Птенцы гнезда «Сирина»
Творчество юных
Сирин — это не только райская птица, которая «зазывала из гнезд» Владимира Высоцкого. Так называется образцовая мастерская керамики отделения декоративно-прикладного искусства детской школы искусств «Дом культуры школьников». Здесь дети лепят из глины, а «Сирин» лепит из них настоящих художников и просто хороших людей. Недавно этому коллективу исполнилось 15 лет. Наведавшись в мастерскую, я познакомилась с юными гончарами, погладила Кружкового и узнала, что такое «ракле». Но обо всем по порядку.
Глинная история
Едва вылупившись, «Сирин» свил гнездо в одном из кабинетов школы № 58 — раньше там находился один из филиалов ДКШ. Но спустя несколько лет оттуда пришлось «улететь»: филиал решили расформировать.
— Тогда я взяла дымковскую игрушку, пришла к директору ДКШ Надежде Александровне Кудиновой и попросила нас приютить, — вспоминает руководитель коллектива Е. М. Вагина. — Со свободными помещениями тогда было туго, и нам выделили подвальную комнатку без окон. Позже мы перебрались в центральное здание...
Через некоторое время в «биографии» мастерской начался «керамический» период — ГАЗ подарил «Сирину» две печки. Если раньше глиняных котов и русалок просто сушили, то теперь появилась возможность их обжигать. Правда, крупные поделки в эти компактные печурки не помещаются. Примерно год назад » спонсоры презентовали юным гончарам еще одну печь, на этот раз — большую, в ней можно обжигать высокие вазы, скульптуры. Сейчас «глиняных дел мастера» мечтают о гончарном круге.
— Посмотрите, это мы к Новому году готовимся, — Елена Михайловна приподнимает крышку печи, под которой обнаруживается целое стадо коров с телятами. Я вынимаю из печных недр рогатый символ грядущего года и чувствую приятное тепло — бычок еще не успел остыть после обжига.
Огонь, вода и мучная болтушка
В мастерской практикуют спиральную лепку — так еще пещерные люди делали посуду. Накладывающиеся одна на другую глиняные «ленты» постепенно формируют чашку, вазу или кувшин. По технологии край должен быть толще стенок в полтора раза — чтобы не растрескался, ведь глина начинает твердеть именно с края.
— Разминая глину, я иногда разговариваю с ней, — делится Надя Петрухина. — И она словно подсказывает, чем хочет стать.
Когда поделка чуть подсохнет, можно процарапывать рисунок, натирать поверхность гладким камушком или металлической ложкой. От этого глина делается гладкой, как стекло, и очень приятной на ощупь. Затем пора включить «режим ожидания» — примерно на два дня поделку рекомендуется оставить в покое, чтобы полностью высохла. Только после этого ее можно ставить в печь, где глина обжигается при температуре 1000 градусов. Когда остынет, ее разрисовывают и снова отправляют в печку, разогретую уже до 1050 градусов.
— Самый интересный момент — это когда глазурованная керамика вынимается из печи, считает Сережа Брик. — Никогда не знаешь точно, что получится. Иногда глазури после обжига радикально меняют цвет!
Все творения юных гончаров полые — если обжигать глину куском, разница между температурой раскаленной поверхности и еще сырой середины приведет к тому, что поделку попросту разорвет.
— Мы используем и другой способ обработки — обварку, — говорит Настя Долгова. — Обожженные и чуть остывшие, примерно до 700 градусов, изделия вынимаются из раскаленной печи и большими щипцами помещаются в мучную «болтушку». Правда, это довольно опасная технология, педагоги за нас боятся и нам обварку не доверяют, сами делают. Выглядит это очень эффектно: дым валит, пар стоит! Наши преподаватели в этот момент похожи на колдуний!
— А потом из мучной "болтушки" поделку перемещают в ведро с водой, иначе она станет черной, — продолжает «керамический ликбез» Маша Орехова. — Мука «вваривается» в глиняные «поры», и появляются красивые такие пятна. Кроме того, изделие становится водонепроницаемым. На Руси издревле именно так обрабатывали глиняную посуду.
Педагоги «Сирина» владеют еще одной необычной методикой – так называемой технологией черной керамики, как известно, в природе черной глины не существует, такой цвет она приобретает в результате обработки. Раскаленную посуду или игрушку бросают в опилки и тут же закрывают крышкой, чтобы не попадал воздух. Керамика «коптится» в дыму и становится черной. В Японии такой метод называют «ракле», что в переводе означает «любование обжигом».
Метод «я его слепила из того, что было» в декоративно-прикладном искусстве непопулярен — если хочешь, чтобы твоя работа была красивой и качественной, нужен соответствующий материал.
— Раньше мы ездили за глиной в Дивеево, — вспоминает Е. М. Вагина. — Когда-то в этом поселке располагался большой завод, он приказал долго жить, а месторождение осталось. Глина там белого цвета, с поблескивающими кварцевыми вкраплениями. Пластичная, некапризная — в общем, мечта гончара. Мне это место «сдала» дивеевская керамистка Наталья Крушинская. Но постепенно информация обошла весь город, и сейчас там «пасется» множество гончаров, за глиной приезжают на самосвалах, копают при помощи экскаваторов... В итоге мы перестали ездить «на раскопки», теперь глину покупаем.
