Двадцать лет спустя

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук С. Двадцать лет спустя : [о школе № 58] // Автозаводец. – 2009. – 30 окт. – С. 3

Двадцать лет назад, в такой же, наверное, не самый погожий день, Е. А. Деньгина, первый директор новой 58-й школы, перерезала красную ленточку перед парадным входом. Школа строилась, чтобы стать самой большой в районе — в годы демографического бума алфавит для обозначения классов в параллели использовался до буквы «к». Представьте: ученик 1-го «к» класса! Расписание уроков занимало почти всю стену в коридоре. Каждый день в 58-ю прибегали почти 2 тысячи детей. Елена Афанасьевна вспоминает:

— Когда я рано-рано утром приходила в школу, мне казалось, что стены звенят от детских голосов, словно кирпичной кладке не хватало ночи, чтобы погасить все звуковые колебания. Сейчас встречаю своих выпускников и сама удивляюсь: ведь я их помню. Лица всех своих учеников помню! За 20 лет школа выпустила тысячи детей...

Строили сами

Она по-прежнему остается директором школы. Да и коллектив педагогов здесь за 20 лет не сказать чтобы кардинально поменялся. Есть, конечно, и молодые учителя (многие из них — выпускники 58-й), есть и те, кто перешел сюда работать из других учебных заведений. Но костяк остается прежним.

— Мы просто очень сдружились тогда, 20 лет назад, — говорит заместитель директора школы С. В. Носкова, — причем сдружились все – и учителя, и ученики.

Первый учебный год новой школы выдался весьма сложным. Пока малыши обучались в специально выделенных для них классах в соседних учебных заведениях, старшеклассники приводили в порядок новостройку. Вместе с учителями они убирали строительный мусор, мыли окна, расставляли парты. Классической фразой «Берегите школу, она ваш второй дом» учеников 58-й «приводить в чувство» не приходилось. Они и сами берегли свою, ими самими построенную школу.

Школа по-прежнему, как ядро в атоме — электроны, притягивает к себе учеников. Дети приходят сюда не только учиться — они остаются после уроков заниматься в кружках, бегут в музей (пожалуй, лучший школьный музей в области, но об этом чуть позже), собираются на подготовительные курсы. Можно сказать, что микрорайон МЖК, где находится 58-я, сам по себе довольно обособленная система, поэтому школа и стала «центром цивилизации», но... это будет неправильно. Центром цивилизации она стала потому, что уникальная.

Педагоги начальной школы работают под девизом «Здоровым быть здорово» — вместе со специалистами НИРО проводят экспериментальную деятельность. Вокальный ансамбль «Соната» стал призером международного конкурса, хореографические студии «Азбука», «Ассорти», «Народные узоры» — лауреатами городских фестивалей. Большое внимание уделяется развитию спорта и туризма, причем старшеклассники становятся не просто участниками – судьями международных соревнований.

— Школа была одной из первых, начавших сотрудничать с вузами города, — вспоминает Е. А. Деньгина, — первым нашим партнером стал университет имени Лобачевского, потом «подружились» и с другими вузами. Наши выпускники поступали и поступают на самые престижные факультеты нижегородских университетов. Они уже и сами сейчас преподают в вузах. К примеру, выпускница Наталья Владимировна Захарова возглавляет кафедру естественно-географического факультета НГПУ. Да и вообще бывшие ученики 58-й успешно строят свою карьеру. Приятно, когда обращаемся к ним за помощью, никогда не отказывают.

Проблем с успеваемостью в «школе МЖК» никогда не было. Единые госэкзамены, к примеру, здесь сдали только на положительные оценки, а выпускница Настя Голубева набрала по информатике 91 балл.

— Ну, Настя всегда была с техникой на «ты», — улыбается Елена Афанасьевна, — какой праздник ни проводили, Настя всегда за аппаратуру отвечала. Обычно этим мальчишки занимаются, а у нас вот — девочка. И сейчас тоже, кстати, на «железе» сидят две девочки – передала им Анастасия эстафету.

Понятно, что не были бы дети такими успешными, если бы не учились у талантливых педагогов. Здесь что ни учитель, то история. Уникальные педагоги Т. А. Березина, Г. И. Требинская, З. Ф. Тихомирова. Лидия Александровна Попова преподает математику. Ей (представьте себе!) 77 лет.

— Она учила еще бабушек сегодняшних учеников, — говорит С. В. Носкова, — авторитет у Лидии Александровны колоссальный. Все профильные математические классы появились благодаря ее инициативе. Дети слушаются ее беспрекословно не потому, что боятся, — уважают они Лидию Александровну.

