Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 4.

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 18-24 сент. (№ 74). – С. 18. – Окончание. Нач. 2013 в № 65, 68, 72

(Окончание. Начало в № 65, 68, 72)

Исполнилось 115 лет со дня рождения Андрея Александровича Липгарта, инженера-конструктора автомобилей, члена-корреспондента Академии артиллерийских наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата пяти (!) Сталинских премий, доктора технических наук. Имя самого яркого отечественного автоконструктора связано с нашим городом. В 19331952 годах Липгарт работал главным конструктором Горьковского автозавода. Именно в бытность Липгарта главным конструктором ГАЗа были созданы модели легковых и грузовых автомобилей, принесших славу отечественному автопрому. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и построены 67 экспериментальных моделей автомобилей, из которых в производство пошли 27, среди них грузовые ГАЗ-АА, ГАЗ-AAA, ГАЗ-51, ГАЗ-6З, легковые М-1 («эмка»), М-20 («Победа») и другие. Каким инженером и человеком был Андрей Александрович Липгарт, мы сейчас расскажем.

«Звезды» автопрома

Андрей Александрович Липгарт был главным конструктором ГАЗа 18 лет. Именно на нашем автозаводе под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и построены 67 экспериментальных моделей. Это означает, что каждые 3-4 месяца появлялась новая модель! Так напряженно, интересно, а главное, самостоятельно никогда более не работала наша автомобильная промышленность.

Из почти семи десятков разработок в производство пошли 27. И практически каждый автомобиль стал звездой отечественного автопрома. Кроме «эмки», грузовика ГАЗ-51, «Победы», ГАЗ-12 стоит упомянуть такие «хиты» Горьковского автозавода, как полугусеничный грузовой автомобиль ГАЗ-41, артиллерийский тягач ГАЗ-68, легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 — его называли «тружеником» и он стал родоначальником семейства «уазиков», автомобиль-амфибия ГАЗ-46, тягач-транспортер ГАЗ-47, полноприводная «Победа» — ГАЗ-М72.

Донос, опала, ссылка

На дворе 1951 год. Время творческого расцвета главного конструктора ГАЗа. А за стенами конструкторского бюро по-прежнему ищут «врагов народа», продолжаются репрессии. Казалось бы, создатель великолепных машин, составивших гордость отечественного автопрома, и лауреат пяти Сталинских премий Андрей Александрович Липгарт застрахован от политических неприятностей. Но в то время никакие заслуги ничего не значили, если на другую чашу весов вползал даже маленький червячок сомнений и подозрений.

Так случилось и с Андреем Александровичем Липгартом. 15 октября 1951 года он был отстранен от должности главного конструктора ГАЗа и понижен до заместителя главного конструктора, а на его место был назначен... парторг завода. А еще через семь месяцев, 15 мая 1952 года, Липгарт и вовсе был уволен с Горьковского автомобильного завода и переведен на УралЗиС рядовым конструктором.

Говорили, что Липгарт попал в опалу, потому что Сталин так и не простил ему неполадок на первом этапе выпуска «Победы». Но на самом деле причиной понижения в должности, а потом увольнения и ссылки на Урал стал донос одного из инженеров Витольда Крещука, которого Липгарт в свое время пригласил работать в конструкторском бюро ГАЗа. Этот человек обвинил Андрея Александровича в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011». Над проектом этих амфибий как раз работал Крещук.

Трудно заподозрить яркого и талантливого конструктора, так и фонтанировавшего идеями, что он будет «зажимать» чью-то разработку, чтобы протолкнуть свою. Напротив, Липгарт был инициатором командного творчества, это он создал в КБ ГАЗа атмосферу тесного сотрудничества, увлеченности общим делом. Так что причиной доноса стала банальная обида «непризнанного гения». Армейский плавающий автомобиль НАМИ-О11 проигрывал по всем статьям альтернативному проекту, который поддерживал Липгарт.

А после доноса Крещука и увольнения Липгарта проект НАМИ-011 был объявлен приоритетным. Крещук даже получил Сталинскую премию за этот автомобиль. Правда, после испытаний указ о присуждении премии был отменен — машина доносчика мало на что годилась...

Трехсотрублевая премия

Покинув Горький, Липгарт переехал в Миасс. На УралЗИСе ему предстояло встать за кульман, как рядовому конструктору — словно за его плечами не было десятков успешных проектов и славы создателя легендарных автомобилей. Впрочем, чему тут удивляться: номенклатура никогда не умела ценить, а тем более беречь таланты. И судьба Липгарта — одно из многих печальных тому подтверждений. Аналогичная судьба — от рядового конструктора до главного и обратно в рядовые — была и у гениального разработчика «крылатых» судов и экранопланов Ростислава Евгеньевича Алексеева.

И еще одна характерная черта службистов — каждому хочется пнуть упавшего (или мертвого) льва. Рассказывают, что однажды главный конструктор УралЗиСа Титков поинтересовался, почему «этот старик», имея в виду Андрея Александровича Липгарта, ничего не чертит. Ему ответили, что это Липгарт. «А мне все равно, пусть работает», — ответил Титков.

Однако чертежником Липгарт так и не стал. Инженерный талант продолжал бурлить и рождать новые идеи. По его предложению и при его активном участии на основе опыта Горьковского завода была произведена коренная модернизация выпускавшегося здесь устаревшего грузового автомобиля «Урал» ЗиС-5.

