«В преодолении себя и закаляется характер»
Заслуженный автозаводец, лауреат Государственной премии СССР И. Г. СТОРОЖКО известен многим нашим читателям. Мы не раз публиковали воспоминания ветерана о становлении автозавода, о людях, оставивших заметный след в его истории. А читать нашу газету, которая в то время называлась "Автогигант", Илларион Григорьевич начал в 1935 году, будучи студентом Харьковского механо-машиностроительного института (ХММИ), находясь на ГАЗе на преддипломной практике.
Сегодня, 19 июня, Иллариону Григорьевичу Сторожко исполняется 100 лет! В день юбилея мы публикуем его воспоминания, но не о заводе, где он достиг немалых вершин благодаря упорному труду и незаурядному таланту инженера и руководителя, а о восхождении на свою самую первую вершину. Возможно, этот рассказ поможет многое понять в характере этого удивительного человека...
Илларион Григорьевич Сторожко родился на Украине 19 июня 1907 г. в крестьянской семье. В 1935-м окончил Харьковский механо-машиностроительный институт и был направлен по распределению на Горьковский автозавод. С декабря 1935 года И. Г.Сторожко — конструктор технического отдела ГАЗа (в дальнейшем переименован сначала в конст-рукторско-экспериментальный отдел, а затем в управление конструкторских и экспериментальных работ Горьковского автозавода).
В 1938 г. И. Г. Сторожко назначают руководителем сектора трехосных автомобилей, где ведутся доработка конструкции автомобиля ГАЗ-AAA, самоходного шасси ГАЗ-ТК для безоткатной пушки калибра 76 мм и проектирование автомобиля ГАЗ-АААА.
В сентябре 1941-го И. Г. Сторожко назначен заместителем главного конструктора завода (тогда эту должность занимал А. А. Липгарт) — начальником экспериментального цеха.
Под руководством Иллариона Григорьевича в КЭО изготавливаются разработанные в отделе опытные образцы легких автомобилей повышенной проходимости (джипов) ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б, бронеавтомобилей БА-64, БА-64Б и его модификаций, легких танков Т-70, Т-70М и Т-80, самоходных пушек ГАЗ-71, ГАЗ-72, ГАЗ-74 и ГАЗ-75, самоходных установок СУ-76 и СУ-76М, а также первые образцы автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-51 и М-20 (будущая "Победа") и ряда других моделей.
В 1944 г. распоряжением Наркомата среднего машиностроения И. Г. Сторожко переводят в г. Днепропетровск на должность главного инженера нового предприятия специальной военной техники. Однако этот проект в первые послевоенные годы был свернут, и И. Г. Сторожко в 1952 г. возвращается на Горьковский автозавод. Здесь было создано закрытое управление ГАЗ-900 (а/я 420) для организации выпуска передвижных и стационарных радиостанций для военных аэродромов. Передвижные станции монтировались в специальном кузове, размещавшемся на шасси трехосного автомобиля ЗИС-151. И. Г. Сторожко назначают сначала начальником ОТК, а затем заместителем директора автозавода — начальником управления ГАЗ-900. В 1956 году после перевода производства радиостанций на специализированный завод И. Г. Сторожко вновь назначают заместителем главного конструктора Горьковского автозавода — начальником цеха опытных конструкций КЭО. Он возглавляет изготовление прототипов массовых грузовых автомобилей третьего поколения; ГАЗ-53 и ГАЗ-66, представительского автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", полноприводного малотоннажного грузового автомобиля ГАЗ-62, бронированной разведывательно-дозорной машины ГАЗ-40П, модернизированной гусеничной машины ГАЗ-47А и ряда других образцов новой автомобильной техники.
В 1966 году — новое назначение: главным инженером производства серийных автомобилей. Под руководством И. Г. Сторожко были освоены в производстве 4- колесные бронемашины ГАЗ-ЧОП и ГАЗ-41, 8-колесные бронетранспортеры ГАЗ-49, ГАЗ-49А, ГАЗ-49Б, ГАЗ-4905, гусеничные машины ГАЗ-47А и ГАЗ-71, изготовлена установочная партия боевых машин ГАЗ-5903 (БТР-80), до сего времени находящихся на вооружении Российской армии.
