Соцгорода – дань ушедшей эпохе
В названии "Соцгород" изначально было заложено желание людей создать город будущего. Первые застройки — 30-е годы прошлого века. Архитекторы решили воплотить свою мечту создать удобное жилье.
Шестиэтажка № 20 на улице Лоскутова стала первой в этом ряду.
Дом-город с восьмиэтажными башнями-надстройками, с широким фасадом и огромными лоджиями, гигантскими римскими арками так и не был достроен по проекту. Во дворах не построили запланированных магазинов. Но интересен не сам дом — а улица, точнее, ее имя. Оно переносит нас в эпоху, к которой в настоящее время проявляется неподдельный интерес. Иван Кузьмич Лоскутов приехал на автозавод в 1938 году. Именно тогда первого директора автозавода Дьяконова объявили врагом народа, а потом расстреляли.
Боевой директор
— Сказать что-то в его защиту было немыслимо, сразу бы посадили — рассказывает Антон Яковлевич Мальев (человек, полвека проработавший начальником металлургического производства и лично знавший всех директоров). — Так вот все тогда говорили, что новый инженер Лоскутов — выходец из той же деревеньки, что и Ежов, и еще мальчишками они дружили.
В 1940 году Лоскутова отозвали в Москву, поставив на его место Александра Лифшица.
В 1943-м немецкие захватчики полностью разбомбили головную площадку завода. В тот же день директора завода сняли с поста. А на самолете вместе с Берией, Кагановичем и Ворошиловым вернулся из Москвы Лоскутов.
Про него говорили — боевой директор, настоящий генерал. До поздней ночи Лоскутов не уходил со своего поста. Ходил по заводу, подбадривал всех от инженера до простого рабочего.
— Он мог и водочки с мужиками выпить, и огурчиком закусить, — рассказывает Антон Яковлевич.
В 1948 году на поток поставили легковой автомобиль "Победа". Качество автомобиля хромало. Это с танками Иван Лоскутов справлялся без проблем, а вот с легковушками дела обстояли сложнее.
В этом же году Сталин лично вызывает директора в Москву. На совещании Лоскутова отчитывают публично. С насмешкой вождь народа заявляет:
— Не можешь справиться с машинами, поезжай в Ульяновск печи делать.
Не спасло Лоскутова ни боевое прошлое, ни кремлевские благожелатели.
Лоскутов никогда больше не видел ни Москву, ни Горький, до конца дней он проработал директором Ульяновского завода печей, но зато наш город до сих пор помнит его. Совсем недавно в его честь была переименована бывшая улица Автомобильная.
Московский инженер
В 80-е годы в новом микрорайоне Соцгород-II появилась улица имени еще одного директора — Николая Строкина.
В 1954 году молодой инженер и главный конструктор завода занимает почетный и нелегкий пост директора ГАЗа.
Беспартийный, но необыкновенно талантливый, он не раз отказывался от этого бремени, но тогда своей судьбой никто не распоряжался самостоятельно.
— Я знал Строкина с самого начала его газовской деятельности, — говорит Мальев. — Он был скромен и необыкновенно правдив. Говорили, что у него нет партийного билета, потому что он сын священника. Но на самом деле в партию его не принимали по другой причине. В 1938 году Строкин был в командировке в США. Американцы предложили ему остаться в Штатах, Строкин отказался, но репутация его была испорчена.
Это был добрейшей души человек — он никого не ругал, на работу мы ходили вместе пешком, несмотря на то, что у обоих были машины, тогда не модно было рисоваться.
В 1955-м Строкина сделали министром автомобильной промышленности СССР. А в 1956 году Строкин вновь отправился в Америку, но уже в сопровождении Хрущева.
Хрущев заявил американцам, что советские люди не продаются.
"Малая земля" района
К улице Строкина примыкает улица Плотникова. Обе они находятся в микрорайоне Соцго-род-II.
Собственно, строительство микрорайона Соцгород-II началось в 1972 году. Буквально на болотах утверждались нулевые циклы, а в народе строительную территорию тут же нарекли "Малой землей", вспоминая героическую участь фронтовых однополчан под Новороссийском тогдашнего Генсека КПСС Л. И. Брежнева.
Сейчас в центре классического Соцгорода-II — улица Политбойцов. Это имя она получила в честь молодых работников автозавода, ушедших добровольцами на фронт. В мае 85-го, в дни празднования 40- летия Победы, по инициативе Михаила Наумовича Бронштейна, одного из немногих доживших до этого времени, состоялась торжественная закладка памятного знака, посвященного живым и ушедшим политбойцам.
Со славными боевыми традициями связано и имя улицы Советской Армии.
Интересна судьба и улицы Краснодонцев. Сейчас уже мало кто знает, что прежде она именовалась Пионерской, а дома №1 и №3 являются "памятниками архитектуры сталинской эпохи" (официальная формулировка). Позднее новый каскад зданий на этой улице, переименованной после войны в честь героев Краснодона, вошел в состав Соцгорода-II.
