Калужский уникум

Продувнов В. Калужский уникум [Электронный ресурс] : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела (позднее - УКЭР) ГАЗа]. // Калужская неделя. – 2008. – 23 окт. – Режим доступа: http://nedelya40.ru/wp-content/uploads/2015/04/9642f65510b39e5ff0d5.pdf (Дата обращения: 08.09.2015)

Совсем недавно автор этого материала добился звания «Почётный Гражданин города Калуги» (посмертно) бывшему Городскому Голове — Ивану Козмичу Ципулину. При подготовке исторической справки об этом легендарном человеке я обратил внимание на сведения о его сыне Владимире. Информация буквально потрясла.

Сын Ивана Козмича Ципулина от первого брака Владимир родился в Калуге предположительно в июне 1882 года.

В 1891 году он поступил, а в 1901 году окончил дополнительный класс реального училища, который давал право поступления в высшие учебные заведения Российской империи.

В 1910-м Ципулин окончил Императорское высшее техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана). Еще будучи студентом он организовал в стенах вуза автомобильный кружок и собрал свой первый автомобиль на базе двигателя и узлов автомобиля фирмы «Де Дион Бутон».

Как особо отличившегося в изучении автомобилля, Владимира послали стажироваться в Германию на автозавод фирмы «Даймлер».

В 1914 году, уже как самостоятельный и знающий специалист, Ципулин принимает участие в проектировании и строительстве завода Николаевых в Москве.

В Первую мировую войну Владимир Иванович в действующей армии обеспечивает работу военной автотехники.

Его заметили. В 1916 году Ципулин был откомандирован в распоряжение Главного Военно-инженерного управления и сразу назначен техническим руководителем военных авторемонтных мастерских в Одессе, а в 1917 году он — начальник государственного авторемонтного завода в Родниках Ивановской губернии.

В первые годы Советской власти молодой инженер успел побывать на руководящих постах крупнейших автомобильных предприятий страны того времени. Судите сами.

С 1919 года он на московском военном автозаводе «Спартак» (бывшая экипажная и автомобильная фабрика П. П. Ильина, создателя автомобиля Ля Блюир — Ильин). В марте 1920-го — технический руководитель завода АМО. Ципулину была поставлена задача — освоить выпуск отечественного двигателя объемом 4,08 л и мощностью 35 л.с. Задание он выполнил. До июля 1920 года было собрано 24 двигателя. Точно известно, что такие двигатели установили на первые отечественные танки: «Борец за свободу товарищ Ленин» и «Борец за свободу товарищ Троцкий».

С января 1921 года В. И. Ципулин — управляющий заводом АМО.

В 1922 году его направляют заведующим производственным отделом бывшего Русско-Балтийского Вагонного завода (после революции — 1-й Броне-Танково-Автомобильный завод), эвакуированного в годы Первой мировой в поддмосковные Фили. Именно из ворот этого завода в 1922 году выехал сделанный здесь легковой шестиместный автомобиль, получивший название БТАЗ-1. Очень вероятно, что Ципулина приглашали именно для технической помощи при изготовлении автомобиля, которым остались очень довольны наркомы Троцкий, Каменев и Рыков.

Выполнив задание, Ципулин вернулся на АМО уже главным техническим инженером завода.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В 1915 году было создано Акционерное Московское Общество (АМО) «Кузнецов, Рябушинские и Ко».

По лицензии фирмы «Фиат» здесь планировалось выпускать грузовики этой фирмы с грузоподъёмностью полторы тонны — «Фиат-15-тер». Одновременно итальянцы предоставили полторы тысячи комплектов грузовиков, которые и начали собирать на АМО с марта 1917-го.

В 1918-м завод национализировали. Итальянские автокомплекты закончились, и на заводе восстанавливали изношенные грузовики разных фирм.

Но если можно ремонтировать импортную технику, почему бы не выпускать свою. Оборудование, хоть и примитивное, имелось. Техническая документация и чертежи итальянского грузовика были. И руководство страны поставило задачу начать производство грузовиков полностью из отечественных комплектующих.

Так с 1924 года В. И. Ципулин стал главным инженером важнейшего проекта...

У ИСТОКОВ АВТОПРОМА

После капитальной переработки технической документации получился заметно «обрусевший» грузовик. Значительная часть агрегатов была кардинально переработана и адаптирована к нашим условиям. Учитывая вклад отечественных конструкторов АМО, сложилось и ныне уже легендарное название будущего грузовика — АМО-Ф-15.

К началу октября 1924 года начали строить первый автомобиль. Многие операции по ремонтной технологии выполняли вручную. Например, сначала в стальной плите высверливали и зубилом вырубали нечто похожее на коленвал, а уж потом с большими ухищрениями заготовку обтачивали на токарном станке.

Первый отечественный грузовик собрали в ночь на 1 ноября 1924 года, а днём за его руль сел В. И. Ципулин. Автомобиль завёлся и поехал.

Через неделю по праздничной Красной площади проехало уже шесть выкрашенных в ярко-красный цвет грузовиков.

В 1925-м АМО переименовали в 1-й Государственный автомобильный завод, и Ципулин был назначен его техническим директором. В том же году он принял участие во Всесоюзном испытательном пробеге на автомобиле АМО под стартовым номером 106 с участием новейших машин зарубежных фирм. Владимир Иванович показал высокие результаты, за что получил награду Реввоенсовета — именные золотые часы.