Урок под столом
«Красота-то какая! Лепота!» — эту фразу из всеми любимой советской комедии так и хочется воспроизвести, когда знакомишься с работами воспитанников «Сирина». Смотрит вдаль былинный богатырь, этакий «колосс на глиняных ногах». С ним соседствуют дружелюбные домовята, пухлые русалки, диковинные птицы... А сколько здесь посуды, предметов интерьера! Вазы, кувшины, подсвечники и даже ароматическая лампа... На стенах красуются картины — тоже, разумеется, глиняные.
— Лепить могут все! — уверена Е. М. Вагина. — Керамика хороша тем, что результат своей работы можно увидеть практически сразу. Чем раньше ребенок начнет заниматься декоративно-прикладным искусством, тем лучше.
В мастерскую можно записаться с 5 лет. Для малышей керамика начинается с небольших по размеру игрушек. Наблюдать за детскими дебютами очень забавно — если ребенок слепил, допустим, медведя, то ему обязательно хочется сделать и медведицу, чтобы Миша не скучал. Затем лепятся их сыновья и дочки, потом руки доходят до мебели, чтобы обставить берлогу. А еще нужно слепить соседей, чтобы медвежьей семье было к кому ходить в гости... С малышами занимается Марина Алексеевна Акилова, выпускница «Сирина» и талантливая художница, хорошо известная в творческой среде нашего города.
— Работы у нее яркие, радостные — сложно сказать, кто у кого учится, она у детей или дети у нее, — улыбается Елена Михайловна. — Марина может найти подход даже к самому капризному ребенку. Однажды привели к нам четырехлетнего мальчика. Он ни в какую не хотел лепить, прятался под столом. Так Марина под стол залезала и там с ним лепила.
Марина — далеко не единственная выпускница "Сирина", решившая связать свою профессию с искусством. Евгений Хлюнев (в мастерской до сих пор красуются его глиняные драконы и живописец, которому кокетливо позирует лесная сова) с отличием окончил Нижегородское художественное училище, работает в Санкт-Петербурге. Вероника Вагина, дочь Елены Михайловны, тоже окончила художественное училище, сейчас занимается дизайном. Также в дизайне себя нашли Ирина Мегина, Иннокентий Храповицкий. А Наталья Сергеева открыла свою мастерскую керамики.
Кружковой и Кикимора
Трое выпускников «Сирина» продолжают учиться у Е. М. Вагиной — они поступили в гуманитарно-художественный институт при Нижегородском архитектурно-строительном университете, где уже 10 лет преподает Елена Михайловна.
— Правда, специального образования у меня нет, — признается она. — Я окончила Московский педагогический институт, где работать с керамикой, естественно, не учили. Все «глиняные» знания и навыки я получила вместе со своими учениками.
Сейчас у «Сирина» около 50 «птенцов» — мальчишек и девчонок разного возраста. Начиная с 3-го класса, они занимаются практически по той же программе, что и студенты Елены Михайловны. Выполнив задание, можно лепить, что душе угодно. Так рождаются глиняные ангелы, вальяжные коты, улыбчивые лягушки и драконы, играющие на гармошке...
— Все игрушки у нас добрые, — отмечает Е. М. Вагина. — Это сейчас на прилавках сплошные монстры и робокопы, а наши предки никогда не делали игрушек, несущих отрицательную энергию. И мы тоже злых не лепим. За этим строго следит наш домовой, точнее, Кружковой, — Елена Михайловна показывает мне лукаво улыбающегося глиняного симпатягу. — Он по "национальности" шкатулка — видите, сверху крышка открывается? Я уже говорила, что мы собираем деньги на гончарный круг, так что Кружковой ждет в гости спонсоров. А по ночам он следит за порядком. Ведь когда мы уходим, все игрушки оживают. А у нас столько всякого народа поналеплено! Вот Кружковой и командует, чтобы они не обижали друг друга. А это жена его, Кикимора, дама хулиганистая и драчливая. Видите, у нее ухо отломлено и крылышко — наверное, Кружковой ее поколачивает — за проказы и неуживчивость натуры.
Рядом с хранителем мастерской расположились несколько народных игрушек. Как известно, в нашей области ими славится Городецкий район — оттуда родом городецкая и жбанниковская игрушки, по популярности практически не уступающие знаменитой дымковской.
— Вообще-то я неохотно позволяю детям продавать работы — вдруг «зазвездятся»? Но если речь идет о стилизации народной игрушки, смотрю на это сквозь пальцы. Потому что ребенок понимает: покупатель высоко оценил в первую очередь не его талант, а те прекрасные традиции, которые несет в себе русское искусство, — говорит Елена Михайловна.
