наличие необходимых строительных материалов позволяли начать работу, но дизайнерские работы были выполнены лишь частично. Планировка города получилась более грандиозной, чем предполагалось в разработках советских студентов. Фотография же эскиза будущего города, спроектированного компанией "Остин", была воспроизведена в прессе по всему миру. В конце концов и было принято решение упростить конструкции МВТУ в сторону большей практичности американцев. Получилось, что дизайн первых зданий Соцгорода соединил в себе советское видение нового общества и его практическое воплощение американскими инженерами.
Полгода проработав в России, Аллан написал об этом строительстве статью, которая была опубликована в 1931 году в журнале "Нью-Йорк Тайме Мэгэзин". Она называлась "Коммунизм строит свой город-утопию". Мы приведем лишь начало этой статьи. "На северном берегу реки Оки, чуть дальше шести миль от ее слияния с Волгой, что у исторической Нижегородской ярмарки, поднимается новый город для 60 тысяч жителей. Здесь американские инженеры воплощают в кирпич и бетон социальные теории Советского правительства. Здесь, на месте лесов, по которым четыре столетия назад купцы везли драгоценные грузы с мехами, Россия старая, Россия новая и современная Америка соединились, как реки".
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Гагарин в Горьком | Знаменский В. Гагарин в Горьком: два дня в феврале 1963 года : [о пребывании Ю.А. Гагарина в г. Горьком, в том числе и в Автозаводском районе] // День Города. Нижний Новгород. – 2023. – 1-7 марта (№ 16). – С. 6-7. (Как это было). |
2 | Город-сказка, город мечта | Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021). |
3 | Корни и крона Земли Нижегородской | Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276 |
4 | Прадедушку заставили получить квартиру… | Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195 |
5 | Почему Виктория гордится своей семьей | Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185 |
6 | Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» | Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227 |
7 | Сделать шаг в сторону добра | Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191 |
8 | История моей семьи уходит корнями в далекие времена… | Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199 |
9 | Храбрые на море, надежные на земле и в небе | Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193 |
10 | Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев | Чеботарева В. Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев : [воспоминая З.И. Нерословой о работе на автозаводе в годы войны] // Нижегородские новости. – 2020. – 11 марта (№ 20). – С. 11. – (75 лет Победы). |