1937. ГАЗ-ЦАКС
ГАЗ-ЦАКС был создан энтузиастами московского Центрального автомотоклуба спорта — ЦАКС. Впервые эта машина приняла участие в гонках в 1937 году. Под Киевом, на Житомирском шоссе, вышли на старт четыре совершенно особых автомобиля, тщательно подготовленных для гонок: ГАЗ-М1-Спорт Г. Клещева, ГАЗ-А-Спорт А. Гиреля, ГАЗ-А Жарова и главная жемчужина «коллекции» — ГАЗ-ЦАКС — работа Владимира Ивановича Ципулина. Соревнование было организованно в лучшем виде: трассу украсили флажками, яркими транспарантами; А. Ляпидевский произносит речь с трибуны, в которой призывает всех учиться управлять автомобилем и мотоциклом, чтобы сделать автоспорт массовым.
В 1937 году в газете «Правда» публикуют статью, которая становится руководством к действию для советских инженеров. В ней говорится, что конструкторам пора бы позаботиться о создании «синих птиц», которые могли бы с легкостью бить мировые рекорды. Владимиру Ципулину — создателю первого в нашей стране автомобиля — к тому времени уже исполнилось 55 лет. Конечно, он не мог позволить себе просто небольшую доработку какого-либо авто, и поэтому со всей основательностью взялся за конструирование совершенно нового и по сути первого настоящего спорткара.
За основу был взят ГАЗ-А модели 1932 года. Шасси значительно усовершенствовали: заднюю раму выгнули вверх для уменьшения высоты авто. Заднюю подвеску менять не стали, а вот передняя теперь была на четырех продольных рессорах. На всех четырех колесах подвески были использованы гидравлические амортизаторы ГАЗ-М1. Поскольку высоту корпуса уменьшили, то наклон рулевой колонки был больше, чем на серийном ГАЗе-А. Несколько слов о кузове: стальной (на деревянном каркасе), двухместный, открытый, обтекаемый — он был поистине эстетичным и эргономичным, особенно в сравнении с кузовом ГАЗа, построенного Гирелем. Кроме того, Ципулин поставил поддон для защиты днища, а бензобак расположил прямо за водительским местом.
Мощность мотора этой машины составляла 60 лошадиных сил при 3100 оборотах в минуту. Таким образом, ГАЗ-ЦАКС мог разгоняться до 135 км/ч. Прежние рекорды скорости, установленные еще до революции, однозначно были побиты.
Автомобиль Ципулина был 1200 мм в высоту, 1670 мм в ширину и 4200 мм в длину, а вес его составлял 900 кг, что было на 50 кг меньше, чем у ГАЗа Гиреля. Для удобного перегона ГАЗ-ЦАКС оснастили съемными фарам и крыльями.
Спортсменом, управлявшим этой новинкой, был популярный в то время испытатель танковой техники Виктор Кульчицкий. За ним закрепилась репутация отважного и решительного человека, однако все, чего ему удалось добиться за рулем ГАЗа-ЦАКС — скорость 131 км/ч, после этого мотор переставал работать ровно. В сентябре 1937 года ЦАКС уступил даже машинам Клещева и Жарова, хоть они и были собраны из ржавых жестянок с огромным пробегом.
Владимир Ципулин, конечно, постоянно работал над своим детищем, совершенствовал его. Возможно, он смог бы усовершенствовать ГАЗ-ЦАКС так, что он стал бы выдающимся гоночным болидом. Но это было трудное и непредсказуемое время репрессий. В том же 1937 году Ципулина арестовали и расстреляли.
А ГАЗ-ЦАКС продолжал жить после смерти своего создателя и даже после войны. Его многократно видели на московских улицах, однако дальнейшая судьба этой машины остается неизвестной.
По материалам сайта Легенды
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Отрывок из статьи. О Ципулине В. И. | [В.И. Ципулин] [Электронный ресурс] : [о работе Ципулина на ГАЗе]. – Режим доступа: http://gazgroup.ru/united_engineering_center/history/ (Дата обращения: 08.09.2015) |
2 | Владимир Иванович Ципулин | Владимир Иванович Ципулин [Электронный ресурс] : [о начальнике тех. отдела ГАЗа] // Калужский край. Историко-краеведческий форум. – 2014. – 5 янв. – Режим доступа: http://www.kalugakrai.com/forums/topic/2625-vladimir-ivanovich-tcipulin/ (Дата обращения: 08.09.2015) |
3 | Золотые часы Ципулина | Шугуров Л. Золотые часы Ципулина [Электронный ресурс] : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела (позднее - УКЭР) ГАЗа]. // Спутник туриста. – 2011. – 9 янв. – Режим доступа: http://much-more.ru/publ/z_r/ina/2-1-0-46 (Дата обращения: 08.09.2015) |
4 | Калужский уникум | Продувнов В. Калужский уникум [Электронный ресурс] : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела (позднее - УКЭР) ГАЗа]. // Калужская неделя. – 2008. – 23 окт. – Режим доступа: http://nedelya40.ru/wp-content/uploads/2015/04/9642f65510b39e5ff0d5.pdf (Дата обращения: 08.09.2015) |
5 | Техник по призванию | Новикова А. Техник по призванию : [о В.И. Ципулине, начальнике тех. отдела (позднее - УКЭР) «НАЗа» (позднее – «ГАЗа»)] // Автозаводец. – 1999. – 7 апр. – С. 2 |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
6 | Концепция лидерства | Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект). |
7 | Разработчик и испытатель | Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа). |
8 | Незаурядный человек | Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память). |
9 | В честь Липгарта | Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14. |
10 | Завод судьбы | Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей). |