Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 4.
(Окончание. Начало в № 65, 68, 72)
Исполнилось 115 лет со дня рождения Андрея Александровича Липгарта, инженера-конструктора автомобилей, члена-корреспондента Академии артиллерийских наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата пяти (!) Сталинских премий, доктора технических наук. Имя самого яркого отечественного автоконструктора связано с нашим городом. В 1933–1952 годах Липгарт работал главным конструктором Горьковского автозавода. Именно в бытность Липгарта главным конструктором ГАЗа были созданы модели легковых и грузовых автомобилей, принесших славу отечественному автопрому. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и построены 67 экспериментальных моделей автомобилей, из которых в производство пошли 27, среди них грузовые ГАЗ-АА, ГАЗ-AAA, ГАЗ-51, ГАЗ-6З, легковые М-1 («эмка»), М-20 («Победа») и другие. Каким инженером и человеком был Андрей Александрович Липгарт, мы сейчас расскажем.
«Звезды» автопрома
Андрей Александрович Липгарт был главным конструктором ГАЗа 18 лет. Именно на нашем автозаводе под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и построены 67 экспериментальных моделей. Это означает, что каждые 3-4 месяца появлялась новая модель! Так напряженно, интересно, а главное, самостоятельно никогда более не работала наша автомобильная промышленность.
Из почти семи десятков разработок в производство пошли 27. И практически каждый автомобиль стал звездой отечественного автопрома. Кроме «эмки», грузовика ГАЗ-51, «Победы», ГАЗ-12 стоит упомянуть такие «хиты» Горьковского автозавода, как полугусеничный грузовой автомобиль ГАЗ-41, артиллерийский тягач ГАЗ-68, легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 — его называли «тружеником» и он стал родоначальником семейства «уазиков», автомобиль-амфибия ГАЗ-46, тягач-транспортер ГАЗ-47, полноприводная «Победа» — ГАЗ-М72.
Донос, опала, ссылка
На дворе 1951 год. Время творческого расцвета главного конструктора ГАЗа. А за стенами конструкторского бюро по-прежнему ищут «врагов народа», продолжаются репрессии. Казалось бы, создатель великолепных машин, составивших гордость отечественного автопрома, и лауреат пяти Сталинских премий Андрей Александрович Липгарт застрахован от политических неприятностей. Но в то время никакие заслуги ничего не значили, если на другую чашу весов вползал даже маленький червячок сомнений и подозрений.
Так случилось и с Андреем Александровичем Липгартом. 15 октября 1951 года он был отстранен от должности главного конструктора ГАЗа и понижен до заместителя главного конструктора, а на его место был назначен... парторг завода. А еще через семь месяцев, 15 мая 1952 года, Липгарт и вовсе был уволен с Горьковского автомобильного завода и переведен на УралЗиС рядовым конструктором.
Говорили, что Липгарт попал в опалу, потому что Сталин так и не простил ему неполадок на первом этапе выпуска «Победы». Но на самом деле причиной понижения в должности, а потом увольнения и ссылки на Урал стал донос одного из инженеров Витольда Крещука, которого Липгарт в свое время пригласил работать в конструкторском бюро ГАЗа. Этот человек обвинил Андрея Александровича в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011». Над проектом этих амфибий как раз работал Крещук.
Трудно заподозрить яркого и талантливого конструктора, так и фонтанировавшего идеями, что он будет «зажимать» чью-то разработку, чтобы протолкнуть свою. Напротив, Липгарт был инициатором командного творчества, это он создал в КБ ГАЗа атмосферу тесного сотрудничества, увлеченности общим делом. Так что причиной доноса стала банальная обида «непризнанного гения». Армейский плавающий автомобиль НАМИ-О11 проигрывал по всем статьям альтернативному проекту, который поддерживал Липгарт.
А после доноса Крещука и увольнения Липгарта проект НАМИ-011 был объявлен приоритетным. Крещук даже получил Сталинскую премию за этот автомобиль. Правда, после испытаний указ о присуждении премии был отменен — машина доносчика мало на что годилась...
Трехсотрублевая премия
Покинув Горький, Липгарт переехал в Миасс. На УралЗИСе ему предстояло встать за кульман, как рядовому конструктору — словно за его плечами не было десятков успешных проектов и славы создателя легендарных автомобилей. Впрочем, чему тут удивляться: номенклатура никогда не умела ценить, а тем более беречь таланты. И судьба Липгарта — одно из многих печальных тому подтверждений. Аналогичная судьба — от рядового конструктора до главного и обратно в рядовые — была и у гениального разработчика «крылатых» судов и экранопланов Ростислава Евгеньевича Алексеева.
И еще одна характерная черта службистов — каждому хочется пнуть упавшего (или мертвого) льва. Рассказывают, что однажды главный конструктор УралЗиСа Титков поинтересовался, почему «этот старик», имея в виду Андрея Александровича Липгарта, ничего не чертит. Ему ответили, что это Липгарт. «А мне все равно, пусть работает», — ответил Титков.
Однако чертежником Липгарт так и не стал. Инженерный талант продолжал бурлить и рождать новые идеи. По его предложению и при его активном участии на основе опыта Горьковского завода была произведена коренная модернизация выпускавшегося здесь устаревшего грузового автомобиля «Урал» ЗиС-5.