Учим свистеть итальянцев
Впрочем, финансовый вопрос для воспитанников «Сирина» пока не очень актуален — он стоит примерно на уровне «на что купить шоколадку — пить чай после занятия». Кстати, бодрящий напиток здесь принято заваривать изготовленных в мастерской чайника и пить из собственноручно сделанных чашек.
— Ребята готовы тут с утра до ночи сидеть! Приходят сразу после уроков и не уходят, пока не выгонишь, — с притворным негодованием восклицает Елена Михайловна.
Разминающая глину Настя Долгова улыбается — понимает, что речь идет в том числе и о ней. Лежащая в углу школьная сумка красноречиво это подтверждает. В «Сирине» Настя занимается третий год. Кроме мастерской, она посещает изостудию ДКШ, планирует связать будущую профессию с дизайном.
— В каждой нашей выставке участвует Маша Орехова, очень талантливая и старательная, девочка, — продолжает рассказ о «птенцах» «Сирина» Е. М. Вагина. — А мальчишки у нас какие! Они мои верные помощники – приносят из сарая глину, размачивают, переминают ее для малышей, которым для этого пока не хватает силенок... Наши «три богатыря» — Сережа Брик, Костя Бурлаков и Рома Суворов. Кстати, не так давно они трех богатырей вылепили — видите, в центре стола красуются? Сережа — «предводитель» наших мальчишек. Это моя правая рука, а для ребятишек он как старший брат. Сережа очень доброжелательный, отзывчивый, всегда готов помочь. И остальные мальчики за ним тянутся. Помню, один паренек, когда пришел к нам, постоянно всех подкалывал, дразнил — видимо, перенял такой стиль общения в школе. Но, пообщавшись с Сережей, он очень изменился, стал спокойнее, добрее...
Ребята регулярно участвуют в разных показах: «Сирин» представлял свои работы в Нижегородском художественном музее, на Всероссийском фестивале «Гончары России», который проходил в Вологде, тверском фестивале игрушек и на итальянской выставке свистулек. И по сей день в музее города Чезуна хранятся сделанные автозаводцами свистульки. Есть идея организовать экспозицию в районном выставочном зале... Правда, каждая выставка для «Сирина» — своего рода стихийное бедствие. Керамика — вещь хрупкая, капризная, поэтому все выезды неизменно сопряжены с потерями? то ухо отвалится, то нос оторвется. Не у ребят, конечно, — у игрушек...
— К сожалению, в нашем городе отношение к керамике такое... снисходительное, — с грустью констатирует Елена Михайловна. — Живопись, графика воспринимаются серьезно, а керамика — так, будто бы баловство. Хотя это интереснейший вид искусства, объединяющий в себе и живопись, и графику, и скульптуру, и дизайн.
Согласно славянской мифологии, Сирин является лишь счастливым людям, недаром его имя созвучно с древним названием рая — Ирий. А мастерская «Сирин» уже 15 лет делает счастливыми автозаводских мальчишек и девчонок, которые здесь учатся, дружат, радуются и творят.
Мария ЗИНИНА.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Золотые голоса | Воронова Н. Золотые голоса : [к 10-летию создания вокального отделения ДШИ им. А.И. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2017. – 30 мая (№ 58). – С. 3 |
2 | «Международная» домра | Иконникова С. «Международная» домра : [о музыкальном конкурсе в ДШИ № 1 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 6 апр. (№ 37). – С. 3 |
3 | История ДШИ № 1 | [История ДШИ № 1] : [Электронный ресурс] // Сайт ДШИ № 1. – Режим доступа : http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (дата обращения: 04.04.2017) |
4 | «Вы рисуйте, вам зачтется...» | Смирнова Л. «Вы рисуйте, вам зачтется...» : [об отделении живописи в ДШИ «Созвездие»] // Автозаводец. – 2017. – 16 марта (№ 28). – С. 7 |
5 | От гармони до оркестра | Калюлина Г. От гармони до оркестра : [о С.Д. Крестьянинове, музыканте ДШИ им. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 3 |
6 | Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» | Минская Е. Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» : [о танцевальном ансамбле ДШИ «Созвездие» Автозаводского района] // Патриоты Нижнего. – 2016. – 10 февр. (№5). – С. 6 |
7 | История школы | История школы [Электронный ресурс] : [о детской школе искусств № 1 Автозаводского района]. – Режим доступа: http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (Дата обращения: 15.12.2015) |
8 | Гармония звука | Смирнова Л. Гармония звука : [о VII Открытом российском конкурсе юных исполнителей им. Балакирева в автозаводской Детской школе искусств №1] // Автозаводец. – 2015. – 21 нояб. – С. 7 |
9 | Музыке добавили площадей | Красин Е. Музыке добавили площадей : [о расширении музыкальной школы № 15] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 18 марта (№ 10). – С. 10 |
10 | А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! | Смирнова Л. А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! : [о Е.В. Сорокиной, педагоге музыкальной школы № 1] // Автозаводец. – 2014. – 29 нояб. (№ 136). – С. 10 |