На пенсию И. Г. Сторожко вышел в 79 лет. Заслуженный автозаводец Илларион Григорьевич Сторожко награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и семью медалями. За создание конструкции и комплексно-механизированного крупносерийного производства семейства четырех — и восьмиколесных плавающих бронированных машин ГАЗ-40П (БРДМ), ГАЗ-41 (БРДМ-2) и ГАЗ-49Б (БТР-60ПБ) он был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Дорога на Эльбрус
В каникулы профком института выделил группе студентов-дипломников путевки на Кавказ. Это был автобусно-пешеходный туристический маршрут с восхождением (при благоприятных условиях) на Эльбрус. Нас было шестеро: Петр с паровозостроительного факультета, Матвей, Шура, Домна, Борис и я — с автотракторного. Итак, 10 июля 1935 года мы выехали из Нальчика, центра Кабардино-Балкарии, в направлении Тегенекли — поселения, расположенного на высоте 1780 метров над уровнем моря в 13 километрах от Эльбруса. Чтобы акклиматизироваться, наша группа вначале отправилась в трехдневный тренировочный поход в высокогорный лагерь Адыл-Су, а пообвыкнув и почувствовав себя настоящими туристами, мы пошли к нашей главной цели — Эльбрусу.
До селения Терское дорога шла лесными берегами реки Баксан. Затем мягкий грунт, покрытый травой, все чаще стал сменяться выступами голых скал. На высоте 3200 метров над уровнем моря на площадке, почти свисающей над ледником Большой Азау, мы увидели домик. Это была турбаза "Кругозор". Вид отсюда открывался потрясающий: как на ладони раскинулась поляна Азау, будоражили воображение Баксанское ущелье, Главный Кавказский хребет, седые вершины Эльбруса, Казбек, двуглавая Ужба...
Темнело быстро. Турбазу начали обволакивать облака — явно приближался дождь. Мы поставили 4- местную палатку, решив, что легко разместимся в ней все шестеро. Ночью нас разбудили сильные порывы ветра, град и потоки воды, от которых брезентовая крыша над нашими головами защищать была не в состоянии. Пришлось спешно перебираться в более надежное укрытие. А утром на безоблачном нежно-голубом небосклоне вновь безмятежно светило солнце. Просушив вещи, стали готовиться к переходу в следующий пункт нашего пути — "Приют-11".
Два дня вырабатывали необходимый темп ходьбы и отдыхали, набираясь сил для дальнейшего восхождения. И вот в 2 часа ночи (по мерзлому снегу идти легче) проводник-инструктор дал команду "старт". Но не для всех. На турбазе остались Домна (у нее обувь оказалась неподходящей для подъема в гору) и Борис (он подморозил ноги и решил не рисковать). Поэтому наша четверка объединилась с группой студентов Московского мединститута.
Ночь была светлой. Озаренный луной Эльбрус четко вырисовывался на фоне темного неба. Идти предстояло через ледник. На этом снежном поле мы и встретили рассвет. Он наступил неожиданно: солнечные лучи фонтаном вдруг брызнули на облака, а через мгновение коснулись самых высоких вершин хребта и рассыпались по склонам гор палитрой ярких красок, полутонов и оттенков. Незабываемое зрелище!
Между тем путь становился все круче. Приходилось то и дело останавливаться, чтобы успокоить дыхание и снизить частоту пульса. Солнце начало припекать, подмерзший ночью наст подтаял, и на снегу от наших ног протянулась цепочка глубоких следов. Рюкзаки с каждым шагом казались все тяжелее. Кроме личных вещей, мы несли еще и по вязанке дров, привязанных к рюкзаку. От перегрузки и недостатка кислорода в ушах слегка зазвенело. Для пополнения сил сосем кусочки сахара. В "Приюте-11" отдыхаем трое суток. Привыкаем к разреженному воздуху, катаемся на лыжах. Впереди — штурм вершины.
Разбудили нас опять ночью. Снежная корка под ногами хрустит. Укрепив на обувь "кошки", разбились на пятерки. Я с Петей оказался в одной, Шура и Матвей — в другой. Инструктор у нас был опытный, но у него разыгралась горная болезнь. Он показал нам маршрут мимо каменной гряды и возвратился на базу. Через некоторое время у Матвея сильно разболелась голова и ему тоже пришлось вернуться. Затем у Шуры пошла носом кровь, таким образом группа уменьшилась еще на одного человека. Оставшиеся шли молча, в тишине только "кошки" шуршали, врезаясь в ледовую корку. Чем выше поднимаемся, тем холоднее становится. Хорошо, что перед выходом я растер ноги спиртом и надел 2 пары шерстяных носков на пару простых, плюс обернул их байковыми портянками.