За ряд усовершенствований конструкции грузового автомобиля «Урал» ЗИС-5 Липгарт получил премию в 300 рублей.
Возвращение в НАМИ
После смерти Сталина в 1953 году Андрей Александрович Липгарт с семьей вернулся в Москву. Он принял приглашение возглавить кафедру «Автомобили» в МВТУ и одновременно занял пост главного конструктора НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Позже он перешел на должность заместителя директора по научно-экспериментальной работе этого главного КБ отрасли.
Под руководством Липгарта в НАМИ проводились работы, определившие техническую политику отечественной автомобильной промышленности. Были разработаны перспективные типажи отечественных автомобилей и двигателей на 1950-1960-е годы, созданы прототипы семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом, грузового трехосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода (НАМИ-020), карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для легковых автомобилей «Запорожец» и ряд других работ.
С 1953 по 1973 год Андрей Александрович передавал свой опыт студентам и аспирантам в родном МВТУ, а совсем небольшая кафедра «Автомобили» под его руководством превратилась в базовую по колесным машинам высокой проходимости и стала называться «Колесные машины».
Липгарт являлся членом научно-технических советов Министерства автомобильной промышленности, НАМИ и других организаций, членом ученых советов ряда вузов и Высшей аттестационной комиссии. В 1956–1957 годах был постоянным советником Государственного комитета Совета министров СССР по новой технике (Гостехника). В 1958 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
27 января 1960 года Липгарту без защиты была присвоена степень доктора технических наук.
Характер — это человек
Андрей Александрович Липгарт с молодости очень любил автомобили. Но служебной машиной управлял редко. Он дорожил временем, поэтому по дороге на работу работал с бумагами. Его личным автомобилем была «Победа».
Андрей Александрович обладал великолепной памятью, блестящей эрудицией и знанием производства, а главное — огромным авторитетом. Он активно влиял на производственную политику всей отрасли: выступал на совещаниях по типажу автомобилей и структуре промышленности, вносил предложения, которые затем становились основой правительственных решений. Показательный факт: летом 1942 года Липгарт написал наркому записку с обоснованием выбора «Паккарда супер» в качестве прототипа ЗиС-110. При этом обнаружил такое знание производственных возможностей московского завода, словно работал там, а не на ГАЗе.
Конечно, после многих лет напряженной и успешной работы на Горьковском автомобильном заводе в качестве главного конструктора все остальные места и должности были для Андрея Александровича Липгарта, мягко говоря, мелковаты. Поэтому со всем своим нерастраченным темпераментом и силами в зрелые годы Андрей Александрович любил подмосковную дачу, увлекался цветоводством. К этому своему увлечению он приучал и своих детей и внуков. Иногда, по воспоминаниям одного из внуков, довольно жестко — в приказном порядке — заставляя пропалывать грядки. Но близкие, зная характер отца и деда, на него не сердились.
Андрей Александрович Липгарт скончался 20 марта 1980 года в Москве на 82-м году жизни. Его похоронили на Введенском кладбище. Над его последним пристанищем высится плита с силуэтом автомобиля «Победа» — самого известного шедевра великого автоконструктора.
Подготовила Марина Сергеева
Фото из интернета
Источники:
Дмитрий Филонов, «Слово о главном конструкторе. Андрей Липгарт». Газета «Автомобили».
Н. В. Колесникова, «А. А. Липгарт — конструктор, руководитель, человек. К 110-летию со дня рождения».
Ю. В. Кудрявцев, «Автомобили нижегородской конструкторской школы». Журнал. «Автомобильная промышленность». № 6, 2004 г.
Сайты: museum.unn.ru, lib-avt.ru, www.opoccuu.com
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | В честь Липгарта | Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14. |
2 | Таким он человеком был… | Честнова И. Таким он человеком был… : [к 120-летию со дня рождения знаменитого конструктора А.А. Липгарта] // Автозаводец. – 2018. – 19 июня (№ 65). – С. 3 |
3 | «Победа» Липгарта | Колесникова Н. «Победа» Липгарта : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2018. – 5 июня (№ 60). – С. 3 |
4 | Человек-легенда | Человек-легенда : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С.2 |
5 | Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде | Сминова Л. Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде : [беседа с внуком знаменитого конструктора ГАЗа И.С. Липгартом] //Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С. 2 |
6 | Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 3. | Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 11-17 сент. (№ 72). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65, 68 |
7 | Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 2. | Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 28 авг.-3 сент. (№ 68). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65 |
8 | Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 1. | Сидорова К. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 21-27 авг. (№ 65). – С. 18. – Продолжение следует |
9 | Поражение наших «побед» | Орлов Д. Поражение наших «побед» [Электронный ресурс] : [о А.А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа]. – 2013. – 4 апр. – Режим доступа: http://snob.ru/selected/entry/59160 (Дата обращения: 12.03.2015). |
10 | Автомобилист до мозга костей | Гордин А. Автомобилист до мозга костей : [об А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа] // Автозавод-ONLINE. – 2012. – 23 марта-6 апр. (№ 39). – С. 4 |