Сергей ТЕРХАНОВ: «Горжусь нижегородскими корнями»

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будет закрыто до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт).

Шлыков В. Сергей ТЕРХАНОВ: «Горжусь нижегородскими корнями» [Электронный ресурс] : [о композиторе С. Терханове]. // Нижегородские новости. – 2010. – 15 июля. – Режим доступа: http://www.nnews.nnov.ru/news/2010/07/15/culture/terkhanov/ (Дата обращения: 07.04.2014)

Его учил Таривердиев и хвалил Шереметев. Композитор Сергей Терханов — коренной нижегородец: он родился и вырос на Автозаводе. Учился в хоровой капелле мальчиков у Льва Сивухина, изучал теорию музыки в училище, а потом в консерватории у Владимира Цендровского.

Терханов занимался композицией в Горьком у Аркадия Нестерова, в Казани — у Бориса Трубина, в Москве — у Микаэла Таривердиева. Творческая судьба выдающегося композитора получила продолжение «по соседству» с Нижегородчиной — в Мордовии: в Саранске Терханов преподает много лет в музыкальном училище, отмечен почетным званием и многочисленными наградами международных и всероссийских конкурсов. Но родной город он никогда не забывает: пишет музыку для нижегородских театров, участвует в фестивалях хоровых коллективов. Мы встретились с ним на днях, отдыхая в «Буревестнике», он с удовольствием дал интервью для «Нижегородских новостей».

Центр музыкальной культуры

— Сергей Яковлевич, Саранск не отличался в прежние годы заметными событиями в истории и искусстве. Но сейчас этот город все чаще упоминают как один из центров возрождения музыкальной культуры малых народов Поволжья, к чему вы тоже приложили свою руку…

— В Мордовии живу почти четверть века и не только имею возможность видеть, как расцветает республика, но и в меру своих сил участвую в развитии ее музыкально-культурного пространства. Сейчас идет подготовка к уникальному событию: согласно решению президента в 2012 году состоится большой праздник, посвященный 1000-летию объединения мордовского народа с народами России. В минувшем году у меня состоялись юбилейные концерты с участием камерного хора «Нижний Новгород», хора мальчиков и юношей колледжа имени Льва Сивухина сначала в моем родном городе, потом — в Саранске. Так что начало празднованию единения двух народов уже положено. В конце мая пережил счастливые мгновения, когда на сцене ТЮЗа сводный хор из пятисот человек завершил моим сочинением ХIII Международный фестиваль «Молодые голоса», и тем более приятно, что сочинение получило высокую оценку присутствовавшего на торжестве графа Петра Шереметева.

Выбирает режиссер

— Существует мнение, что в драматическом театре и кинематографе музыка служит вспомогательным, хотя нередко и весьма значительным, средством художественного воплощения пьесы или сценария.

— Да, верно. В пушкинском «Моцарте и Сальери», например, Реквием предопределяет трагический финал, а бравурный марш военного оркестра за сценой в «Трех сестрах» подчеркивает драму чеховских героинь, расстающихся с горячо любимыми людьми, с последними радостями провинциальной жизни. В каждом случае музыка выполняет разную функцию: она может проиллюстрировать и предвосхитить события или усилить контраст, но иногда режиссер обходится без нее вовсе. Как-то Михаил Ромм, автор известного фильма «9 дней одного года», спросил Таривердиева, какая в этой ленте нужна музыка. Просмотрев отснятый материал, композитор ответил твердо: «Никакая».

На море приходит вдохновение

— Вам явно тесно в рамках одного жанра: сочиняете симфоническую музыку, оперы и балеты, создаете хоровые и вокальные циклы для детей, пишете песни, нередко на собственные стихи…

— Наверное, как у многих людей творчества: скульптора, музыканта, художника, поэта в работе или в замыслах параллельно происходит реализация нескольких идей и проектов. Всегда по-разному, а порой — почти спонтанно. Вот мы беседуем с вами на Горьковском море, а здесь великолепная природа и хорошо работается. Я написал несколько песен и баллад, завершил оперу «Он и Она» (другое ее название — «О вечном») на стихи мордовских поэтов Константина и Анны Смородиных. Надеюсь, вскоре она получит сценическое воплощение в нижегородском Камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова.

— Уверен, вы не случайно снова оказались в Нижнем Новгороде.

— У меня возникла «театральная пауза» длиною в одиннадцать лет после создания музыки к спектаклю «Сказка о царе Салтане» в детском театре «Вера». Предложение его художественного руководителя Веры Горшковой возобновить творческое сотрудничество в гриновских «Алых парусах» стало для меня приятной неожиданностью. О музыке к этому спектаклю мне говорить трудно, скажу только, что писал ее, влюбляясь в каждого героя романтической истории.

Владимир ШЛЫКОВ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Сначала было слово Романова А. Сначала было слово : [о кантате «Минин» композитора С. Терханова и поэта Е. Садулина] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 4 нояб. – С. 20-21
2 Его последняя осень Шлыков В. Его последняя осень : [о композиторе С. Терханове] // Нижегородские новости. – 2014. – 9 окт. (№ 177). – С. 5
3 В музыку заманили конфетами: беседа с композитором С. Терхановым Федотова М. В музыку заманили конфетами: беседа с композитором С. Терхановым / беседовали М. Федотова, В. Шлыков // Нижегородские новости. – 2014. – 24 апр. – С. 6.
4 Фантазии завели далеко. Даже премия теперь за это светит Федотова М. Фантазии завели далеко. Даже премия теперь за это светит : [о творчестве композитора С. Терханова] // Нижегородские новости. – 2013. – 3 сент. (№ 155). – С. 4
5 Музыкальные миры Сергея Терханова Музыкальные миры Сергея Терханова [Электронный ресурс] // Молодежный журнал «Странник». 2012. – 28 марта. – Режим доступа: http://www.strannik-lit.ru/81859_59694_28_3_2012.html (Дата обращения: 07.04.2014)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Экспериментатор от музыки Экспериментатор от музыки : [о руководителе академического хора «Виват» Дворца культуры ГАЗ А.С. Макаровой] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17.
7 Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой Миндрин С. Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой : беседа с художественным руководителем Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова С. Миндриным / беседовали В. Шлыков, М. Федотова // Нижегородские новости. – 2019. – 29 мая (№ 41). – С. 24.
8 Созвучие душ и голосов Мухина Е. Созвучие душ и голосов : [о хоре ветеранов «Волжане» Дворца культуры «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2019. – 21 февр. (№ 8). – С. 17
9 Майя Суханова: «Танцы выверяю по секундам» Жукова А. Майя Суханова: «Танцы выверяю по секундам» : беседа с основателем образцового ансамбля танца «Радуга» М. Сухановой // Патриоты Нижнего. – 2017. – 21 июня (№ 24). – С. 13
10 Леногов Александр Александрович Леногов Александр Александрович : [Электронный ресурс] : [о актере театра музыкальной комедии]. – Режим доступа: http://www.muzcomedy.ru/about/company/soloists/main/lenogov_alexander/ (дата обращения: 9.12.2016)

Страницы