И снова восход солнца оставляет неизгладимое впечатление. На востоке небо посветлело и заиграло оттенками от бледно-лимонного до кроваво-красного. В западной части неба тоже было чем полюбоваться: тень Эльбруса конусом легла на облака, закрывшие долину. Казалось, гора отражается на гигантском экране...
Через некоторое время облака окутали и нас. Пошел снег. Московская студентка неловко оступилась, потеряла равновесие, упала и покатилась по склону вниз. К счастью, обошлось без травм. Внизу девушка встала, отряхнулась и вновь упрямо пошла вверх, догонять свою группу. Зато на моего товарища Петю это падение оказало неожиданное воздействие. Он остановился, постоял несколько минут, опираясь на ледоруб, затем махнул рукой, развернулся и... пошел вниз. Так из нашей харьковской группы я остался один.
Иду зигзагами, ноги проваливаются глубоко в снег, сердце бьется часто, для глубокого вдоха не хватает воздуха, во всем теле чувствуется усталость. Останавливаюсь через каждые 20, а потом и через 10 шагов. Последние метры самые трудные. "Давай, давай, немного осталось!" — подбодрил уже дошедший до цели и начавший спуск москвич. Это придало сил. И вот, наконец, вершина. Чтобы не сдуло сильным порывом ветра на каменистый склон, пришлось прилечь. Перевожу дыхание, рассматриваю установленный в небольшом углублении бюст Ленина, рядом с ним развевается красный флаг. В жестяной баночке, извлеченной из каменного шурфа, оставляю свою записку — свидетельство покорения высоты в 5621 метр над уровнем моря.
Облака к тому времени немного рассеялись. Горы внизу напоминали застывший морской прибой. Любоваться этим величественным пейзажем можно бесконечно. Душу переполняет восторг и от окружающего великолепия, и от чувства гордости за победу над собой, за торжество силы духа над собственными слабостями. Ведь именно в преодолении себя и закаляется характер.
Однако пора возвращаться. Спускаться, как оказалось, ничуть не легче, чем подниматься. Усталость возрастала, в голове появилась боль, начал одолевать сон. Совсем обессилив, я сел на нагретый солнцем валун и задремал. Проснулся через несколько минут. Снизу полосами поднимался туман. Снег превратился в кашу, в которую проваливаюсь с каждым шагом почти до колен. В "Приют-11" вернулся около часу дня. Весь путь туда и обратно занял более 10 часов. Отдохнув и подкрепившись, пошел дальше, догонять своих.
В 1935 году не было еще песни Высоцкого "Лучше гор могут быть только горы", но чувства, обуревавшие меня в этом походе, поэт-бард выразил очень точно. Красота суровых горных хребтов произвела на всех нас гораздо большее впечатление, чем волны теплого Черного моря и пальмы южного побережья, где мы отдыхали еще несколько дней, прежде чем вернулись в институт. Уже работая на автозаводе, я получил посылку из Москвы с грамотой о присвоении мне спортивной категории и значком "Альпинист СССР".
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Искусство изобретать | Шерстинский В. Искусство изобретать : [о И.Г. Сторожко, конструкторе ГАЗа] // Автозаводец. – 2017. – 20 июня (№ 67). – С. 3 |
2 | Сторожко Илларион Григорьевич | Сторожко Илларион Григорьевич [Электронный ресурс] : [о ведущем конструкторе ГАЗа, Почетном гражданине Нижегородской области] // Нижегородский некрополь. – Режим доступа: http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/storozhko_i_g/0-541 (Дата обращения: 16.12.2015) |
3 | Столетняя легенда автогиганта | Гогуленко О. Столетняя легенда автогиганта [Электронный ресурс] : [о И.Г. Сторожко, заслуженном автозаводце, Почетном гражданине Нижегородской области]. // Нижегородские новости. – 2007. – 20 июня. – Режим доступа: http://www.nnews.nnov.ru/news/2007/06/20/frontpage/100-let-100/ (Дата обращения: 16.12.2015) |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
4 | Возвращенные имена | Честнова И. Возвращенные имена : [об открытии в ЦДПИ выставки «Я здесь живу», одним из героев которой стал заместитель начальника цеха испытаний А.А. Алексеев ] // Автозаводец. – 2024. – 26 сент. (№ 39). – С. 17. – (Страницы из прошлого). |
5 | Концепция лидерства | Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект). |
6 | Разработчик и испытатель | Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа). |
7 | Незаурядный человек | Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память). |
8 | В честь Липгарта | Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14. |
9 | Завод судьбы | Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей). |
10 | Аллея славы | Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей). |