«И дух наш, продолжая жить, во внуков, правнуков вольется…»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Погорская Т. «И дух наш, продолжая жить, во внуков, правнуков вольется…» : [о Бусыгиной Анастасии, актрисе Центрального театра Российской армии, внучке А.Х Бусыгина] // Автозаводец. – 2014. – 24 мая. – С. 11

«Спящая красавица» — знаменитая сказка Шарля Перро явилась в одно из майских воскресений в Нижегородскую государственную академическую филармонию имени М. Ростроповича. Сопровождали «Красавицу» чарующие звуки музыки: оркестр филармонии под управлением лауреата международных конкурсов Максима Емельянычева исполнял фрагменты из одноименного балета Петра Чайковского. Читала сказку актриса театра и кино АНАСТАСИЯ БУСЫГИНА. Уже много лет живет она в Москве, а Нижний Новгород — ее малая родина. Здесь прошло детство, окончила школу. Анастасия — дочь известного нижегородского певца, народного артиста России, солиста театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Владимира Бусыгина. Она внучка прославленного кузнеца Горьковского автомобильного Героя Социалистического Труда, Почетного гражданина г. Горького Александра Бусыгина. Какие воспоминания связаны с предками? На этот и другие вопросы попросила ответить актрису наш корреспондент.

«Справлялась «с нормой» — получала приз»

— Анастасия, а что если начать беседу со «сказочной» ноты? В «Спящей красавице» новорожденную принцессу наделяют добродетелями, приятной внешностью и непростой судьбой феи. А вот возьмем реальную жизнь...

— Наверное, добрые и злые «феи», «волшебники» среди тех, кого встречали на своем жизненном пути. Конечно, щедрее всех, как правило, одаривают талантами, душевными качествами родители, бабушки и дедушки...

— У вас-то родословная будь здоров! Немногим доводится пройтись по проспекту имени своего деда, постоять у его памятника в центре района, увидеть его фотографии, вещи в музее...

1980 г. Анастасия Анисимовна и Александр Харитонович с внучкой Настенькой

— А в этом году я увидела их в Москве! Однажды утром звонит знакомый: «Поезжай в ГУМ, — чуть ли не кричит в трубку, — там выставка твоего деда!» Я ничего толком не поняла. Потом выяснилось, что в ГУМе огромная экспозиция, посвященная истории Горьковского автозавода. Среди экспонатов не только фотографии, документы, вещи Александра Харитоновича Бусыгина, но даже коленвал, который отковала его бригада чуть ли не 80 лет назад. А какие «чумовые» машины были на выставке! В общем, испытала чувство гордости и за деда, и за родной город, и за ГАЗ.

— Наверняка у Александра Харитоновича — человека, окруженного всеобщим уважением, всеми почитаемого, была своя машина?

— Да, «Волга». В последние годы своей жизни он мало ездил на ней из-за плохого самочувствия. Но нас с сестрой на машине катал. Еще запомнилось, как приходили к нам журналисты и пионеры из соседней школы. Жили мы в доме, который стоит напротив Дома ветеранов. Дед был хозяйственным человеком, любил мастерить. Например, сделал для меня скамеечку, которая устанавливалась на большом стуле, для того, чтобы во время семейных обедов я могла кушать вместе со всеми. Поскольку хорошим аппетитом деда не радовала, мое питание он взял под свой контроль. Например, следил, чтобы за завтраком я съедала определенное число «порошков» — так он почему-то называл бутерброды с маслом. Если я справлялась с «нормой», получала сладкий приз. Александр Харитонович всегда был в курсе всех заводских дел. Уж газету «Автозаводец» читал от строчки до строчки. Болел за ГАЗ...

— Еще бы! Таких здесь профессиональных высот достиг, что даже получил предложение от представителя Форда приехать в Детройт. А он отказался, несмотря на то, что пообещали «забросать золотом». Но вот интересно: что ответил бы Александр Харитонович представителю американской компании, если б работал на заводе в наше время, когда материальные блага в особой цене?

— Да, разрушаются жизненные, нравственные устои. Все напоказ, все на продажу... О чем говорит хотя бы засилье «бородатых Кончит» на Евровидении. Что касается моего деда, уверена, и в наши дни не польстился бы ни на какие блага на чужбине. Он был патриотом своего завода, своей страны. То же самое и об отце, Владимире Александровиче Бусыгине, скажу. В свое время он отказался от предложений работать в столице — настолько был предан Нижегородскому театру оперы и балета, на сцене которого сыграл десятки ролей. Кстати, умер в тот день, когда должен был петь партию доктора Бартоло. Мы с отцом были очень дружны. Как подумаю о том, что никогда не увидит он ни моего мужа, ни моего первенца... Мне очень не хватает его...