За ряд усовершенствований конструкции грузового автомобиля «Урал» ЗИС-5 Липгарт получил премию в 300 рублей.

Возвращение в НАМИ

После смерти Сталина в 1953 году Андрей Александрович Липгарт с семьей вернулся в Москву. Он принял приглашение возглавить кафедру «Автомобили» в МВТУ и одновременно занял пост главного конструктора НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Позже он перешел на должность заместителя директора по научно-экспериментальной работе этого главного КБ отрасли.

Под руководством Липгарта в НАМИ проводились работы, определившие техническую политику отечественной автомобильной промышленности. Были разработаны перспективные типажи отечественных автомобилей и двигателей на 1950-1960-е годы, созданы прототипы семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом, грузового трехосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода (НАМИ-020), карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для легковых автомобилей «Запорожец» и ряд других работ.

С 1953 по 1973 год Андрей Александрович передавал свой опыт студентам и аспирантам в родном МВТУ, а совсем небольшая кафедра «Автомобили» под его руководством превратилась в базовую по колесным машинам высокой проходимости и стала называться «Колесные машины».

Липгарт являлся членом научно-технических советов Министерства автомобильной промышленности, НАМИ и других организаций, членом ученых советов ряда вузов и Высшей аттестационной комиссии. В 1956–1957 годах был постоянным советником Государственного комитета Совета министров СССР по новой технике (Гостехника). В 1958 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

27 января 1960 года Липгарту без защиты была присвоена степень доктора технических наук.

Характер — это человек

Андрей Александрович Липгарт с молодости очень любил автомобили. Но служебной машиной управлял редко. Он дорожил временем, поэтому по дороге на работу работал с бумагами. Его личным автомобилем была «Победа».

Андрей Александрович обладал великолепной памятью, блестящей эрудицией и знанием производства, а главное — огромным авторитетом. Он активно влиял на производственную политику всей отрасли: выступал на совещаниях по типажу автомобилей и структуре промышленности, вносил предложения, которые затем становились основой правительственных решений. Показательный факт: летом 1942 года Липгарт написал наркому записку с обоснованием выбора «Паккарда супер» в качестве прототипа ЗиС-110. При этом обнаружил такое знание производственных возможностей московского завода, словно работал там, а не на ГАЗе.

Конечно, после многих лет напряженной и успешной работы на Горьковском автомобильном заводе в качестве главного конструктора все остальные места и должности были для Андрея Александровича Липгарта, мягко говоря, мелковаты. Поэтому со всем своим нерастраченным темпераментом и силами в зрелые годы Андрей Александрович любил подмосковную дачу, увлекался цветоводством. К этому своему увлечению он приучал и своих детей и внуков. Иногда, по воспоминаниям одного из внуков, довольно жестко — в приказном порядке — заставляя пропалывать грядки. Но близкие, зная характер отца и деда, на него не сердились.

Андрей Александрович Липгарт скончался 20 марта 1980 года в Москве на 82-м году жизни. Его похоронили на Введенском кладбище. Над его последним пристанищем высится плита с силуэтом автомобиля «Победа» — самого известного шедевра великого автоконструктора.

Подготовила Марина Сергеева

Фото из интернета

Источники:

Дмитрий Филонов, «Слово о главном конструкторе. Андрей Липгарт». Газета «Автомобили».

Н. В. Колесникова, «А. А. Липгарт — конструктор, руководитель, человек. К 110-летию со дня рождения».

Ю. В. Кудрявцев, «Автомобили нижегородской конструкторской школы». Журнал. «Автомобильная промышленность». № 6, 2004 г.

Сайты: museum.unn.ru, lib-avt.ru, www.opoccuu.com

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Таким он человеком был… Честнова И. Таким он человеком был… : [к 120-летию со дня рождения знаменитого конструктора А.А. Липгарта] // Автозаводец. – 2018. – 19 июня (№ 65). – С. 3
2 «Победа» Липгарта Колесникова Н. «Победа» Липгарта : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2018. – 5 июня (№ 60). – С. 3
3 Человек-легенда Человек-легенда : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С.2
4 Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде Сминова Л. Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде : [беседа с внуком знаменитого конструктора ГАЗа И.С. Липгартом] //Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С. 2
5 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 3. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 11-17 сент. (№ 72). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65, 68
6 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 2. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 28 авг.-3 сент. (№ 68). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65
7 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 1. Сидорова К. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 21-27 авг. (№ 65). – С. 18. – Продолжение следует
8 Поражение наших «побед» Орлов Д. Поражение наших «побед» [Электронный ресурс] : [о А.А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа]. – 2013. – 4 апр. – Режим доступа: http://snob.ru/selected/entry/59160 (Дата обращения: 12.03.2015).
9 Автомобилист до мозга костей Гордин А. Автомобилист до мозга костей : [об А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа] // Автозавод-ONLINE. – 2012. – 23 марта-6 апр. (№ 39). – С. 4
10 Технический музей Андрея Липгарта Дехтяр Б. Технический музей Андрея Липгарта : [о гл. конструкторе ГАЗа А. Липгарте] // Нижегородский музей. – 2011. – № 21. – С. 100-104

Страницы