Честное будущее

Е. А. Деньгина признается: когда думали, о чем стоит рассказать в газете... нет, не так. Даже и не думали, о чем стоит рассказать в газете. Это было настолько очевидно, что в принципе не требовало обсуждений. Главная ценность, достопримечательность, главный самородок школы — это ее музей «Истоки». От обычных школьных музеев он отличается, как шапка Мономаха от короны из цветной фольги. 13 лет назад «Истоки» создали Л. А. Ионова и Л. А. Гончар. Сейчас директор 58-й шутит:

— У нас не музей при школе, а школа при музее.

«Истоки» известны далеко за пределами района... Музей включает в себя 4 зала: «Нижегородская старина», «История школы и района», «Картинная галерея» и «Наше будущее».

Само словосочетание «музей будущего» звучит довольно странно, но 58-я никогда не была рабом стереотипов.

— Мы считаем, что природа человека тройственная, — говорит Л. А. Ионова, открывая дверь «зала будущего». — Человек — существо космическое (на нас влияет знак Зодиака, под которым мы родились), земное и божественное.

Вот парадокс: подобную картину человеческой природы оспорит и геология (какой еще знак Зодиака?!), и анатомия (какое еще божественное происхождение?!). Но мы-то, обычные люди, и в гороскопы порой заглядываем, и молимся, когда на душе кошки скребут. Этот зал — честный. Он показывает человека таким, каким человек сам себя представляет. Наверное, поэтому здесь так любят собираться подростки и обсуждать проблемы взаимоотношений между мальчиками и девочками, детьми и родителями... Они спорят, порой бросая взгляды то на «звездное небо», то на лики святых на иконах.

— Как же без Бога? — пожимает плечами Лидия Александровна. — Без Бога человек животным становится. Вячеслав Геннадьевич Зарубин — атеист, и то сказал: «Без Бога нельзя!» Мы с ним вместе этот музей создавали. Уникальный он человек. Был директором 142-й школы, после того, как вышел на пенсию, работал здесь учителем труда. Сколько мы с ним всего для музея сделали! Ему особенно нравилось, что музей наш живой, что здесь дети сами работают.

...А еще в этом зале можно загадать желание. Самое сокровенное. Л. А. Ионова уверяет, что желание сбудется, каким бы нереальным оно ни казалось. Я не удержалась, загадала. Наверное, и правда, сбудется.

Дайте покняжить!

В зале «Нижегородская старина» я слегка теряюсь. Хочется покачать люльку возрастом старше самого пожилого жителя Земли, хочется заглянуть в княжеский терем (тоже творение рук В. Г. Зарубина)... Да, внутри комнаты стоит терем. Взрослому человеку в нем будет тесновато, а вот первоклашки, когда приходят сюда на экскурсию, непременно заходят внутрь и даже дверцы за собой закрывают, чтоб никакая внешняя реальность не мешала им «княжить».

В общем, хочется все потрогать, пощупать, примерить, тем более что это разрешается. Более того, коллекцию старинных самоваров, например, совсем недавно использовали на корпоративном чаепитии — все остались довольны. И самовары в том числе. Но меня ждут два десятка ребят — «ближний круг» активистов музея. Тех, кто прибегает в музей время от времени, кто приносит сюда интересные экспонаты и просто заглядывает перевести дух среди бурных школьных будней, наберется больше половины школы. Но ребята, которые собрались за столом, музеем, можно сказать, живут. Они проводят здесь экскурсии, репетируют исторические постановки, пишут научные работы и краеведческие исследования. Они называют себя музейным советом.

— Видите, как у нас много экспонатов? — председатель музейного совета Алексей Фадеев окидывает взглядом стены и стеллажи, сплошь заставленные раритетной экзотикой. — Многие из них появились у нас в ходе операции «Бабушкин сундук».

— Бабушки ставятся в известность, что из их сундуков изымаются вещи для музея? — смеюсь я.

— Вероятно, да, — по лицу Алексея невозможно понять, шутит он или нет.

Нам бабушки сами звонят, просят прийти к ним домой «с экспедицией», забрать старые книги, военную форму, Швейные машинки, — добавляет Л. А. Ионова.

Мне кажется, наши самые ценные экспонаты — это старинные книги, — говорит Алексей, — и монеты. Самая древняя — 1649 года, а вот ассигнации, «екатерининки», — Лёша протягивает банкноту, и я поражаюсь ее размерам: будь она еще чуть-чуть побольше, в нее можно было бы завернуть младенца.