Не оскудеть душой

— Когда прочитала в Интернете о том, что вы после окончания школы дважды не прошли по конкурсу в Нижегородское театральное училище, мелькнула мысль, а может быть, кое-что родители предприняли для того, чтобы вы не стали актрисой?

— Отец, действительно, был против этого. Объяснял мне, что мир театра жесток, полон амбиций, интриг, несправедливостей. Но чтобы мешать мне в осуществлении мечты?! Нет, такого быть не могло. А тем, кто не принял меня в Нижегородское училище, огромное за это спасибо. Ведь если бы не они, не отправилась бы я в столицу, где была принята сразу в три учебных заведения: ВГИК, театральное училище имени Щукина, школу-студию МХАТ, в которой и осваивала актерскую профессию. Училась в мастерской Аллы Покровской — потрясающей актрисы и педагога. Вот моя добрая фея, мой флаг по жизни. И она, и другие педагоги, можно сказать, холили и лелеяли нас, своих учеников. А вот когда я училась на последнем курсе, попала совсем в другое «царство». Здесь говорили на другом языке, действовали другие театральные законы.

— Имеете в виду работу в итальянском театре под руководством Джорджо Стеллера?

— Он приехал на театральный фестиваль имени Чехова. Причем не только представил спектакль, но и провел кастинг среди российских актеров. Выбирал того, кто мог бы принять участие в международном проекте — спектакле по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».

— Выбор пал на вас...

— И в моей жизни начался, можно сказать, новый этап. Конечно, пришлось налечь на английский. Но что интересно. На сцене я говорила на своем родном языке, как и другие участники спектакля — представители разных стран.

— Как же вы понимали друг друга? И как реагировал зал?

— В том-то и дело, надо было играть так, чтобы понимали и партнеры, и те, кто в зрительном зале. У нас все получилось.

— Невольно вспомнишь известную фразу: «Счастье — это когда тебя понимают»...

— Сомневаюсь, что это верная формула. Наверное, человеку, которому кажется, что все его понимают, все любят, стоит спросить себя: «Все ли со мной в порядке?» По-моему, счастье — это благостное состояние души, вот такое, как у меня в эти дни: жду ребенка... Счастливые минуты для меня — это и работа над интересной театральной ролью, и успешный выпуск спектакля...

— То же самое, наверное, можете и о фильмах сказать? Вы столько снимались!

— Играла в сериалах. Съемки не в каждом из них вспоминаю с удовольствием и чувством удовлетворения.

— Может быть, потому что не всегда везло с ролями? Многие ваши героини не вызывают сочувствия. Скажем, злодейка Эльвира — сестра главного героя из сериала «Варенька. Испытание любви» или формалистка — заведующая ЗАГСом в сериале «ЗАГС».

2013 год. Кадр из фильма «Война»

— Если режиссеры предлагают роли женщин с характером, значит, и во мне видят нечто от железной леди. Что ж, наверное, унаследовала боевой характер деда и отца, которые тоже никогда не пасовали перед трудностями. И мне, как и моим предкам, жизнь ничего не преподносила на блюдечке с голубой каемочкой. Все давалось ценой больших усилий. А играть характерные роли, женщин, которые умеют любить и ненавидеть, на мой взгляд, интереснее и труднее, чем лирических героинь. Читателям вашей газеты посоветовала бы обратить внимание на один из последних сериалов, в котором снималась. Называется он «Война» — фильм о блокадном Ленинграде. Здесь у меня небольшая роль, но зато достойные партнеры — Сергей Гармаш и Алексей Лыков. А вообще, по большому счету, если актер часто снимается в сериалах, это не способствует ни духовному, ни творческому росту. Мало того, пагубно сказывается на работе в театре. Почувствовав это, и чтобы, так сказать, не оскудеть душой, я стала искать материал для моноспектаклей. Один из них, «Анна — любовь адмирала», был поставлен в Центре Высоцкого на Таганке. В основе спектакля — переписка Александра Колчака с поэтессой Анной Тимиревой. В нем много пластики, много пения. Свои песни для исполнения дала Диана Арбенина.

Связующая нить

— Вокальные данные достались по наследству от отца?

— Наверное. А исполняла партии и в «Гусарской балладе», и в «Севастопольском марше», это последняя работа над мюзиклом композитора Петрова. Вообще, театр, и прежде всего мой родной Центральный театр Российской армии, баловал меня ролями, дал возможность прожить десятки жизней, испытать чувство полета, интерес и симпатию зрителей. А те, кто в зале, всегда чувствуют, выкладывается ли актер на сто процентов или он вышел на сцену с грузом своих проблем.

—И у вас такое бывало?

