Птенцы гнезда «Сирина»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Зинина М. Птенцы гнезда «Сирина» : [о творческой мастерской керамики в ДКШ] // Автозаводец. – 2008. – 6 дек. – С. 5

Творчество юных

Сирин — это не только райская птица, которая «зазывала из гнезд» Владимира Высоцкого. Так называется образцовая мастерская керамики отделения декоративно-прикладного искусства детской школы искусств «Дом культуры школьников». Здесь дети лепят из глины, а «Сирин» лепит из них настоящих художников и просто хороших людей. Недавно этому коллективу исполнилось 15 лет. Наведавшись в мастерскую, я познакомилась с юными гончарами, погладила Кружкового и узнала, что такое «ракле». Но обо всем по порядку.

Глинная история

Едва вылупившись, «Сирин» свил гнездо в одном из кабинетов школы № 58 — раньше там находился один из филиалов ДКШ. Но спустя несколько лет оттуда пришлось «улететь»: филиал решили расформировать.

— Тогда я взяла дымковскую игрушку, пришла к директору ДКШ Надежде Александровне Кудиновой и попросила нас приютить, — вспоминает руководитель коллектива Е. М. Вагина. — Со свободными помещениями тогда было туго, и нам выделили подвальную комнатку без окон. Позже мы перебрались в центральное здание...

Через некоторое время в «биографии» мастерской начался «керамический» период — ГАЗ подарил «Сирину» две печки. Если раньше глиняных котов и русалок просто сушили, то теперь появилась возможность их обжигать. Правда, крупные поделки в эти компактные печурки не помещаются. Примерно год назад » спонсоры презентовали юным гончарам еще одну печь, на этот раз — большую, в ней можно обжигать высокие вазы, скульптуры. Сейчас «глиняных дел мастера» мечтают о гончарном круге.

— Посмотрите, это мы к Новому году готовимся, — Елена Михайловна приподнимает крышку печи, под которой обнаруживается целое стадо коров с телятами. Я вынимаю из печных недр рогатый символ грядущего года и чувствую приятное тепло — бычок еще не успел остыть после обжига.

Огонь, вода и мучная болтушка

В мастерской практикуют спиральную лепку — так еще пещерные люди делали посуду. Накладывающиеся одна на другую глиняные «ленты» постепенно формируют чашку, вазу или кувшин. По технологии край должен быть толще стенок в полтора раза — чтобы не растрескался, ведь глина начинает твердеть именно с края.

— Разминая глину, я иногда разговариваю с ней, — делится Надя Петрухина. — И она словно подсказывает, чем хочет стать.

Когда поделка чуть подсохнет, можно процарапывать рисунок, натирать поверхность гладким камушком или металлической ложкой. От этого глина делается гладкой, как стекло, и очень приятной на ощупь. Затем пора включить «режим ожидания» — примерно на два дня поделку рекомендуется оставить в покое, чтобы полностью высохла. Только после этого ее можно ставить в печь, где глина обжигается при температуре 1000 градусов. Когда остынет, ее разрисовывают и снова отправляют в печку, разогретую уже до 1050 градусов.

— Самый интересный момент — это когда глазурованная керамика вынимается из печи, считает Сережа Брик. — Никогда не знаешь точно, что получится. Иногда глазури после обжига радикально меняют цвет!

Все творения юных гончаров полые — если обжигать глину куском, разница между температурой раскаленной поверхности и еще сырой середины приведет к тому, что поделку попросту разорвет.

— Мы используем и другой способ обработки — обварку, — говорит Настя Долгова. — Обожженные и чуть остывшие, примерно до 700 градусов, изделия вынимаются из раскаленной печи и большими щипцами помещаются в мучную «болтушку». Правда, это довольно опасная технология, педагоги за нас боятся и нам обварку не доверяют, сами делают. Выглядит это очень эффектно: дым валит, пар стоит! Наши преподаватели в этот момент похожи на колдуний!

— А потом из мучной "болтушки" поделку перемещают в ведро с водой, иначе она станет черной, — продолжает «керамический ликбез» Маша Орехова. — Мука «вваривается» в глиняные «поры», и появляются красивые такие пятна. Кроме того, изделие становится водонепроницаемым. На Руси издревле именно так обрабатывали глиняную посуду.

Педагоги «Сирина» владеют еще одной необычной методикой – так называемой технологией черной керамики, как известно, в природе черной глины не существует, такой цвет она приобретает в результате обработки. Раскаленную посуду или игрушку бросают в опилки и тут же закрывают крышкой, чтобы не попадал воздух. Керамика «коптится» в дыму и становится черной. В Японии такой метод называют «ракле», что в переводе означает «любование обжигом».

Метод «я его слепила из того, что было» в декоративно-прикладном искусстве непопулярен — если хочешь, чтобы твоя работа была красивой и качественной, нужен соответствующий материал.