Конечно, набор старинных вещей (каким бы богатым он ни был) — это всего лишь набор старинных вещей. Музеем он становится, лишь будучи систематизированным и во всех смыслах «разложенным по полочкам». Алексей Фадеев рассказывает о программе развития, по которой работают дети и педагоги, — программа серьезная и, что удивительно, находящая самый живой отклик в сердцах детей.

Музейный совет

...Девятиклассник Антон Кравчук в музейную работу включился только в этом году. Готовясь к первому уроку (помните, в России 1 сентября все школьники вспоминали Александра Невского?), он так увлекся темой, что вместе со школьной командой «Святой витязь» занял 1-е место на районном конкурсе, посвященном святому благоверному князю.

— Мне очень понравилось работать с Лидией Александровной Ионовой и Любовью Александровной Гончар, — признается Антон. — Мы начали готовиться еще до начала учебного года, изучали историю жизни Александра Невского.

— Мы вообще очень часто участвуем в районных и городских конкурсах, — говорит главный экскурсовод музея Таня Машкова, — у нас уже немало наград, — Таня вручает мне тяжеленную стопку грамот, — недавно в городе проходил конкурс исторических очерков об известных нижегородцах. К нему мы подготовили очерк об Иване Ивановиче Киселеве, легендарном директоре ГАЗа. Мы заняли 2-е место! И наш очерк напечатали в книге «Очерки по истории развития науки и техники Нижнего Новгорода», одним из ее авторов-составителей была Любовь Александровна.

Ученики 58-й изучают историю улиц района. Возле питомника, к примеру, есть улица Власенко. Мало кто знает, что названа она в честь уникального человека, доктора Власенко.

— Он приехал на автозавод, когда тот еще только строился, — рассказывает Таня Моторина, — и с нуля создавал медсанчасть ГАЗа. А еще он занимался научной работой, защитил диссертацию, воевал на фронте.

...Восьмиклассник Арсений Сивохин в одной из музейных постановок играл роль князя Всеволода. Слегка стесняясь, он признается, что княжить ему очень понравилось — можно командовать хоть одиннадцатиклассниками.

— Когда я надеваю княжескую одежду, отдавать приказы становится легко, — удивляется он собственному психологическому открытию, — а в обычной жизни — нет.

Миша Бардов и Таня Гринина — участники городского конкурса «Юный экскурсовод». Они готовили заочные экскурсии по улицам города. Ходили по Автозаводу, фотографировали достопримечательности, сидели в архивах, выясняя исторические подробности, делали презентации своих работ.

— Я выбрал Молодежный проспект. Вы знаете, что в 126-й школе во время войны был госпиталь? А знаменитый «радиусный» дом — единственный в городе. Жалко, не посмотрел я, как там внутри. Говорят, там и стены такие же, «радиусные».

Одиннадцатиклассники уже изучили проспект Бусыгина, улицу Дьяконова, площадь Киселева и многие другие улицы, носящие имена наших земляков.

— Мы делаем учебное пособие, которое будет рассказывать об улицах Автозавода, — говорит Алексей Фадеев, — чтобы нижегородские школьники знали историю своего города. В этом году планируем написать очерк о бульваре имени Коноваленко и улице Мельникова. А то, знаете, мы на площади перед ДК ГАЗа делали опрос. Интересовались у прохожих, что именно они знают про Ивана Ивановича Киселева. И большинство наших ровесников отвечали: «Ничего». Или спрашивали: «А кто это?»

Скажете, слишком большие амбиции у старшеклассников 58-й школы? Ничуть. Они верят в свою мечту. И они ее точно осуществят.

Светлана СТОРОЖУК.

Уважаемые педагоги, дорогие школьники, родители! От всей души поздравляю вас с юбилеем школы! Вы по праву можете гордиться своим учебным заведением. Оно не только заметно на образовательной карте района — у 58-й школы есть свое лицо, свой стиль. Возможно, истоки этого нужно искать в ее местоположении. Самую большую школу строили в микрорайоне МЖК. Сам дух, сама атмосфера МЖК не допустила бы того, чтобы школа, где учатся дети таких родителей, оказалась «обыкновенной». Поэтому так активно работают здесь кружки и секции, поэтому растет и развивается музей «Истоки», поэтому во всех спортивных соревнованиях команда 58- й — в неизменных  лидерах. Желаю вам новых побед. Оставайтесь всегда школой успеха!

Е. МОРОЗОВ, депутат областного Законодательного Собрания.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы