Сергей ТЕРХАНОВ: «Горжусь нижегородскими корнями»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Шлыков В. Сергей ТЕРХАНОВ: «Горжусь нижегородскими корнями» [Электронный ресурс] : [о композиторе С. Терханове]. // Нижегородские новости. – 2010. – 15 июля. – Режим доступа: http://www.nnews.nnov.ru/news/2010/07/15/culture/terkhanov/ (Дата обращения: 07.04.2014)

Его учил Таривердиев и хвалил Шереметев. Композитор Сергей Терханов — коренной нижегородец: он родился и вырос на Автозаводе. Учился в хоровой капелле мальчиков у Льва Сивухина, изучал теорию музыки в училище, а потом в консерватории у Владимира Цендровского.

Терханов занимался композицией в Горьком у Аркадия Нестерова, в Казани — у Бориса Трубина, в Москве — у Микаэла Таривердиева. Творческая судьба выдающегося композитора получила продолжение «по соседству» с Нижегородчиной — в Мордовии: в Саранске Терханов преподает много лет в музыкальном училище, отмечен почетным званием и многочисленными наградами международных и всероссийских конкурсов. Но родной город он никогда не забывает: пишет музыку для нижегородских театров, участвует в фестивалях хоровых коллективов. Мы встретились с ним на днях, отдыхая в «Буревестнике», он с удовольствием дал интервью для «Нижегородских новостей».

Центр музыкальной культуры

— Сергей Яковлевич, Саранск не отличался в прежние годы заметными событиями в истории и искусстве. Но сейчас этот город все чаще упоминают как один из центров возрождения музыкальной культуры малых народов Поволжья, к чему вы тоже приложили свою руку…

— В Мордовии живу почти четверть века и не только имею возможность видеть, как расцветает республика, но и в меру своих сил участвую в развитии ее музыкально-культурного пространства. Сейчас идет подготовка к уникальному событию: согласно решению президента в 2012 году состоится большой праздник, посвященный 1000-летию объединения мордовского народа с народами России. В минувшем году у меня состоялись юбилейные концерты с участием камерного хора «Нижний Новгород», хора мальчиков и юношей колледжа имени Льва Сивухина сначала в моем родном городе, потом — в Саранске. Так что начало празднованию единения двух народов уже положено. В конце мая пережил счастливые мгновения, когда на сцене ТЮЗа сводный хор из пятисот человек завершил моим сочинением ХIII Международный фестиваль «Молодые голоса», и тем более приятно, что сочинение получило высокую оценку присутствовавшего на торжестве графа Петра Шереметева.

Выбирает режиссер

— Существует мнение, что в драматическом театре и кинематографе музыка служит вспомогательным, хотя нередко и весьма значительным, средством художественного воплощения пьесы или сценария.

— Да, верно. В пушкинском «Моцарте и Сальери», например, Реквием предопределяет трагический финал, а бравурный марш военного оркестра за сценой в «Трех сестрах» подчеркивает драму чеховских героинь, расстающихся с горячо любимыми людьми, с последними радостями провинциальной жизни. В каждом случае музыка выполняет разную функцию: она может проиллюстрировать и предвосхитить события или усилить контраст, но иногда режиссер обходится без нее вовсе. Как-то Михаил Ромм, автор известного фильма «9 дней одного года», спросил Таривердиева, какая в этой ленте нужна музыка. Просмотрев отснятый материал, композитор ответил твердо: «Никакая».

На море приходит вдохновение

— Вам явно тесно в рамках одного жанра: сочиняете симфоническую музыку, оперы и балеты, создаете хоровые и вокальные циклы для детей, пишете песни, нередко на собственные стихи…

— Наверное, как у многих людей творчества: скульптора, музыканта, художника, поэта в работе или в замыслах параллельно происходит реализация нескольких идей и проектов. Всегда по-разному, а порой — почти спонтанно. Вот мы беседуем с вами на Горьковском море, а здесь великолепная природа и хорошо работается. Я написал несколько песен и баллад, завершил оперу «Он и Она» (другое ее название — «О вечном») на стихи мордовских поэтов Константина и Анны Смородиных. Надеюсь, вскоре она получит сценическое воплощение в нижегородском Камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова.

— Уверен, вы не случайно снова оказались в Нижнем Новгороде.

— У меня возникла «театральная пауза» длиною в одиннадцать лет после создания музыки к спектаклю «Сказка о царе Салтане» в детском театре «Вера». Предложение его художественного руководителя Веры Горшковой возобновить творческое сотрудничество в гриновских «Алых парусах» стало для меня приятной неожиданностью. О музыке к этому спектаклю мне говорить трудно, скажу только, что писал ее, влюбляясь в каждого героя романтической истории.

Владимир ШЛЫКОВ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Сначала было слово Романова А. Сначала было слово : [о кантате «Минин» композитора С. Терханова и поэта Е. Садулина] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 4 нояб. – С. 20-21
2 Его последняя осень Шлыков В. Его последняя осень : [о композиторе С. Терханове] // Нижегородские новости. – 2014. – 9 окт. (№ 177). – С. 5
3 В музыку заманили конфетами: беседа с композитором С. Терхановым Федотова М. В музыку заманили конфетами: беседа с композитором С. Терхановым / беседовали М. Федотова, В. Шлыков // Нижегородские новости. – 2014. – 24 апр. – С. 6.
4 Фантазии завели далеко. Даже премия теперь за это светит Федотова М. Фантазии завели далеко. Даже премия теперь за это светит : [о творчестве композитора С. Терханова] // Нижегородские новости. – 2013. – 3 сент. (№ 155). – С. 4
5 Музыкальные миры Сергея Терханова Музыкальные миры Сергея Терханова [Электронный ресурс] // Молодежный журнал «Странник». 2012. – 28 марта. – Режим доступа: http://www.strannik-lit.ru/81859_59694_28_3_2012.html (Дата обращения: 07.04.2014)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Гений в бронзе Андайкин С. Гений в бронзе : [об открытии в Автозаводском районе бюста композитору А.И. Хачатуряну возле школы искусств, носящей его имя] // Автозаводец. – 2021. – 19 авг. (№33). – С. 16. – (Событие).
7 Экспериментатор от музыки Экспериментатор от музыки : [о руководителе академического хора «Виват» Дворца культуры ГАЗ А.С. Макаровой] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17.
8 Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой Миндрин С. Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой : беседа с художественным руководителем Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова С. Миндриным / беседовали В. Шлыков, М. Федотова // Нижегородские новости. – 2019. – 29 мая (№ 41). – С. 24.
9 Созвучие душ и голосов Мухина Е. Созвучие душ и голосов : [о хоре ветеранов «Волжане» Дворца культуры «ГАЗ»] // Автозаводец. – 2019. – 21 февр. (№ 8). – С. 17
10 Майя Суханова: «Танцы выверяю по секундам» Жукова А. Майя Суханова: «Танцы выверяю по секундам» : беседа с основателем образцового ансамбля танца «Радуга» М. Сухановой // Патриоты Нижнего. – 2017. – 21 июня (№ 24). – С. 13

Страницы