— Раньше мы ездили за глиной в Дивеево, — вспоминает Е. М. Вагина. — Когда-то в этом поселке располагался большой завод, он приказал долго жить, а месторождение осталось. Глина там белого цвета, с поблескивающими кварцевыми вкраплениями. Пластичная, некапризная — в общем, мечта гончара. Мне это место «сдала» дивеевская керамистка Наталья Крушинская. Но постепенно информация обошла весь город, и сейчас там «пасется» множество гончаров, за глиной приезжают на самосвалах, копают при помощи экскаваторов... В итоге мы перестали ездить «на раскопки», теперь глину покупаем.

Урок под столом

«Красота-то какая! Лепота!» — эту фразу из всеми любимой советской комедии так и хочется воспроизвести, когда знакомишься с работами воспитанников «Сирина». Смотрит вдаль былинный богатырь, этакий «колосс на глиняных ногах». С ним соседствуют дружелюбные домовята, пухлые русалки, диковинные птицы... А сколько здесь посуды, предметов интерьера! Вазы, кувшины, подсвечники и даже ароматическая лампа... На стенах красуются картины — тоже, разумеется, глиняные.

— Лепить могут все! — уверена Е. М. Вагина. — Керамика хороша тем, что результат своей работы можно увидеть практически сразу. Чем раньше ребенок начнет заниматься декоративно-прикладным искусством, тем лучше.

В мастерскую можно записаться с 5 лет. Для малышей керамика начинается с небольших по размеру игрушек. Наблюдать за детскими дебютами очень забавно — если ребенок слепил, допустим, медведя, то ему обязательно хочется сделать и медведицу, чтобы Миша не скучал. Затем лепятся их сыновья и дочки, потом руки доходят до мебели, чтобы обставить берлогу. А еще нужно слепить соседей, чтобы медвежьей семье было к кому ходить в гости... С малышами занимается Марина Алексеевна Акилова, выпускница «Сирина» и талантливая художница, хорошо известная в творческой среде нашего города.

— Работы у нее яркие, радостные — сложно сказать, кто у кого учится, она у детей или дети у нее, — улыбается Елена Михайловна. — Марина может найти подход даже к самому капризному ребенку. Однажды привели к нам четырехлетнего мальчика. Он ни в какую не хотел лепить, прятался под столом. Так Марина под стол залезала и там с ним лепила.

Марина — далеко не единственная выпускница "Сирина", решившая связать свою профессию с искусством. Евгений Хлюнев (в мастерской до сих пор красуются его глиняные драконы и живописец, которому кокетливо позирует лесная сова) с отличием окончил Нижегородское художественное училище, работает в Санкт-Петербурге. Вероника Вагина, дочь Елены Михайловны, тоже окончила художественное училище, сейчас занимается дизайном. Также в дизайне себя нашли Ирина Мегина, Иннокентий Храповицкий. А Наталья Сергеева открыла свою мастерскую керамики.

Кружковой и Кикимора

Трое выпускников «Сирина» продолжают учиться у Е. М. Вагиной — они поступили в гуманитарно-художественный институт при Нижегородском архитектурно-строительном университете, где уже 10 лет преподает Елена Михайловна.

— Правда, специального образования у меня нет, — признается она. — Я окончила Московский педагогический институт, где работать с керамикой, естественно, не учили. Все «глиняные» знания и навыки я получила вместе со своими учениками.

Сейчас у «Сирина» около 50 «птенцов» — мальчишек и девчонок разного возраста. Начиная с 3-го класса, они занимаются практически по той же программе, что и студенты Елены Михайловны. Выполнив задание, можно лепить, что душе угодно. Так рождаются глиняные ангелы, вальяжные коты, улыбчивые лягушки и драконы, играющие на гармошке...

— Все игрушки у нас добрые, — отмечает Е. М. Вагина. — Это сейчас на прилавках сплошные монстры и робокопы, а наши предки никогда не делали игрушек, несущих отрицательную энергию. И мы тоже злых не лепим. За этим строго следит наш домовой, точнее, Кружковой, — Елена Михайловна показывает мне лукаво улыбающегося глиняного симпатягу. — Он по "национальности" шкатулка — видите, сверху крышка открывается? Я уже говорила, что мы собираем деньги на гончарный круг, так что Кружковой ждет в гости спонсоров. А по ночам он следит за порядком. Ведь когда мы уходим, все игрушки оживают. А у нас столько всякого народа поналеплено! Вот Кружковой и командует, чтобы они не обижали друг друга. А это жена его, Кикимора, дама хулиганистая и драчливая. Видите, у нее ухо отломлено и крылышко — наверное, Кружковой ее поколачивает — за проказы и неуживчивость натуры.

Рядом с хранителем мастерской расположились несколько народных игрушек. Как известно, в нашей области ими славится Городецкий район — оттуда родом городецкая и жбанниковская игрушки, по популярности практически не уступающие знаменитой дымковской.

— Вообще-то я неохотно позволяю детям продавать работы — вдруг «зазвездятся»? Но если речь идет о стилизации народной игрушки, смотрю на это сквозь пальцы. Потому что ребенок понимает: покупатель высоко оценил в первую очередь не его талант, а те прекрасные традиции, которые несет в себе русское искусство, — говорит Елена Михайловна.

