Проект Гринберга
Мы могли бы ходить в наш театр...
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Советском Союзе во всех сферах общественной жизни происходили масштабные изменения, вызванные процессом индустриализации. Вся страна напоминала одну гигантскую стройку. Одним из крупнейших промышленных проектов первых пятилеток стал Горьковский автомобильный завод. Вместе с автогигантом был возведен Социалистический город.
«Идеальный социалистический «город-дом» не мыслился без «новых социальных типов жилища» и «второго дома — клуба», которым отводили одно из ведущих мест в будущих строго иерархических градостроительных системах рубежа 20-х – 30-х годов», — пишет исследователь В. Э. Хазанова.
ОТ ЗАЯВКИ ДО ПРОЕКТА
В проекте Соцгорода автозавода (1929-1931 гг.), подготовленном студентами МВТУ и доработанном специалистами кампании «Остин», а в дальнейшем — архитектором А. Э. Зильбертом, Дворец культуры, располагавшийся на центральной площади Соцгорода, должен был стать одним из главных звеньев в культурно-просветительской и общественно-политической работе с трудящимися. Одновременно клубные учреждения предполагалось организовать и в жилых комбинатах Соцгорода. Однако этот проект в полной мере реализовать не удалось. В 1932 году в Соцгороде начал действовать клуб, получивший название Центрального клуба Соцгорода, ЦКС (с 1961 г. — Дворец культуры школьников).
В 1932 году завком профсоюза рассмотрел вопрос о строительстве Дворца культуры, но из-за возникших финансовых проблем сразу это предложение реализовать не удалось. В феврале 1934 года на Автозаводе царила оживленная общественная атмосфера. В район привезли «первые проекты дома Культуры на автозаводе. Прибыл проект профессора Щусева (автора мавзолея Ленина). «Проект разработан вместе с архитекторами мастерской Моссовета тт. Чечулиным и Жуковым. Прибыли также проекты профессора Гринберга» — писала газета «Автогигант» (10 февраля 1934 г.). К исполнению был принят проект известного архитектора А. 3. Гринберга (1881-1938 гг.).
С СОВЕТСКИМ РАЗМАХОМ
Архивный план проекта Гринберга. 1 - Дом советов, 2 - театр, 3 - пионерский сектор, 4 - клуб, 5 - кино-концертный зал, 6 - спортивный сектор, 7 - парк, 8 - клуб ЦКС
Дворец культуры предназначался для обслуживания 150 тысяч человек. Он должен был стать главным архитектурным сооружением Соцгорода. Дворец культуры, по проекту А. 3. Гринберга, избравшего павильонную систему планировки, представлял собой комплекс отдельных зданий, соединенных между собой переходами. В состав Дворца культуры входили: театр на 1800 мест, киноконцертный зал на 800 мест, клубная часть с одновременной вместимостью до 1700 человек, школьно-пионерская и детская части клуба и физкультурный сектор, который должен был располагаться в районе сегодняшнего главного паркового фонтана. Общая кубатура здания составляла 131 тыс. куб. м. (для сравнения — Канавинский Дворец культуры имел объем 70 тыс. куб. м).
Комплекс зданий Дворца культуры должен был располагаться на главной площади города как «основной элемент ее архитектурного решения». Причем запроектированные размеры главной площади Соцгорода (около 7,5 га), были сопоставимы с одной из крупнейших площадей Европы — площади Согласия в Париже (7,74 га). Одновременно комплекс Дворца культуры выходил в парк. После театральных представлений, клубных встреч или сеанса кино, автозаводцы могли бы выйти в парк, чтобы прогуляться по просторным аллеям, подышать свежим воздухом и обсудить события дня. Или, возможно, поучаствовать в играх на спортивных площадках в центре парка.
ТРИ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ
Здание театра имело сложную конфигурацию плана в виде сочетания неполного круга с двумя примыкающими к нему с продольной стороны прямоугольниками. Здание имело цокольный и пять надземных этажей. В цокольном этаже размещались туалеты и курительные. На первом этаже — кассовый вестибюль, вестибюль-гардероб, административные помещения. Партер располагался на уровне первого этажа, амфитеатр — второго, балкон — третьего, помещения для осветительной аппаратуры и кинобудка — на четвертом этаже, и пятый этаж приходился над сценической частью здания. Основная масса зрителей размещалась в партере и амфитеатре (1 350 человек), остальные — на балконе. Места для зрителей группировались по «русской системе» — короткими рядами, удлиняющимися по мере удаления от сцены.
Второе здание комплекса — клуб со стороны центральной площади имел прямоугольную вытянутую форму. В южной части здание разворачивалось в парк. Центральный фасад здания решался в строгих чертах и подчеркивался портиком и колоннадой, пущенной вдоль западной стороны клуба. В клубе планировался зал на 500 человек, предназначенный для конференций, пленумов, кино-лекций, докладов и вечеров самодеятельности.
Третье здание Дворца культуры — Киноконцертный зал был рассчитан на 850 мест. Из главного входа зрители попадали в вестибюль, в котором располагались две кассы, далее следовал гардероб, затем шло фойе, поражавшее посетителей своим великолепием: паркетный пол, красивые люстры, тройные бра, диваны, обтянутые темно-красным плюшем. Фойе соединялось зрительным залом. «Дубовые полированные кресла с откидными сиденьями расставлены в три ряда. Между ними широкие проходы, устланные дорожками... ширина сцены 17,5 метра, глубина — 9 метров, высота — 12 метров... Поднимаемся в фойе второго этажа. Здесь расположены буфетные комнаты, кабинет директора и курительная комната. Отсюда можно попасть на балкон двухсветного фойе, на балкон зрительного зала и на плоскую кровлю», — сообщала о будущем интерьере киноконцертного зала (ККЗ) газета «Автогигант». На третьем этаже размещались киноаппаратная, трансляционная, моторогенераторная и комната для производства мелкого ремонта киноаппаратуры. Имелась и комната отдыха для киномехаников. Акустика зрительного зала была рассчитана профессором Людвигом.
Вероятно, сразу средства на реализацию проекта А. 3. Гринберга не были выделены. Из всего комплекса зданий Дома (Дворца) культуры Соцгорода автозавода удалось построить только киноконцертный зал. Основное строительство здания проводилось в 1936-1937 годах. 5 ноября 1937 года состоялось открытие киноконцертного зала, приуроченное к XX годовщине Октября.
Гордин А.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Алмаз в бриллиантовом ожерелье | Гордин А. Алмаз в бриллиантовом ожерелье : [о доме № 4 по проспекту Кирова] // Автозавод-ONLINE. – 2012. – 11-24 апр. (№40). – С. 4 |
2 | «Говорящее кино» в стиле постконструктивизма | Белов, А. «Говорящее кино» в стиле постконструктивизма : [история строительства кинотеатра «Мир»] // Автозаводец. – 2002. – 5 ноября. – С.2. – фот. |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
3 | Дом-крепость на четырех улицах | Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было). |
4 | Гагарин в Горьком | Знаменский В. Гагарин в Горьком: два дня в феврале 1963 года : [о пребывании Ю.А. Гагарина в г. Горьком, в том числе и в Автозаводском районе] // День Города. Нижний Новгород. – 2023. – 1-7 марта (№ 16). – С. 6-7. (Как это было). |
5 | Город-сказка, город мечта | Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021). |
6 | Где стояла Афродита | Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива). |
7 | "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" | Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6. |
8 | Корни и крона Земли Нижегородской | Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276 |
9 | Прадедушку заставили получить квартиру… | Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195 |
10 | Почему Виктория гордится своей семьей | Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185 |