В марте 1928 года правительственная комиссия отправилась в Европу. Владимир Иванович Ципулин, используя старые связи, организовал переговоры советских руководителей с немецкими предпринимателями. Но тамошние заводы не могли предложить грузовик, необходимый в СССР.

 

В июле 1928 года госкомиссия уже в США выбрала автомобиль фирмы «Ауто-кар» грузоподъемностью 2,5 т. оснащенный 6-цилиндровым 60-сильным мотором. Так на смену грузовику АМО был определён будущий легендарный ЗИС-5 «Захар».

НОВОЕ ЗАДАНИЕ

6 апреля 1929 годе ВСНХ СССР принял постановление о выборе района для строительства нового автозавода в Нижегородской области. Так был создан «Автострой».

6 июля 1929 года начальником технического бюро Автостроя был назначен Владимир Иванович. Ципулин, который попросил перевести его туда из Москвы, вопреки уговорам нового директора АМО (с конца 1926 г.) И. А. Лихачева. Сохранилось высказывание последнего, который тогда сказал, что на заводе лишь один Ципулин по-настоящему знает автомобиль.

Очень скоро Владимир Иванович был отправлен на стажировку в США на завод Форда. Именно на полуторатонный грузовик этой фирмы (Форд-А) наша страна и приобрела лицензию.

2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода.

15 июня 1931 года В. И. Ципулин был назначен главным конструктором и начальником технического отдела строящегося Автозавода.

Завод построили за 18 месяцев, и 1 января 1932 года он вступил в строй. Еще через 28 дней с конвейера сошел первый грузовик — НАЗ-АА. Чуть позже новый грузовик получил название ГАЗ-АА. Так появилась знаменитая «полуторка».

Получается, что практически все первые отечественные автомобили СССР и даже танки получили путёвку в жизнь благодаря инженерному таланту В. И. Ципулина.

В 1933 году Владимира Ивановича направили работать в Научный автотракторный институт (НАТИ, позже — НАМИ) на должность заместителя начальника Главного автотракторного управления.

В 1937 году он сконструировал и построил гоночный автомобиль ГАЗ-ЦАКС. Управлял автомобилем известный в те годы испытатель танков В. Кульчицкий.

ГАЗ-ЦАКС пережил войну и своего создателя. В 40-50-х гг. автомобиль можно было видеть на улицах Москвы. Дальше его следы теряются. Фактически этот автомобиль стал первым настоящим отечественным гоночным болидом.

ВРАГ НАРОДА!

13 декабря 1937 года Сталин, Молотов и Ворошилов подписали очередной список (таких списков были тысячи!) лиц, которые должны были предстать перед судом Военной Коллегии Верховного Суда СССР по первой категории. Список практически обречённых подготовил начальник 8-го отдела ГУГБ НКВД старший майор госбезопасности Цесарский. Под № 79 там значился Ципулин Владимир Иванович. 14 декабря дело принято к рассмотрению судом. 15-го суд состоялся и сразу огласили приговор...

Сколько он мог еще сделать полезного для страны...

Валерий ПРОДУВНОВ.

СПРАВКА

Ципулин Владимир Иванович, русский, б/п., и.о. начальника технико-производственного отдела Главного управления автопрома Наркомата машиностроения СССР. Проживал: Москва. Покровский бул., д. 4/15, кв. 9. Расстрелян 15.12.1937. Место захоронении: Коммунарка.

Потомственный Почётный Гражданин, сын калужского купца I гильдии и Городского Головы Калуги, гениальный инженер Владимир Иванович Ципулин реабилитирован посмертно.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Отрывок из статьи. О Ципулине В. И. [В.И. Ципулин] [Электронный ресурс] : [о работе Ципулина на ГАЗе]. – Режим доступа: http://gazgroup.ru/united_engineering_center/history/ (Дата обращения: 08.09.2015)
2 Владимир Иванович Ципулин Владимир Иванович Ципулин [Электронный ресурс] : [о начальнике тех. отдела ГАЗа] // Калужский край. Историко-краеведческий форум. – 2014. – 5 янв. – Режим доступа: http://www.kalugakrai.com/forums/topic/2625-vladimir-ivanovich-tcipulin/ (Дата обращения: 08.09.2015)
3 1937. ГАЗ-ЦАКС 1937. ГАЗ-ЦАКС [Электронный ресурс] : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела ГАЗа (позднее – УКЭР)]. // Легенды. – 2013. – 8 янв. – Режим доступа: http://the-legends.ru/articles/442/1937-gaz-tsaks/ (Дата обращения: 08.09.2015)
4 Золотые часы Ципулина Шугуров Л. Золотые часы Ципулина [Электронный ресурс] : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела (позднее - УКЭР) ГАЗа]. // Спутник туриста. – 2011. – 9 янв. – Режим доступа: http://much-more.ru/publ/z_r/ina/2-1-0-46 (Дата обращения: 08.09.2015)
5 Техник по призванию Новикова А. Техник по призванию : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела (позднее - УКЭР) «НАЗа» (позднее – «ГАЗа»)] // Автозаводец. – 1999. – 7 апр. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Завод судьбы Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей).
7 Аллея славы Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
8 Мастер библиотечного дела Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память).
9 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
10 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).

Страницы