Учим свистеть итальянцев

Впрочем, финансовый вопрос для воспитанников «Сирина» пока не очень актуален — он стоит примерно на уровне «на что купить шоколадку — пить чай после занятия». Кстати, бодрящий напиток здесь принято заваривать изготовленных в мастерской чайника и пить из собственноручно сделанных чашек.

— Ребята готовы тут с утра до ночи сидеть! Приходят сразу после уроков и не уходят, пока не выгонишь, — с притворным негодованием восклицает Елена Михайловна.

Разминающая глину Настя Долгова улыбается — понимает, что речь идет в том числе и о ней. Лежащая в углу школьная сумка красноречиво это подтверждает. В «Сирине» Настя занимается третий год. Кроме мастерской, она посещает изостудию ДКШ, планирует связать будущую профессию с дизайном.

— В каждой нашей выставке участвует Маша Орехова, очень талантливая и старательная, девочка, — продолжает рассказ о «птенцах» «Сирина» Е. М. Вагина. — А мальчишки у нас какие! Они мои верные помощники – приносят из сарая глину, размачивают, переминают ее для малышей, которым для этого пока не хватает силенок... Наши «три богатыря» — Сережа Брик, Костя Бурлаков и Рома Суворов. Кстати, не так давно они трех богатырей вылепили — видите, в центре стола красуются? Сережа — «предводитель» наших мальчишек. Это моя правая рука, а для ребятишек он как старший брат. Сережа очень доброжелательный, отзывчивый, всегда готов помочь. И остальные мальчики за ним тянутся. Помню, один паренек, когда пришел к нам, постоянно всех подкалывал, дразнил — видимо, перенял такой стиль общения в школе. Но, пообщавшись с Сережей, он очень изменился, стал спокойнее, добрее...

Ребята регулярно участвуют в разных показах: «Сирин» представлял свои работы в Нижегородском художественном музее, на Всероссийском фестивале «Гончары России», который проходил в Вологде, тверском фестивале игрушек и на итальянской выставке свистулек. И по сей день в музее города Чезуна хранятся сделанные автозаводцами свистульки. Есть идея организовать экспозицию в районном выставочном зале... Правда, каждая выставка для «Сирина» — своего рода стихийное бедствие. Керамика — вещь хрупкая, капризная, поэтому все выезды неизменно сопряжены с потерями? то ухо отвалится, то нос оторвется. Не у ребят, конечно, — у игрушек...

— К сожалению, в нашем городе отношение к керамике такое... снисходительное, — с грустью констатирует Елена Михайловна. — Живопись, графика воспринимаются серьезно, а керамика — так, будто бы баловство. Хотя это интереснейший вид искусства, объединяющий в себе и живопись, и графику, и скульптуру, и дизайн.

Согласно славянской мифологии, Сирин является лишь счастливым людям, недаром его имя созвучно с древним названием рая — Ирий. А мастерская «Сирин» уже 15 лет делает счастливыми автозаводских мальчишек и девчонок, которые здесь учатся, дружат, радуются и творят.

Мария ЗИНИНА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Золотые голоса Воронова Н. Золотые голоса : [к 10-летию создания вокального отделения ДШИ им. А.И. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2017. – 30 мая (№ 58). – С. 3
2 «Международная» домра Иконникова С. «Международная» домра : [о музыкальном конкурсе в ДШИ № 1 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 6 апр. (№ 37). – С. 3
3 История ДШИ № 1 [История ДШИ № 1] : [Электронный ресурс] // Сайт ДШИ № 1. – Режим доступа : http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (дата обращения: 04.04.2017)
4 «Вы рисуйте, вам зачтется...» Смирнова Л. «Вы рисуйте, вам зачтется...» : [об отделении живописи в ДШИ «Созвездие»] // Автозаводец. – 2017. – 16 марта (№ 28). – С. 7
5 От гармони до оркестра Калюлина Г. От гармони до оркестра : [о С.Д. Крестьянинове, музыканте ДШИ им. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 3
6 Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» Минская Е. Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» : [о танцевальном ансамбле ДШИ «Созвездие» Автозаводского района] // Патриоты Нижнего. – 2016. – 10 февр. (№5). – С. 6
7 История школы История школы [Электронный ресурс] : [о детской школе искусств № 1 Автозаводского района]. – Режим доступа: http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (Дата обращения: 15.12.2015)
8 Гармония звука Смирнова Л. Гармония звука : [о VII Открытом российском конкурсе юных исполнителей им. Балакирева в автозаводской Детской школе искусств №1] // Автозаводец. – 2015. – 21 нояб. – С. 7
9 Музыке добавили площадей Красин Е. Музыке добавили площадей : [о расширении музыкальной школы № 15] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 18 марта (№ 10). – С. 10
10 А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! Смирнова Л. А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! : [о Е.В. Сорокиной, педагоге музыкальной школы № 1] // Автозаводец. – 2014. – 29 нояб. (№ 136). – С. 10

Страницы