Особая стать в этом квартале в преддверии 60-летия Великой Победы у улицы Плотникова, названной в память о начальнике одного из цехов ГАЗа. Федор Васильевич Плотников (1904 — 1972) прожил нелегкую жизнь. Родился в очень бедной семье в пензенской деревне, с 10 лет стал кормильцем семьи (отец гнил в окопах Первой мировой), а в 38-м оказался на автозаводе. Рвался на фронт, но только в декабре 42-го удалось ускользнуть от брони. Освобождал Украину, Болгарию, Румынию. В сентябре 43- го в бою около Днепродзержинска гвардии рядовой Плотников, оставшись в живых из всего орудийного расчета, отбил семь атак противника, четыре танка, уничтожил десятки фашистских солдат и офицеров. Как говорилось в официальных документах, "отважный артиллерист был дважды ранен, но не покинул поле боя и помог пехоте удержать высоту". Федор Васильевич получил Звезду Героя. После войны лейтенант запаса Плотников работал в Лыскове директором школы ФЗО №12, а в 52- м вернулся на ГАЗ, которому и отдал последние годы жизни.
Жизнь сложнее схем
И еще со вторым Соцгородом было связано событие, потрясшее всю страну. Цитата из газеты "Правда" от 12 сентября 1986 года: "Политбюро ЦК КПСС на заседании, состоявшемся 11 сентября, одобрило инициативу коллектива Горьковского автозавода по решению задачи обеспечения каждой семьи отдельной квартирой к 1995 году...".
Напомним суть дела. Тогда, как явствовало из партийных документов, среди задач первостепенной важности было обеспечить каждую советскую семью отдельным жильем — квартирой или индивидуальным домом к 2000 году. И вот летом 80-го на ГАЗе поднялись с инициативой, пообещав обеспечить каждую семью заводчан отдельной квартирой к 1995 году — на 5 лет раньше срока, намеченного ленинской партией. Почин прогремел по всей стране — специальные постановления приняли ЦК КПСС, президиум ВЦСПС, бюро обкома и горкома партии, облсов-проф... А между прочим, роль основной строительной площадки отводилась Соцгороду-II.
Да, жизнь оказалась сложнее схематичных, выхолощенных и упрощенных формул и лозунгов, она отчаянно сопротивлялась мнимой магии слов и смело сметала их, как бы обидно ни было их творцам. А второй Соцгород живет по новым законам времени, обращаясь памятью к истории в именах своих славных улиц.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Как строился Автозаводский район. Соцгород | Как строился Автозаводский район. Соцгород [Электронный ресурс] : [о новых домах в Соцгороде] // Автозаводцы - Автозаводский район ВКонтакте. – 2014. – 14 сент. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_3357%2Fall (Дата обращения: 22.04.2015) |
2 | Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения. Часть II. | Сергеева М. Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения : [о истории Автозаводского района] // День города. – 2014. – 11-17 июня (№ 46). – С. 17 |
3 | Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения. Часть I. | Сергеева М. Наш Соцгород — уникальный историко-культурный объект мирового значения : [о Соцгороде Автозаводского района] // День города. – 2014. – 4-10 июня (№ 44). – С. 17 |
4 | Советский урбанизм | Гордин А. Советский урбанизм : [об истории Соцгорода] // Автозавод ONLINE. – 2012. – 2-23 марта (№ 38). – С. 4 |
5 | «Идеальный» город Советской Утопии | Васильева, С. «Идеальный» город Советской Утопии : [Автозаводский район – памятник истории и культуры] // Нижегородский рабочий. – 1998. – 12 сент. – С. 4, 5. – фот. |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
6 | Загадки Соцгорода | Маслова И. Загадки Соцгорода : [исследовательский проект о Соцгороде автозавода] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 16-22 дек. – С. 6. – (Как это было). |
7 | Город мечты | Овчинников А. Город мечты : [история строительства Соцгорода в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2020. – 4 июня (№23). – С. 17. |
8 | Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль | Маслова И. Народная стройка. Часть 1. Горьковский метод. Как сломать стиль : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka1.htm (дата обращения: 05.04.2017) |
9 | Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца | Маслова И. Народная стройка. Часть 2. Горьковский метод. По директивам души и сердца : [Электронный ресурс] : [о домах и поселках «народной стройки» на Автозаводе] // Сайт Новости архитектуры и дизайна. – Режим доступа: http://www.architime.ru/news/narodnaya_stroyka_1/narodnaya_stroyka2.htm (дата обращения: 05.04.2017) |
10 | История от автозаводцев | Петров С. История от автозаводцев : [Электронный ресурс] : [о детстве в 70-е годы на Автозаводе]. – 2016. – 28 нояб. – Режим доступа: https://vk.com/club48760252?w=wall-48760252_8464%2Fall (дата обращения: 03.02.2017) |