— Не так давно я оказалась в довольно сложной ситуации. Дело вот в чем. На сцене Центрального театра Российской армии был поставлен спектакль «Лив Штайн» по пьесе Нино Караташвили. В главной роли — народная артистка Советского Союза Людмила Чурсина. И у меня там очень важная трагическая роль. В конце спектакля моя героиня пианистка отрубает себе пальцы рук. Столько эмоциональных затрат! Играла на разрыв, и зрители оценили это. Но, когда узнала о том, что жду ребенка, опасаясь за его здоровье, стала играть как бы в полсилы. Зал почувствовал это и принимал более прохладно. В конце концов от этой роли я отказалась. Надеюсь в следующем году вернуться в спектакль. Кстати, поставил его очень талантливый режиссер Александр Бурдонский.

— Внук Сталина...

— И вот ведь как все переплелось! Много лет назад мой дед Александр Бусыгин докладывал Сталину о достижениях своей бригады. По приглашению Сталина он и Алексей Стаханов побывали на спектакле в Большом театре, где сейчас работает мой муж.

— Прямо как в стихах: «И никогда не оборвется веков связующая нить»...

— Наверное, она будет крепче, если постараемся не изменять традициям, не потеряем свои корни, память о прошлом. А творческому человеку, по-моему, важно не идти на поводу у времени, не играть с ним в поддавки, точнее, не идти на поводу у людей с дурными вкусами. Угождая публике, пробуждать добрые чувства, искать новые формы для самовыражения — вот что главное.

— Вероятно, и среди ваших коллег есть актеры, которые отказываются играть тех, кто, скажем, одержим злыми духами? Боятся, что эта роль не лучшим образом отразится на реальной жизни...

— Вот уж в это я не верю, играть разные роли — работа актера. Думаю, что сверху высшие силы наблюдают не за персонажами, которых играю, а за мной, моими поступками, мыслями. А для меня что важно? Всегда быть в движении, полете. Иначе стану неинтересной зрителям, а прежде всего самой себе.

— Словом, живете по правилам и отца, и деда, которые брали новые и новые высоты. И в наши дни таких людей немало и среди нижегородских артистов, и на Горьковском автомобильном.

— Желаю всем, кто сейчас трудится на ГАЗе, силы духа и единства. Пусть история завода продолжается еще долгие годы!

Татьяна ПОГОРСКАЯ

• Фото из личного архива Анастасии БУСЫГИНОЙ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Кузнец Бусыгин и другие Цирульников, Кузнец Бусыгин и другие : [к 80-летию Горьковского автозавода] / А. Цирульников // Нижегородский рабочий. – 2012. – №2 февр. (№ 15). – С. 9
2 Кузнец Бусыгин и другие Цирульников, А. Кузнец Бусыгин и другие : [к 80-летию Горьковского автозавода] / А. Цирульников // Нижегородский рабочий. – 2012. – 26 янв. (№ 11). – С. 8
3 Рекорд Бусыгина не побит до сих пор Цирульников, А. Рекорд Бусыгина не побит до сих пор : [кузнец - легенда жил на Автозаводе в квартале, названном в его честь] / А. Цирульников // Нижегородский рабочий. - 2008. - 26 сент. (№ 180). - С. 9.
4 Был такой парень Васильев И. Был такой парень // Труд–7. — 2007. — 7 июня. — С. 14
5 …Всем рекордам наши славные дать имена …Всем рекордам наши славные дать имена : [к 95-летию со дня рождения А.Х. Бусыгина] //Автозаводец. – 2002. – 10 июля. – С. 2
6 Восхождение к рекорду Восхождение к рекорду : [о А.Х Бусыгине] // Труд и подвиг историю пишут / сост. Г.А. Кузьмин. – Горький, 1981. – С. 80-97
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
7 Династия большого труда Династия большого труда : [Электронный ресурс] : [о семье Бусыгиных] // Столица Нижний. – Режим доступа: http://stnmedia.ru/?id=24527 (дата обращения: 12.12.2016)
8 «Родина дороже золота...» Кулькова И. «Родина дороже золота...» : [о А.Х. Бусыгине] // Автозаводец. – 2015. – 26 сент. (№ 109). – С. 2
9 Бусыгина Анастасия Бусыгина Анастасия [Электронный ресурс] : [о творчестве актрисы]. // Rusakters.ru. – 2008. – 27 сент. – Режим доступа: http://rusakters.ru/busyigina-anastasiya.html (Дата обращения: 11.03.2015)
10 Живительный источник для завтрашнего дня Козонина Л. Живительный источник для завтрашнего дня : [об открытии памятника А.Х. Бусыгину] // Автозаводец. – 2007. – 2 марта. – С. 1

Страницы